Приказ от 19 июня 2003 г. N 232 Об утверждении правил технической эксплуатации нефтебаз стр. 15

- средствами по удалению цистерн в случае аварийных ситуаций;
- средствами фиксирования вагоноцистерн при сливе-наливе из искронеобразующего материала;
- средствами пожаротушения;
- средствами локализации и ликвидации нефтеразливов.
7.100. Переходные мостики эстакад в местах соприкосновения с металлическими поверхностями вагоноцистерн должны иметь прокладки из искронеобразующего материала и не подвергающегося разрушению парами нефтепродуктов.
7.101. Территория эстакады, железнодорожные подъездные пути должны содержаться эксплуатирующим персоналом в чистоте, исправности, в зимнее время очищаться от снега.
7.102. Не допускается нахождение на железнодорожном пути с эстакадой локомотиву, осуществляющему подачу-уборку вагоноцистерн, а также сквозной проезд локомотива по этим путям.
7.103. Эстакады должны быть оборудованы пешеходными дорожками с твердым покрытием шириной не менее 0,75 м.
Пешеходные дорожки должны вести к торцам каждой эстакады; в местах их пересечения с железнодорожными путями следует устраивать сплошные настилы в уровень с оголовками рельсов.
7.104. Стояки и приборы слива-налива, запорная арматура эстакады должна быть пронумерованы в соответствии с технологической схемой нефтебазы.
7.105. Сливоналивной трубопровод должен иметь отсекающие (аварийные) задвижки, монтируемые на расстоянии 10 - 50 метров от эстакады.
7.106. Несгораемые лестницы располагаются с торцов эстакады на расстоянии не более 100 метров друг от друга. Ширина их должна быть не менее 0,7 метра, уклон - не более 45 град.
7.107. В целях недопущения попадания атмосферных осадков и пыли при наливе в вагоноцистерны авиационных масел, топлив для реактивных двигателей и авиационных бензинов железнодорожные эстакады должны быть оборудованы навесами или крышами.
7.108. Для местного освещения во время сливоналивных операций на эстакадах необходимо применять аккумуляторные фонари во взрывозащищенном исполнении.
7.109. Рукава на стояках эстакады должны быть маслобензостойкими, оборудованы наконечниками из неискрообразующего материала. Наконечники должны быть заземлены. Длина рукава с наконечником должна обеспечивать спускание их до дна вагоноцистерны.
7.110. Коллекторы эстакад должны обеспечивать прием только одного сорта нефтепродуктов. При смене сорта принимаемого нефтепродукта коллектор освобождается.
Не допускается попеременный прием через один коллектор вязких и светлых нефтепродуктов.
7.111. Подъемные механизмы сливоналивных устройств должны быть оборудованы предохранительными приспособлениями, исключающими самопроизвольное вращение механизма.
7.112. При производстве регламентных либо ремонтных работ на эстакаде следует использовать только неискрообразующий инструмент, приспособления.
7.113. При подкатке вагоноцистерн следует пользоваться лебедками. Не допускается применение для подкатки стальных ломов или других предметов.
7.114. Станции налива нефтепродуктов в автомобильные цистерны должны размещаться на нефтебазах в соответствии с проектом.
Станция налива состоит из постов налива, в которых размещены системы налива.
Количество постов и систем налива определяется грузооборотом нефтебазы.
7.116. Наливные системы и стояки должны быть оборудованы телескопическими трубами, патрубками или рукавами с наконечниками из искронеобразующего материала. Длина труб, патрубков или рукавов должна обеспечивать опускание их до дна автоцистерны.
7.117. Наливные системы должны иметь ручное (местное) и автоматизированное (дистанционное) управление из операторной.
Управление одиночными наливными стояками допускается ручное (местное).
7.118. Управление системами налива автоцистерн должны выполнять операторы, прошедшие специальное обучение и сдавшие экзамены.
7.119. Площадки станций налива должны быть бетонированы, обустроены канализацией, а посты налива оборудованы несгораемыми лестницами для подъема на автоцистерны.
Площадки стояков допускается устраивать с твердым покрытием, предотвращающим попадание случайно разлитых нефтепродуктов в почву.
Площадки должны иметь удобные и безопасные подъезды к наливным системам или стоякам. На въезде должна быть вывешена схема организации движения по площадке, утвержденная главным инженером нефтебазы. На территории станций и стояков встречные и пересекающиеся потоки автомашин не допускаются.
7.120. Технологическое оборудование станций и стояков должно быть пронумеровано и обозначено в соответствии с технологической схемой нефтебазы.
7.121. Территории станций оборудуются громкоговорящей связью.
7.122. Системы налива и стояки налива обслуживающий персонал должен содержать в исправном состоянии, при обнаружении неисправности немедленно устранять. Неисправные системы и стояки налива эксплуатировать не допускается.
7.123. В процессе эксплуатации дежурным оператором ведется журнал учета повреждений систем налива (стояков налива) с указанием характера повреждений и выполненных работ по их устранению (приложение N 9).
7.124. На текущий год ответственным за эксплуатацию станций (стояков) налива составляется график предупредительных осмотров и ремонтов технологического оборудования.
7.125. Затаривание и расфасовку нефтепродуктов в бочки и мелкую тару осуществляют в разливочных и расфасовочных пунктах (масла, смазки).
7.126. Разливочные для налива нефтепродуктов в тару следует располагать в помещениях или на открытых площадках под навесом, а расфасовочные - только в помещениях.
7.127. Помещения разливочных и расфасовочных должны быть оснащены устройствами для отпуска и средствами измерения отпущенного количества нефтепродуктов (счетчиками, весами, масло- или топливораздаточными колонками, специальными расфасовочными установками, линиями затаривания и т.п.), средствами механизации, сборниками утечек, средствами автоматического прекращения налива.
7.128. Допускается производить налив легковоспламеняющихся нефтепродуктов в бочки, установленные непосредственно на специально оборудованных автомашинах, через специальные устройства на площадках станций налива или стояков налива.
7.129. Подключение разливочных, расфасовочных пунктов к основным трубопроводам следует производить вне зданий и площадок, устанавливая запорную арматуру в месте присоединения их к основным трубопроводам.
7.130. Разливочные и расфасовочные пункты следует оснащать погрузочно-разгрузочными механизмами.
7.131. В помещении разливочной допускается размещение резервуаров емкостью каждого до 25 куб. м, предназначенных для подогрева и отпуска масел, при условии обеспечения отвода паров из резервуаров за пределы помещения и устройства приточно-вытяжной вентиляции.
На расстоянии 2 метров от капитальных стен (без проемов) допускается устройство горизонтальных стальных резервуаров для других сортов нефтепродуктов при общей вместимости не более 200 куб. м.
Резервуары вместимостью свыше 25 куб. м до 100 куб. м включительно, предназначенные для подогрева и отпуска масел, следует размещать так, чтобы торцы их располагались в помещении разливочной.
7.132. Резервуары для масел общей вместимостью не более 400 куб. м допускается размещать в подвальных помещениях одноэтажных зданий разливочных и расфасовочных, а также под объединенными с ними в здании складскими помещениями для масел в таре. При этом указанное здание должно быть не ниже второй степени огнестойкости. Выходы из указанных подвальных помещений должны быть непосредственно наружу и не должны сообщаться с первым этажом.
7.133. За состоянием технологического оборудования разливочных и расфасовочных ведется постоянный контроль обслуживающим персоналом.
При возникновении неисправности в работе технологического оборудования обслуживающий персонал должен поставить в известность непосредственного руководителя.
Работа на неисправном оборудовании не допускается.
7.134. Для швартовки нефтеналивных судов при приеме-отгрузке нефти или нефтепродуктов речным либо морским транспортом нефтебазы оснащаются специальными причальными сооружениями.
7.135. Водные проходы к причальным сооружениям нефтебаз должны обеспечивать безопасность и беспрепятственный проход судов в течение всей навигации. В случае невозможности обеспечения гарантирования габаритов судовых ходов они определяются на каждый день фактическим состоянием подхода.