Приложение N 1 Техническое задание на выполнение научно-исследовательских работ
Приложение N 1
к контракту N ______
от "__" ________ 2006 г.
Утверждаю
Заместитель руководителя
Федерального дорожного агентства
А.М.ЧАБУНИН
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
1. Наименование темы (исследований, работ): Научная разработка методов профессионального тренинга для водителей транспортных средств.
2. Исполнитель: определяется по результатам конкурса.
3. Заказчик (подразделение Федерального дорожного агентства): Управление эксплуатации и сохранности автомобильных дорог.
4. Основание для разработки:
Перечень (план) работ, предусмотренных Федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах".
5. Статус работы: государственный заказ.
6. Источник финансирования: федеральный бюджет.
7. Исходные данные:
В настоящее время отсутствует научно обоснованная методика профессионального тренинга для водителей транспортных средств. Существующие программно-методические документы по проведению теоретических занятий, тренажерной и автодромной подготовки, по обучению водителей непосредственно в условиях уличного движения не образуют комплексной системы, учитывающей профессиональные, нравственные и психологические особенности будущих водителей.
При разработке поставленной задачи должны быть учтены и использованы следующие действующие нормативно-методические документы:
- Федеральный закон РФ "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ;
- "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании" от 13.01.1996 N 12-ФЗ;
- Постановление Правительства РФ от 15.12.1999 N 1396 "Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений".
Главным недостатком существующих подходов следует считать их "осредненность", отсутствие учета индивидуальных способностей обучаемого, что в определенных ситуациях лишь затягивает учебный процесс, а в других случаях - завершает его до формирования устойчивого навыка безопасного управления автомобилем.
8. Состояние проблемы (вопроса):
Безопасность дорожного движения является одной из актуальнейших проблем функционирования автомобильного транспорта. В более чем в 250000 дорожно-транспортных происшествиях, совершаемых на дорогах России в течение только одного года, погибает около 36000 человек, количество тяжело раненых, надолго (а то и навсегда) выбывающих из производственной деятельности, превышает сотни тысяч человек. Экономические потери от повреждения транспортных средств и перевозимых грузов, по экспертным оценкам, в среднем, на одно ДТП достигает 50000 рублей, а суммарно составляет громадную сумму, приближающуюся (в ценах на декабрь 2005 г.) к одному триллиону рублей.
Естественно, не все потери можно отнести на профессиональную неподготовленность водителей: здесь оказывают свое влияние и конструктивные недостатки эксплуатируемых автомобилей, их техническое состояние и катастрофическое состояние дорожной сети.
Вместе с тем, статический анализ аварийности на автомобильном транспорте указывает на приоритетную роль водителей в совершаемых авариях (75%), особо выделяя повышенную "опасность" на дорогах водителей со стажем менее 3-х лет. Последнее убедительно свидетельствует об имеющихся недостатках существующей системы подготовки водительских кадров.
Опыт организации тренинга водителей в странах развитой автомобилизации (в первую очередь, в США, Японии, ФРГ, Великобритании, Франции и др.) показывает эффективность широкого внедрения современных методических подходов и тренажерных средств обучения в учебно-тренировочный процесс.
Наиболее эффективными средствами тренинга водителей транспортных средств, а также исследований его поведенческих реакций в экстремальных ситуациях и формирования устойчивых навыков безопасного управления автомобилем являются специализированные автомобильные тренажеры. Они наиболее адекватно имитируют внешнюю обстановку движения, поведение автомобиля как объекта управления и являются средством отображения информации всех видов, анализируемой водителем в условиях его профессиональной деятельности. С помощью тренажеров производится наиболее экономичная и безопасная для обучаемого ситуационная подготовка водителей к действиям в номинальных и критических условиях, сопровождаемых, как правило, дефицитом времени для принятия решений.
К сожалению, в настоящее время роль автомобильных тренажеров в процессе подготовки и повышения квалификации водителей, особенно в сравнении с их использованием на других видах транспорта (гражданской авиации, железнодорожном, морском, речном транспорте), явно не соответствует современным требованиям.
В соответствии с изложенным необходимы не только разработка новых методов тренинга водителей на всех этапах профессиональной подготовки (теоретическая, практическая, действия в реальных дорожных условиях), но и одновременное решение проблемы технического оснащения учебного процесса современными средствами тренажерной и автодромной подготовки, а также оборудование учебных автомобилей приборами контроля и оценки действий обучаемых.
9. Цель работы:
Снижение уровня аварийности и последствий ДТП по вине водителей транспортных средств путем формирования устойчивых навыков безопасного управления автомобилем.
10. Отличия, новизна и преимущества:
Работа отличается наличием автоматической оценочной и соревновательной процедур в учебно-тренировочном процессе; комплексной оценкой результатов тренинга, включающей оценку профессиональной успешности и уровня напряженности при выполнении поставленной задачи; обеспечением имитации критических ситуаций.
11. Содержание работы:
Работа включает четыре этапа.
На первом этапе (2006 г.) выполняются следующие работы:
- анализ состояния вопроса в странах с передовой автомобилизацией и смежных отраслей операторской деятельности в номинальных и экстремальных условиях, в первую очередь, в гражданской авиации и морском флоте;
- разработка концепции методологии процесса тренинга водителей транспортных средств с учетом результатов профессиональной деятельности и напряженности учебно-тренировочного процесса;
- разработка перечня и тактико-технических требований к средствам теоретического и практического тренинга водителей транспортных средств, в том числе, простейших электронных систем, тренажерных средств обучения, оборудования автодромов и учебных автомобилей;
- разработка методики обучения водительских кадров и оценочной процедуры формирования устойчивых навыков процесса управления автомобилем с учетом непрерывности (перерывов) в тренировочных занятиях и профессиональной деятельности на этапах:
- проведения тренажерной подготовки обучаемого на специализированном автотренажере;
- проведения автодромной подготовки с имитацией критических ситуаций.
На втором этапе (2007 г.) выполняются следующие работы:
- разработка методов повышения мотивации процесса тренинга водителей путем формирования соревновательной процедуры между обучаемыми;
- разработка перечня возможных критических ситуаций и отказов автомобиля, влияющих на безопасность дорожного движения и адекватных методов их имитации;
- разработка методики обучения водительских кадров и оценочной процедуры формирования устойчивых навыков процесса управления автомобилем с учетом непрерывности (перерывов) в тренировочных занятиях и профессиональной деятельности на этапах:
- изучения Правил дорожного движения и контроль за их соблюдением в конкретных дорожно-транспортных ситуациях;