Закон Ленинградской области от 20 декабря 2002 г. N 62-оз "О региональной целевой программе "Пожарная безопасность на территории Ленинградской области" на 2003-2005 годы" (Принят Законодательным собранием Ленинградской области 10 декабря 2002 года)

Закон Ленинградской области от 20 декабря 2002 г. N 62-оз "О региональной целевой программе "Пожарная безопасность на территории Ленинградской области" на 2003-2005 годы" (Принят Законодательным собранием Ленинградской области 10 декабря 2002 года)

Статья 1

Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Пожарная безопасность на территории Ленинградской области" на 2003-2005 годы.

Статья 2

Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Утверждена
областным законом
от 20 декабря 2002 г. N 62-оз
(приложение)

Региональная целевая программа "Пожарная безопасность на территории Ленинградской области" на 2003-2005 годы"

Паспорт региональной целевой программы "Пожарная безопасность на территории Ленинградской области" на 2003-2005 годы"

┌──────────────────────────┬───────────────────────────────────────────┐
│Полное наименование │Региональная целевая программа "Пожарная │
│Программы │безопасность на территории Ленинградской │
│ │области" на 2003-2005 годы" (далее - │
│ │Программа) │
├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤
│Основания для разработки │Федеральный закон "О пожарной │
│Программы │безопасности" от 24 декабря 1994 года N │
│ │65-ФЗ, федеральная целевая программа │
│ │"Пожарная безопасность и социальная защита │
│ │на период до 2000 года", областной закон │
│ │"О пожарной безопасности Ленинградской │
│ │области" от 13 октября 2000 года N 33-оз, │
│ │распоряжение Губернатора Ленинградской │
│ │области от 2 сентября 1996 года N 104-рг │
│ │"О мерах по выполнению Закона Российской │
│ │Федерации "О пожарной безопасности" на │
│ │территории Ленинградской области" │
├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤
│Период и этапы реализации │2003-2005 годы │
│Программы │ │
├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤
│Цель Программы │Обеспечение необходимых условий для │
│ │повышения боевой готовности и │
│ │оперативности областных подразделений │
│ │Государственной противопожарной службы │
│ │(далее - ГПС), укрепления их │
│ │материально-технической базы, что позволит │
│ │более успешно решать задачи, связанные с │
│ │предупреждением и тушением пожаров │
├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤
│Основные задачи, │Приведение материально-технической базы │
│мероприятия Программы │подразделений ГПС Ленинградской области в │
│ │соответствие с нормативными требованиями; │
│ │строительство и реконструкция 15 пожарных │
│ │депо; закупка основных и специальных │
│ │пожарных машин, приборов и оборудования │
│ │для газодымозащитной службы, │
│ │горюче-смазочных материалов, боевой одежды │
│ │и снаряжения для личного состава │
├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤
│Объем финансовых │13,0 миллионов рублей, в том числе: │
│ресурсов, запланированных │10,1 миллиона рублей за счет средств │
│по Программе на 2003 год │областного бюджета, │
│ │2,9 миллиона рублей за счет средств │
│ │бюджетов муниципальных образований │
├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤
│Объем финансирования, │24,8 миллиона рублей, из них: │
│необходимый для │23,6 миллиона рублей за счет средств │
│завершения Программы │областного бюджета, │
│ │1,2 миллиона рублей за счет средств │
│ │бюджетов муниципальных образований, │
│ │в том числе: │
│ │2004 год - 11,2 миллиона рублей за счет │
│ │средств областного бюджета; │
│ │2005 год - 11,2 миллиона рублей за счет │
│ │средств областного бюджета, │
│ │1,2 миллиона рублей за счет средств │
│ │бюджетов муниципальных образований │
├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤
│Ожидаемые конечные │Обеспечение относительного сокращения │
│результаты, социальный и │потерь от пожаров на 20-30 процентов, что │
│экономический эффект, │составит ежегодно с учетом прямого и │
│важнейшие целевые │косвенного ущерба ориентировочно 194 │
│показатели Программы │миллиона рублей (в ценах 2001 года), │
│ │снижение гибели и травматизма людей при │
│ │пожарах │
├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤
│Разработчик Программы │Управление государственной противопожарной │
│ │службы Санкт-Петербурга и Ленинградской │
│ │области │
├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤
│Срок разработки Программы │2001 год │
├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤
│Представитель заказчика │Административно-правовой комитет │
│Программы │Правительства Ленинградской области │
├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤
│Основной исполнитель и │Главное управление по делам гражданской │
│соисполнители Программы │обороны и чрезвычайным ситуациям по │
│ │Ленинградской области, соисполнители - │
│ │администрации муниципальных образований │
│ │Ленинградской области: Кировский район и │
│ │Бокситогорский район │
├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤
│Фамилия, имя, отчество, │Начальник Главного управления по делам │
│должность, телефон │гражданской обороны и чрезвычайным ситуаци-│
│руководителя Программы │ям Ленинградской области Шапошников Сергей│
│ │Валентинович, телефон 447-95-24 │
├──────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤
│Система организации │Главное управление по делам гражданской │
│контроля за выполнением │обороны и чрезвычайным ситуациям по Ле- │
│Программы │нинградской области в установленные сроки │
│ │представляет в административно-правовой ко-│
│ │митет Правительства Ленинградской области │
│ │сведения о ходе освоения средств и │
│ │реализации намеченных мероприятий. │
│ │Административно-правовой комитет │
│ │Правительства Ленинградской области через │
│ │первого вице-губернатора Ленинградской │
│ │области В.В.Кириллова ежеквартально │
│ │представляет в комитет по экономике и │
│ │инвестициям Правительства Ленинградской │
│ │области и комитет финансов Ленинградской │
│ │области обобщенные сведения о ходе │
│ │освоения средств и реализации намеченных │
│ │мероприятий. │
│ │Общий контроль за выполнением мероприятий │
│ │Программы осуществляет первый │
│ │вице-губернатор Ленинградской области │
│ │В.В.Кириллов │
└──────────────────────────┴───────────────────────────────────────────┘
┌──────────────────────────┬───────────────────────────────────────────┐

1. Анализ ситуации и обоснование целей и задач Программы

Региональная целевая программа "Пожарная безопасность на территории Ленинградской области" на 2003-2005 годы" (далее - Программа) разработана во исполнение Федерального закона "О пожарной безопасности" и областного закона "О пожарной безопасности Ленинградской области".
Основными целями Программы являются создание необходимых условий для усиления пожарной безопасности Ленинградской области, уменьшение гибели, травматизма людей и размера материальных потерь от огня, укрепление материально-технической базы областных подразделений Государственной противопожарной службы.
Противопожарное состояние Ленинградской области вызывает серьезную тревогу и озабоченность. С 1995 по 2001 год регистрируется устойчивая тенденция обострения обстановки с пожарами и последствиями от них. В 2001 году число погибших на пожарах людей достигло 485, что значительно выше показателей предшествующих пяти лет. Среднегодовой прирост числа выездов подразделений Государственной противопожарной службы на пожары составляет от 5 до 15 процентов, и в настоящее время число выездов превышает 6000 в год. Прямой ущерб от пожаров ежегодно составляет более 100 миллионов рублей. С учетом динамики показателей оперативной обстановки в регионе можно ожидать, что в предстоящее пятилетие в Ленинградской области будет происходить свыше шести тысяч пожаров в год, вероятна ежегодная гибель на пожарах более 500 человек.
Сложившееся положение обусловлено комплексом проблем правового, материально-технического и социального характера, накапливавшихся десятилетиями и не получавших своего разрешения.
Одной из причин такого положения является недостаточность средств, выделяемых на осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, низкая техническая оснащенность подразделений противопожарной службы. Потребность в технических средствах тушения пожаров удовлетворяется лишь на 35-40 процентов, до 80 процентов существующих объектов пожарной охраны нуждаются в капитальном ремонте, более 50 процентов пожарной техники подлежат списанию и обновлению. Численность подразделений Государственной противопожарной службы Санкт-Петербурга и Ленинградской области недостаточна для организации эффективной работы по предупреждению и тушению пожаров.
В целом для преодоления отмеченных негативных тенденций в деле организации борьбы с пожарами необходимы целенаправленные скоординированные действия органов исполнительной власти, муниципальных образований, объединений, предприятий и организаций Ленинградской области.

2. Обоснование мероприятий Программы и расчет необходимого ресурсного обеспечения

В оперативном управлении Государственной противопожарной службы находятся 53 здания пожарных депо, семь из них имеют стопроцентный износ и эксплуатируются в аварийном состоянии, 26 зданий требуют проведения ремонтно-строительных работ капитального характера. Практически не выделяются средства на текущий ремонт зданий пожарных депо. В настоящее время с особой остротой встает вопрос строительства зданий пожарных депо в поселке Назия Кировского района, городе Всеволожске, капитального ремонта пожарных частей в городе Отрадном Кировского района, поселках Сиверский и Вырица Гатчинского района, поселке Ефимовское Бокситогорского района, а также реконструкции пожарных депо в городах Лодейном Поле, Шлиссельбурге, Новой Ладоге.
В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ минимальная численность подразделений Государственной противопожарной службы устанавливается из расчета: одна единица личного состава Государственной противопожарной службы на каждые 650 человек населения. При населении Ленинградской области в 1700 тысяч человек численность пожарной охраны Ленинградской области должна составлять 2615 единиц. По состоянию на 1 января 2002 года штатная численность личного состава Государственной противопожарной службы составляет 1777 единиц.
В настоящее время значительную часть Государственной противопожарной службы Ленинградской области (73 процента) составляют подразделения профессиональной пожарной охраны, которые значительно уступают по боеготовности и эффективности подразделениям военизированной пожарной охраны. Из-за низкой оплаты труда в подразделениях профессиональной пожарной охраны наблюдается высокая текучесть кадров, большой некомплект и низкая профессиональная подготовленность личного состава.
В современных условиях эффективное проведение надзорно-профилактической работы возможно при достаточной обеспеченности соответствующих подразделений Государственной противопожарной службы транспортными средствами. Вместе с тем в отрядах пожарной охраны области основным транспортным средством является мотоцикл, что снижает эффективность работы инспекторского состава в холодное время года (более пяти месяцев в году).
Для выполнения в полном объеме задач, поставленных перед Государственной противопожарной службой, в первую очередь, по спасанию жизни людей, требуется постоянно обучать и тренировать личный состав, особенно пожарных-газодымозащитников. Для этой цели могут быть использованы возможности Санкт-Петербургского института Государственной противопожарной службы МЧС России, а также оборудования и переоборудования теплодымокамер непосредственно в частях и отрядах пожарной охраны. Ежегодно требуется обучить в указанном институте 300-350 работников пожарной охраны.
Проблема гибели и травмирования людей на пожарах для Ленинградской области является одной из актуальнейших. Ежегодно огонь уносит сотни человеческих жизней. Изменить данную негативную ситуацию способны средства массовой информации, работающие в наиболее тесном контакте с населением. Их потенциал может и должен быть направлен на решение следующих задач:
целенаправленное информирование жителей Ленинградской области о происходящих пожарах, их последствиях, мерах предупредительного характера, о путях обеспечения пожарной безопасности;
формирование у различных групп населения - работников предприятий, молодежи, подростков, неработающих - представления о пожарах как реально существующей проблеме;
проведение обучения основам пожаробезопасного поведения, правилам вызова пожарной помощи, действиям в случае возникновения пожара.
По состоянию на 1 января 2002 года подразделения Государственной противопожарной службы Ленинградской области укомплектованы работоспособными мобильными техническими средствами для борьбы с пожарами в среднем на 68 процентов, в том числе:
основными пожарными автомобилями - на 88 процентов;
специальными пожарными автомобилями - на 71 процент (автолестницы, автомобили дымоудаления и т.п.);
противопожарным оборудованием - на 63 процента;
огнетушащими веществами - на 54 процента;
специальной боевой одеждой и снаряжением - на 58 процентов,
в том числе изолирующими противогазами - на 73 процента.
При нормах штатной положенности в 151 единицу основных пожарных автомобилей и 18 единиц специальных пожарных автомобилей в подразделениях профессиональной пожарной охраны Ленинградской области имеется 131 единица основных пожарных автомобилей, средний срок эксплуатации которых составляет около 9 лет. Из общего числа автомобилей 53 единицы подлежат списанию. Для ликвидации некомплекта и замены полностью изношенных и пришедших в негодность требуется закупить 73 единицы основных пожарных автомобилей, в первую очередь для подразделений Государственной противопожарной службы Выборгского, Приозерского, Волосовского, Лодейнопольского, Кингисеппского, Сланцевского, Подпорожского, Лужского, Всеволожского и Кировского районов. В пожарных частях городов Кировска, Подпорожья, Сланцев, Приозерска, Кингисеппа, Бокситогорска пожарные автолестницы изношены и требуют срочной замены.
Низкая оснащенность техническими средствами снижает оперативную готовность подразделений пожарной охраны к выполнению задач по тушению пожаров.
Положение с укомплектованностью и состоянием средств связи в подразделениях Государственной противопожарной службы Ленинградской области было и остается очень сложным. Необходимо улучшение качества передачи информации и повышение оперативности в управлении силами и средствами пожарной охраны, что требует реорганизации существующих схем связи, обусловленной внедрением современных аппаратных средств. Существующий парк аппаратуры связи в настоящее время предельно изношен, средний срок эксплуатации УКВ-радиостанций составляет 7,3 года, основных средств проводной связи - 12,8 лет. Имеющиеся на вооружении УКВ-радиостанции "Виола" в настоящее время на 88,5 процента выработали свой нормативный срок эксплуатации. Телефонная ведомственная сеть базируется на физически и морально устаревшей телефонной станции УАТС-49, которая эксплуатируется более 20 лет. Ресурс используемых АТС (в подразделениях пожарной охраны еще имеются телефонные станции выпуска начала 70-х годов) и станций диспетчерской связи центра управления силами полностью исчерпан, в результате чего увеличилось количество отказов в работе аппаратуры связи, а ремонт неисправного оборудования в полном объеме затруднен из-за невозможности приобретения запаса инструментов и принадлежностей и комплектующих.
В связи с передачей Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации перед Государственной противопожарной службой встают новые задачи, для успешного решения которых необходимо приобретение для каждой пожарной части современного аварийно-спасательного оборудования, теплоотражательных костюмов, средств защиты органов дыхания и кожи от воздействия отравляющих веществ и тому подобного.
Таким образом, указанная ситуация требует незамедлительного вмешательства органов власти, местного самоуправления, руководителей предприятий Ленинградской области, выделения необходимых средств для укрепления материально-технической базы подразделений Государственной противопожарной службы, решения других социальных и экономических проблем службы.
Разрешение указанных проблем позволит значительно повысить эффективность работы Государственной противопожарной службы по осуществлению должного контроля за соблюдением гражданами и юридическими лицами, расположенными на территории Ленинградской области, требований пожарной безопасности. Вложение необходимых средств из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований в совершенствование и развитие Государственной противопожарной службы изменит оперативную обстановку с пожарами в лучшую сторону: возможное ежегодное снижение ущерба от пожаров (с учетом прямого и косвенного) может достичь 190-200 миллионов рублей.

3. Функции исполнителя и соисполнителей Программы, система контроля и взаимодействия между участниками ее реализации

Исполнитель Программы - управление Государственной противопожарной службы Санкт-Петербурга и Ленинградской области - обеспечивает заключение договоров со строительными организациями на проведение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту зданий пожарных депо, осуществляет закупку на конкурсной основе пожарной техники, оборудования, инвентаря, снаряжения.
Соисполнители Программы - администрация муниципального образования Гатчинский район и администрация муниципального образования Бокситогорский район обеспечивают финансирование Программы в соответствии с запланированными мероприятиями.
Управление Государственной противопожарной службы Санкт-Петербурга и Ленинградской области в установленные сроки представляет в административно-правовой комитет Правительства Ленинградской области сведения о ходе освоения средств и реализации намеченных мероприятий.