1) РО РР и при необходимости РО АР, используемые для вывода критической сборки на требуемый уровень мощности и для поддержания мощности на заданном уровне, а также для планового останова КС;
2) РО КР, используемые для компенсации запаса реактивности критической сборки и планового останова КС;
3) систему контроля положения и управления исполнительными механизмами РО РР, РО АР, РО КР;
4) систему контроля положения и управления исполнительными механизмами загрузочных и экспериментальных устройств (при необходимости);
5) не менее двух независимых между собой каналов контроля плотности потока нейтронов с показывающими приборами, при этом по меньшей мере в составе одного канала контроля плотности потока нейтронов должна быть предусмотрена возможность записи изменения плотности потока нейтронов критической сборки во времени;
6) канал контроля скорости (периода) увеличения плотности потока нейтронов с показывающим прибором;
7) каналы контроля параметров технологических систем критической сборки, важных для безопасности;
8) канал контроля реактивности (при необходимости);
9) систему управления внешним источником нейтронов.
3.2.3.2. Диапазон контроля плотности потока нейтронов управляющей системой нормальной эксплуатации должен перекрывать весь определенный проектом КС диапазон изменения мощности критической сборки.
В случае разбиения диапазона контроля плотности потока нейтронов на несколько поддиапазонов должно быть предусмотрено перекрытие поддиапазонов не менее чем в пределах одной декады.
3.2.3.3. Должна быть предусмотрена звуковая индикация уровня мощности критической сборки. Сигналы звукового индикатора должны быть хорошо слышны в помещениях критической сборки и пункта управления КС.
3.2.3.4. Эффективность каждого из РО РР и РО АР не должна превышать 0,7 бета_эфф.
3.2.3.5. РО РР, РО АР, РО КР должны обеспечивать при взведенных РО АЗ не менее 1% подкритичности (К_эфф <= 0,99) критической сборки.
3.2.3.6. Исполнительные механизмы РО РР, РО АР, РО КР должны иметь указатели промежуточного положения и конечных положений.
3.2.3.7. Дистанционно управляемые загрузочные и экспериментальные устройства должны иметь конечные выключатели и при необходимости указатели промежуточного положения.
3.2.3.8. Управляющие системы нормальной эксплуатации должны формировать как минимум следующие сигналы на пункт (пульт) управления:
1) предупредительные (световые и звуковые) - при приближении параметров критической сборки к уставкам АЗ и нарушении условий нормальной эксплуатации;
2) указательные - информирующие о положении дистанционно управляемых средств воздействия на реактивность и о наличии напряжения в цепях электроснабжения СУЗ.
3.2.3.9. Управляющие системы нормальной эксплуатации должны исключать:
1) ввод положительной реактивности со скоростью выше 0,07 бета_эфф/с;
2) ввод положительной реактивности путем перемещения РО РР, РО АР, РО КР или дистанционно управляемых загрузочных и экспериментальных устройств и других средств воздействия на реактивность, если РО АЗ не взведены;
3) ввод положительной реактивности средствами воздействия на реактивность при появлении предупредительных сигналов по плотности потока нейтронов или скорости (периоду) увеличения плотности потока нейтронов или по каналам контроля параметров технологических систем, важных для безопасности КС;
4) ввод положительной реактивности средствами воздействия на реактивность в случае отсутствия электроснабжения в цепях указателей промежуточного положения органа, используемого для увеличения реактивности или в цепях аварийной и предупредительной сигнализации;
5) дистанционное увеличение реактивности одновременно с двух и более рабочих мест, двумя или более лицами, двумя или более способами (не считая увеличения реактивности за счет разогрева-расхолаживания активной зоны критической сборки).
3.2.3.10. Управляющие системы нормальной эксплуатации должны обеспечивать:
1) для РО КР эффективностью более 0,7 бета_эфф шаговое увеличение реактивности со скоростью не более 0,03 бета_эфф/с и величиной шага не более 0,3 бета_эфф;
2) возможность разрыва цепи питания двигателей исполнительных механизмов РО КР эффективностью более 0,7 бета_эфф с пункта управления КС, при этом разрыв цепи питания двигателей не должен влиять на возможность приведения критической сборки в подкритическое состояние по сигналу АЗ;
3) по сигналу АЗ автоматическое прекращение увеличения реактивности дистанционно управляемыми загрузочными и экспериментальными устройствами, а в необходимых случаях - автоматическое уменьшение реактивности, обусловленной загрузочными или экспериментальными устройствами;
4) проверку работоспособности всех видов световой и звуковой сигнализации.
3.2.3.11. Отказ канала контроля плотности потока нейтронов или скорости (периода) увеличения плотности потока нейтронов должен сопровождаться выработкой сигнала на пункт управления КС и регистрацией отказа, при этом должен формироваться предупредительный сигнал об отказе такого канала.
3.2.3.12. В случае использования на КС автоматического регулятора мощности в проекте КС должны быть установлены и обоснованы диапазон мощности критической сборки, в пределах которого регулирование осуществляется АР, характеристики системы автоматического регулирования мощности, приведена оценка погрешности поддержания требуемого уровня мощности и показано отсутствие автоколебаний мощности.
3.2.3.13. Управление критической сборкой и основными системами КС должно производиться с пункта управления КС, имеющего двухстороннюю громкоговорящую связь с помещением критической сборки и при необходимости с другими помещениями КС. Пункт управления КС должен быть оборудован телефонной связью.
3.3. Системы безопасности
3.3.1. Аварийная защита и другие системы останова
3.3.1.1. В проекте КС в составе СУЗ должна быть предусмотрена АЗ КС.
3.3.1.2. АЗ должна иметь не менее двух независимых РО АЗ (групп РО АЗ).
3.3.1.3. По сигналу АЗ без учета одного наиболее эффективного РО АЗ (группы РО АЗ) должен обеспечиваться ввод отрицательной реактивности величиной не менее 1 бета_эфф. Время введения этой реактивности не должно превышать 1 с, начиная с момента формирования любым каналом защиты аварийного сигнала.
3.3.1.4. Суммарная эффективность всех РО АЗ должна быть не менее суммарной эффективности всех РО АР и РО PP.
3.3.1.5. РО АЗ должны иметь указатели конечных положений.
3.3.1.6. АЗ должна быть спроектирована таким образом, чтобы начавшееся защитное действие было выполнено полностью и обеспечивался контроль выполнения функции безопасности (останов по аварийному сигналу или по сигналу об отказе в канале защиты).
3.3.1.7. РО АЗ при появлении аварийного сигнала должны автоматически приводиться в действие из любых положений, и на любом участке своего движения РО АЗ должен обеспечиваться ввод отрицательной реактивности, при этом отрицательная реактивность должна вводиться с максимально возможной скоростью и другими РО СУЗ.
3.3.1.8. АЗ должна выполнять функцию безопасности, независимо от состояния источников электроснабжения СУЗ.
3.3.1.9. Кроме аварийного останова КС, РО АЗ при необходимости могут использоваться для планового останова КС.
3.3.1.10. Кроме АЗ, проектом КС могут быть предусмотрены и другие системы останова КС, приводимые в действие автоматически или дистанционно.
3.3.1.11. Суммарная эффективность систем останова КС должна превышать запас реактивности критической сборки.
3.3.2. Управляющая система безопасности
3.3.2.1. В проекте КС должна быть предусмотрена управляющая система безопасности, осуществляющая управление системами останова в процессе выполнения ими заданных функций.
3.3.2.2. Любой отказ в управляющей системе безопасности, нарушающий ее работоспособность, должен приводить к срабатыванию АЗ (принцип "безопасного отказа").
3.3.2.3. В составе управляющей системы безопасности должно быть не менее трех независимых между собой каналов защиты, включая два канала защиты по плотности потока нейтронов и канал защиты по скорости (периоду) увеличения плотности потока нейтронов.