15. Анализ состояния производства проводится центром по сертификации в соответствии с программой работ, утверждаемой органом по сертификации.
16. Центром по сертификации на основании результатов рассмотрения протоколов испытания (отчетов об испытаниях), заключения по документации заявителя и другой информации, полученной в процессе экспертизы, разрабатывается комплексное заключение о соответствии конкретного типа (экземпляра) ТС АР требованиям нормативных документов.
17. Решение о возможности выдачи сертификата (об отказе в выдаче) (приложение N 5 к настоящим Правилам) принимает орган по сертификации на основании комплексного заключения центра по сертификации.
18. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на ТС АР, а также срока, на который сертифицировано производство, но не более чем на два года.
19. Сертификат вступает в силу с момента (даты) его регистрации в Государственном Реестре ССГА.
20. При внесении изменений в конструкцию (состав) ТС АР или технологию его производства, которые могут повлиять на соответствие продукции требованиям нормативных документов, заявитель заранее извещает об этом орган, выдавший сертификат, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или оценки состояния производства этой продукции.
21. Сертификат выдается заявителю с указанием конкретного производителя ТС АР. Передача права использования сертификата его держателем другому юридическому лицу не допускается.
22. Сертификат может выдаваться на новый срок по заявке заявителя в порядке, установленном для первоначальной сертификации. Состав сертификационных работ при этом может уточняться органом по сертификации в зависимости от результатов инспекционного контроля сертифицированных ТС АР, наличия системы управления качеством на производстве, сведений о качестве и надежности поставляемых ТС АР и информации по результатам их эксплуатации авиационными предприятиями (эксплуатантами) России.
23. ТС АР, на которые выдан сертификат, в установленном порядке маркируются знаком обращения на рынке, используемым в ССГА.
24. Инспекционный контроль за сертифицированными ТС АР (если это предусмотрено схемой сертификации) организует и проводит орган по сертификации, выдавший сертификат, при участии (по поручению органа по сертификации) центра по сертификации.
25. Инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания ТС АР и другие проверки, необходимые для подтверждения, что производимое (поставляемое) ТС АР продолжает соответствовать установленным требованиям, на соответствие которым оно было сертифицировано.
26. Решение о проведении планового или внепланового инспекционного контроля принимает орган по сертификации. Проведение инспекционного контроля, права, обязанности и ответственность органа по сертификации в процессе проведения контроля регламентируются настоящими Правилами и другими документами ССГА.
27. Инспекционный контроль за конкретными сертифицированными ТС АР проводится по специально разрабатываемой центром по сертификации и утверждаемой органом по сертификации программе, устанавливающей цель, состав комиссии, объем, содержание и порядок проведения работ. Проведение инспекционного контроля может быть организовано в рамках сертификации эксплуатантов, обеспечивающих и осуществляющих авиационные работы, если она проводится центром по сертификации, участвовавшим в сертификации ТС АР.
28. Результаты инспекционного контроля оформляются актом, в котором дается оценка результатов испытания образцов и других проверок, делается заключение о состоянии производства сертифицированного ТС АР (если это предусмотрено схемой сертификации) и возможности сохранения действия выданного сертификата.
29. По результатам инспекционного контроля сертифицированного ТС АР могут быть сделаны следующие выводы:
подтвердить действие сертификата (при положительных результатах инспекционного контроля);
разработать и провести корректирующие мероприятия по устранению вскрытых недостатков, нарушений и их последствий (при наличии недостатков и последствий, которые могут быть устранены);
приостановить действие или отменить (аннулировать) сертификат (при неудовлетворительных результатах инспекционного контроля) либо ввести в его действие ограничения.
30. Орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата в случае несоответствия ТС АР требованиям нормативных документов, а также в случаях изменения:
нормативного документа на ТС АР или метода испытаний;
конструкции (состава), комплектности ТС АР;
(невыполнения) технологии, методов контроля и испытаний, если перечисленные изменения могут вызвать несоответствие ТС АР установленным требованиям.
31. Решение органа по сертификации о приостановлении действия или отмене (аннулировании) сертификата должно быть доведено до держателя сертификата не позднее 10 дней со дня принятия такого решения.
При возникновении спорных вопросов в отношении принятия решения о приостановлении действия, отмене (аннулировании) сертификата или введении в его действие ограничений заинтересованная сторона может подать апелляцию (жалобу) в Центральный орган ССГА. Если участник сертификации не удовлетворен результатом рассмотрения апелляции, то он может подать апелляцию в специально уполномоченный орган в области гражданской авиации.
Решения указанных органов могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
32. Восстановление аннулированного сертификата не производится. Повторная заявка на проведение сертификации ТС АР может быть подана заявителем только после устранения причин, послуживших основанием для аннулирования сертификата.
33. Признание зарубежных сертификатов осуществляется в установленном порядке. Признание зарубежных сертификатов и знаков соответствия осуществляется с учетом многосторонних и двусторонних соглашений, участником которых является Российская Федерация.
На основе признанных зарубежных сертификатов органом по сертификации выдаются сертификаты соответствия ССГА, а сертифицированные ТС АР вносятся в Государственный Реестр ССГА.
34. Проведение обязательной сертификации ТС АР в рамках ССГА осуществляется возмездно в соответствии с пунктом 4 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации.
III. Методы оценки соответствия ТС АР
35. Основными методами оценки соответствия при сертификации ТС АР являются определение действительных значений величин (параметров); выполнение технических операций, заключающихся в определении одной или нескольких характеристик продукции в соответствии с установленной процедурой; установление факта нахождения характеристик ТС АР в пределах заданных нормативов.
36. Определение состава необходимых и достаточных документов на ТС АР, оцениваемых для целей сертификации, а также применение методов оценки соответствия осуществляются экспертами центра по сертификации и включаются в программу сертификационных работ по конкретному типу ТС АР.
37. Испытательные лаборатории (центры) проводят испытания конкретных ТС АР или конкретные виды испытаний согласно своей области аккредитации, выдают протоколы испытаний по программе сертификационных работ.
38. В зависимости от специфики проводимого испытания испытательной лабораторией (центром) разрабатывается программа испытания, которая включает:
средства испытаний и вспомогательные устройства;
порядок подготовки к проведению испытаний;
порядок проведения испытаний;
правила обработки результатов испытаний;
правила оформления результатов испытания;
допустимую погрешность.
39. При проведении контроля (оценки) параметров и характеристик ТС АР, условий их производства, испытаний и эксплуатации применяются следующие методы:
экспертная оценка полноты и правильности применения нормативных документов;
сравнительная оценка нормативных и фактических значений показателей, характеристик;
кинематические и динамические расчеты функциональных элементов конструкций;
контрольные осмотры фактического состояния ТС АР и производственной базы;
инструментальный контроль показателей эксплуатационной безопасности ТС АР;
оценка состояния технической, производственной и эксплуатационной документации;
математическое моделирование процессов и условий эксплуатации;
наблюдение за процессами, фиксация результатов;
контрольные опросы эксплуатантов, постановка вводных изготовителям ТС АР.