Постановление Правительства Москвы от 26 марта 2002 г. N 208-ПП "О Концепции комплексного развития туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы" и первоочередных мерах по ее реализации" стр. 3

- задания на разработку, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Москвы И.Н.Орджоникидзе.
Комплексная концепция выполнена Государственным унитарным предприятием "Моспроект-2" при участии организаций: ГУП НИиПИ Генплана, ГУП НИАЦ, Академии Туризма, ГУОП г.Москвы, ЗАО "Центр историко-градостроительных исследований".
Комплексная концепция разработана на основе и в развитие положений Генерального плана г.Москвы, основных положений Градостроительного плана развития территории Центрального Административного Округа г.Москвы, основных положений Программы развития туризма в г.Москве на период до 2010 года.
Цель работы - создание в историческом центре Москвы туристско-рекреационной зоны с развитой многофункциональной современной инфраструктурой туристического сервиса для привлечения российских и иностранных туристов и дальнейшего развития города, как центра международного туризма.
Центральная часть города имеет огромный потенциал благодаря уникальности культурного, исторического, архитектурного и природного наследия. Основу эффективного использования этой территории составляет развитие туристской сферы, поскольку это направление позволяет максимально использовать ее уникальные особенности.
Как результат эффективного использования территории определяются следующие основные аспекты:
Экономический - существующий потенциал центральной части Москвы и создание совокупного туристского продукта, конкурентоспособного на мировом рынке позволят значительно повысить прямой и косвенный доход города за счет активизации туристического и сопутствующего ему бизнеса (торговля и питание, транспорт, бытовые услуги и прочее);
Политический - повышение международного общественного мнения о Москве и России, расширение деловых и культурных связей, формирование положения Москвы в мировой структуре, как мирового культурного, общественно-делового и туристского центра;
Социальный - активное формирование социальной структуры и повышение социального статуса российского общества в целом, создание большого количества новых рабочих мест, развитие городских социальных программ, создание возможности для развития "социального" туризма (для школьников, пенсионеров и т.п.);
Градостроительный - сбалансированное и гармоничное градостроительное развитие территории, определяющей "лицо" столицы России и государства в целом, взаимоувязанные решения существующих проблем центра Москвы с необходимыми изменениями функционально-структурного каркаса центрального исторического ядра города, связанными с формированием туристско-рекреационной зоны.
Эколого-исторический - возможность реализации целенаправленной программы сохранения природных и исторических памятников, оптимизация нагрузки на них в соответствии с их возможностями, улучшение экологической ситуации.
В соответствии с Распоряжением Мэра Москвы от 03.06.1998 г. N 557-РМ "О формировании архитектурного комплекса туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы" территория ТРЗ определена в следующих границах: улица Кузнецкий мост, улица Большая Лубянка, Лубянская площадь, Лубянский проезд, Славянская площадь, площадь Варварские ворота, Китайгородский проезд, Москворецкая набережная, улица Балчуг, Пятницкая улица, Климентовский переулок, Большой Толмачевский переулок, Малый Толмачевский переулок, Кадашевская набережная, Якиманская набережная, Берсеневская набережная, Соймоновский проезд, площадь Пречистенские Ворота, улица Волхонка, Большой Знаменский переулок, Колымажная улица, Малый Знаменский переулок, Староваганьковский переулок, Романов переулок, Никитский переулок, Камергерский переулок, улица Кузнецкий мост.

Рис. Схема формирования архитектурно-ландшафтного комплекса

"Рис. Схема формирования архитектурно-ландшафтного комплекса"

Историко-градостроительное обоснование

Территория, выбранная для организации на ней пешеходной туристской зоны, является центральным ядром городского ансамбля Москвы. Здесь сконцентрировано огромное количество памятников истории, культуры и археологии, состоящих под государственной охраной, главнейшим из которых является ансамбль Московского Кремля.
Обилие и сконцентрированность на исследуемой территории памятников истории и культуры уже само по себе делает ее привлекательной для организации здесь ТРЗ. Однако, для организации туристической пешеходной зоны, необходимо не только обеспечить показ зрителю каждого памятника в отдельности, но и создать условия, позволяющие ему стать активным участником архитектурного зрелища Москвы - русского города с неповторимыми по своей живописности и глубине многоплановыми композициями городских пространств, неотделимых от природного ландшафта.
Местоположение центрального ядра города, возникшего в древности из небольшого торгово-промышленного поселения, не только сохранялось на протяжении столетий, но подчеркивалось и развивалось. Безусловно, вершина высокого Боровицкого холма отличалась не только удобным стратегическим положением, но и необыкновенной живописностью. Визуально город был весь обращен к Москве-реке и ее притокам. Главным художественным элементом пространственной организации этого города, вокруг которого выросла сегодняшняя Москва, являлся "прозор" - вид, система визуальных связей всех его компонентов, отчетливая обозримость, открытость и благоприятные условия созерцания. Это, свойственное русскому человеку, особенное "пространствопонимание", легло в основу пространственно-планировочной организации Москвы и сохранялось на всех этапах формирования ее неповторимого архитектурно-художественного облика.
Укрепленная цитадель древнего поселения, со временем превратившаяся в Кремль, уже на самых ранних этапах формирования города являлась его главным композиционно-планировочным центром. От нее, художественно отзываясь на малейшие изменения холмистого рельефа и постепенно растворяясь в сельском окружении пригородных лесов и полей, во все стороны расходились дороги, позднее составившие основу структуры уличной сети Москвы. Окружавшие город подгородные села и монастыри были включены в единую пространственно-видовую систему города. Они образовали вокруг Москвы пояс важных пунктов, определивших в дальнейшем ход ее развития.
Превращение в XIV веке Москвы в столицу государства, средоточие здесь политической и церковной власти, самым активным образом отразилось в архитектурно-художественном воплощении символов этой власти и нового значения города. Ансамбль Московского Кремля с каменными соборами, возведенными итальянскими зодчими по заказу Ивана III, навсегда закрепил за собой главное место в архитектурном зрелище Москвы. Его мощный по своей выразительности силуэт, дополненный укреплениями Китай-города, был окружен низкой застройкой посада, слобод и подгородных сел, казавшейся распластанной по холмистому живописному рельефу. То тут, то там, подчеркивая наиболее выразительные места природного ландшафта поднимались вертикали посадских, слободских и монастырских храмов.
Благодаря тому, что застройка города была невысокой, а улицы, подводящие к центру, расположены выше по рельефу, едва ли не с каждой дороги открывалось внушительное зрелище огромной двойной крепости.
Такая композиционная структура сохранялась до середины XIX столетия. Улицы города спрямлялись, регулировались, расширялись, плацдармы вокруг Кремля и Китай-города превратились в площади - торговые и административно-деловые центры, сами сооружения и пространства наполнялись иным смыслом, но Кремль по-прежнему оставался центральным ядром композиции города и ключевым элементом его архитектурного зрелища.
Композиционно-ландшафтный анализ исследуемой территории, в первую очередь определил критерии оценки. За основу был взят образ города, который является, прежде всего, запечатленной в городском пространстве культурной моделью той или иной эпохи.
В основе каждой такой культурной модели лежат образы - символы. Например, во времена Московского царства образ города с величественными кремлевскими храмами, живописными монастырскими и приходскими церковными ансамблями, символизировал образ небесного Иерусалима, архитектурно выражая при этом политическую идею "Москва - Третий Рим". В эпоху классицизма в организации городского пространства была реализована просветительская культурная модель. Согласно ее идеалам, признававшим особую ценность в исполнении законов, образовании и культурном просвещении, в Кремле строится величественное здание Сената, на центральных площадях появляются здания университета, дворянского собрания и т.п. Строительство на берегу Москвы-реки Храма Христа Спасителя - символа новой государственной идеи: "Православие - самодержавие - народность", внесло существенные изменения в облик древней столицы. Мощное, грандиозное сооружение по своим масштабам явилось серьезным соперником древнему ансамблю Кремля, претендуя на ключевое положение в объемно-пространственной композиции города. Эпоха расцвета советского строя также оставила заметный след в образе города, пополнившегося крупномасштабными сооружениями типа высотных зданий или Госплана, выражавших своим обликом мощь молодого государства.
В соответствии с этим, критерии градоформирующей значимости элементов композиции учитывают не только художественный и градостроительный аспекты, где важны масштабы сооружения и его расположение в ландшафте, но и символический аспект, благодаря которому и небольшое по размеру сооружение может занимать главенствующее место в композиции (например, Мавзолей на Красной площади).
Параллельно со зданиями - символами выделены ключевые объекты композиции - здания, которые на каждом этапе развития города обеспечивали с одной стороны преемственность в развитии города, с другой развивают градостроительную тему, заложенную в ансамбле центра Москвы. Рассматривая композицию как некую иерархию объемов и пространств, вслед за выделением ключевых объемов определены связанные с ними и ориентированные на них городские пространства (зоны непосредственной видимости ключевых элементов композиции).
Ключевой элемент вносит в композицию города новое качество. Оно соответствует основополагающим, традиционным особенностям, присущим национальному градостроительству.
Следующими за ключевыми объектами в композиционной иерархии считаются ведущие элементы композиции, формирующие городской силуэт и систему центральных пространств. Ведущие элементы обязательно должны находиться во взаимосвязи с ключевыми объектами, иначе, выпадая из общего композиционного замысла, они превращаются в дисгармоничные. Также как и ключевые сооружения, ведущие элементы связаны с ориентированными на них городскими пространствами (зоны непосредственной видимости ведущих сооружений ансамбля центральных площадей и периферийных высотных ориентиров).
Наряду с системой центральных городских пространств и ведущих элементов композиции существуют локальные композиционные акценты, пространственно организующие группу кварталов, либо отдельный участок ландшафта. В каждой части города существует своя система локальных композиционных акцентов, но ее обязательным качеством также является тесная взаимосвязь с ключевыми и ведущими элементами композиции.
Фоновая застройка также играет очень важную роль, занимая последнюю ступень композиционной иерархии. Она, прежде всего, должна быть увязана с местной градостроительной традицией каждого района города.
Особо выделены уникальные элементы ландшафта. Поскольку русское градостроительство имеет ландшафтную природу, то наиболее значимые элементы ландшафта выявлены в композиции города и во многом задают ее характер. Они присутствуют в городском пространстве и являются объектами зрелища. Это, прежде всего, русла рек, бровки холмов и береговых склонов. Именно с них и на них открываются сегодня самые значительные по сохранности исторического облика и по художественному впечатлению городские панорамы. Точки наилучшего панорамного восприятия находятся на мостах через Москву-реку и на ее набережных.
Большое влияние на формирование силуэта города и его многоплановой пространственной композиции оказывают ключевые и периферийные доминанты, возвышающиеся над застройкой и хорошо просматривающиеся с удаленных точек.
Режимы содержания зон охраны памятников истории и культуры центральной части г.Москвы изложены в Приложении 3 к постановлению Правительства Москвы от 16 декабря 1997 года N 881.
Основные положения:
- основным режимом содержания территории памятника является режим реставрации;
- на территориях памятников истории и культуры предусмотрены ограничения функционального использования, организация и производство земляных, реставрационных, строительных работ, включая их проектное обеспечение, а также любая хозяйственная деятельность на территории памятников подлежит обязательному согласованию органами охраны памятников;
- преимущественным режимом содержания охранных зон является регенерация градостроительного окружения;
- на территориях охранных зон также предусмотрены ограничения нового строительства и функционального использования, организация и производство земляных, реставрационных, строительных работ, включая их проектное обеспечение, а также любая хозяйственная деятельность на территории охранной зоны подлежит обязательному согласованию государственными органами охраны памятников;
- отступления от установленного режима содержания охранных зон памятников допустимы в соответствии со специально выполненным проектом, согласованным государственными органами охраны памятников;
- заповедным территориям соответствует строгий режим регулирования застройки, предусматривающий сохранение и восстановление своеобразия и ценностных характеристик традиционного городского ландшафта;
- проектная документация для всех видов планировочных, земляных, реставрационных, строительных работ на заповедной территории подлежит обязательному согласованию государственными органами охраны памятников.

Археологическая изученность территории

Территория пешеходной зоны ТРЗ "Золотое кольцо Москвы" включает в себя историческое ядро города, культурный слой которого является уникальным археологическим комплексом, в состав которого входят памятники археологии Федерального (Общероссийского) значения: Китай-город XI - XIX вв., Белый город XIV - XIIV вв., Земляной город XVI - XVII вв., Село Ваганьково XV - XVII вв., Старая Кузнецкая слобода XV-XVI вв., Кузнецкий мост XVI - XVII вв., Кузнецкая Новая слобода XVII в., Кадашевская слобода XV - XVII вв., Толмацкая слобода XVII в., Садовнические слободы XVI - XVII вв., находящиеся под охраной государства в соответствии с Указом Президента РФ "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия Федерального (Общероссийского) значения" N 176 от 20.02.1995 года.
Китай-город (Большой или Великий посад) XI - XVIII вв. - важнейший ремесленный и торговый район Москвы, ее древнейшее предградье, с востока примыкавшее к Кремлю. При археологических работах на территории Китай-города были вскрыты уникальные историко-археологические объекты, открыто несколько десятков домов и хозяйственных построек XI - XVII вв., остатки железоделательного, кузнечного, литейно-ювелирного, кожевенного, сапожного, гончарного и других производств, обнаружены предметы быта XI - XVIII вв., сооружения городского хозяйства XI - XVII вв., основания церквей и монастырей, следы древних некрополей, существовавших при них; изучены части первоначальных укреплений города: рвов и валов; вскрыты древние мостовые, основания стен и башен каменных укреплений Китай-города. Каменная стена Китай-города - памятник военно-оборонительного зодчества первой половины XVI века, была возведена в 1535 - 1538 гг. "вокруг всего посада" взамен временной деревянно-земляной, построенной в 1534 году. Значительная часть Китай-городской стены была снесена в 1930 - 1950-е гг. Археологические исследования, проводившиеся по трассе прохождения Китай-городской стены, несмотря на их фрагментарный характер, показали, что почти на всем ее протяжении сохранились фундаменты стены и башен, а также нижние конструкции крепости. В зонах, примыкающих к Китай-городской стене, мощность культурного слоя достигает 8 - 10 метров.
В конце XVI века стена Белого города (трасса современного Бульварного кольца) - третья крепость Москвы, построенная под руководством Ф.Коня, широкой подковой охватила разросшуюся территорию города. Название "Белый город" перешло затем на все пространство между Белогородской крепостью, Кремлем и Китай-городом. Западная часть этой территории - Занеглименье начало застраиваться в XIV веке и для защиты поселений во второй половине XIV века были сооружены вал и ров. В XV веке на территории Белого города располагались подгородные села и богатые феодальные усадьбы, 5 монастырей и многочисленные храмы, великокняжеский двор и сады.
Село Ваганьково XV-XVII вв. историки Москвы причисляют к числу древнейших урочищ. Село располагалось в непосредственной близости от Кремля - к западу, в районе современного Староваганьковского переулка. В XV веке здесь находился загородный двор великой княгини Софьи Витовтовны.
Старая Кузнецкая слобода XV-XVI вв. лежала в Занеглименье. Это одна из древнейших ремесленных слобод города, возникшая еще в конце XIV века. В XVI веке слобода отсюда была переведена частично в Заяузье, а частично в Замоскворечье. Кузнецкий мост через реку Неглинную был построен в XVI веке, деревянный одноарочный мост неоднократно перестраивался и просуществовал до середины XVIII века. В 1756 году под руководством архитектора Д.В.Ухтомского был построен новый каменный мост на трех арках, который начинался в нескольких метрах за Петровкой к востоку и доходил до улицы Рождественки. В 1817-1819 гг., после того как реку Неглинную заключили в трубу, над ней образовалась современная Неглинная улица, верх моста был разобран, устои засыпаны.
Кузнецкая Новая слобода XVII века располагалась в Замоскворечье, в районе современной Новокузнецкой улицы. В 1630 году в ней было 72 двора, в 1653 году - 185 дворов.
Кадашевская слобода XVI - XVII вв. в Замоскворечье находилась в районе современных Кадашевской набережной и переулков. Первоначально жители этой местности Кадаши (от слова "кадь" или "кадка") были бондарями, обслуживающими великокняжеский дворец. Село Кадашево упоминается впервые в духовной Ивана III 1504 года. В начале XVII века здесь возникает Кадашевский Государев Хамовный (ткацкий) двор, старейшее текстильное предприятие средневековой Москвы. Близ Хамовного двора образуется ткацкая слобода. В 1632 году слобода насчитывала 261 двор, в 1653 году - 372 двора. В начале XVIII века Кадашевский Хамовный двор был превращен в Монетный, а в середине века сюда вновь возвратилось ткацкое производство. Здание было снесено в начале XIX века. От XVII века на месте слободы сохранилась церковь Воскресенья в Кадашах, сооруженная в середине XVII века и перестроенная в 1687 году.
Толмацкая свобода XVII века за рекой Москвой, в Замоскворечье, у Ордынской дороги, поблизости от татарских слобод, располагалась в районе современных Толмачевских переулков, здесь жили толмачи - устные переводчики с татарского языка.