Приказ Федеральной службы геодезии и картографии России от 25 декабря 2003 г. N 181-пр "О введении в действие "Инструкции по нивелированию I, II, III и IV классов" стр. 11

10.1. Нивелирование через водные препятствия шириной более 150 м намечают в наиболее узких местах с однообразными в топографическом отношении берегами. При возможности используют острова и отмели. Высота луча визирования над водой должна быть не менее 3 м. Для этого используют повышения местности или сооружают деревянные штативы. Луч не должен проходить над зарослями, островами и отмелями.
Метод передачи высот устанавливают по результатам рекогносцировки.
10.2. У нивелира, предназначенного для нивелирования через водные препятствия, до начала полевых работ исследуют ход фокусирующей линзы. Неправильность хода фокусирующей линзы не должна превышать мм (приложение 11).
За один-два дня до передачи высоты через водное препятствие нивелир тщательно выверяют. Угол i сводят к минимуму и определяют ежедневно до и после нивелирования через препятствие. Запрещается исправлять угол i в день нивелирования через препятствие.
10.3. Нивелирование через препятствия выполняют в наиболее благоприятное время. Лучшие условия бывают в пасмурные и облачные дни с незначительными колебаниями температуры и с небольшим ветром; в такие дни можно работать в любое время. В солнечные дни нивелирование необходимо начинать через три часа после восхода и прекращать за три часа до захода солнца.
10.4. Нивелирование через препятствия шириной до 150 м выполняют двумя способами.
772 × 868 пикс.     Открыть в новом окне
1781 × 1131 пикс.     Открыть в новом окне
1. Если есть возможность установить нивелир и рейки таким образом, чтобы оба луча визирования проходили в одинаковых условиях над поверхностью воды (рис. 21), то нивелирование выполняют обычным способом, соблюдая равенство расстояний от нивелира до задней и передней реек.
Нивелирование через препятствие этим способом отличается от обычного нивелирования на станции тем, что вместо одного наведения и отсчета по каждой шкале рейки при помощи барабана делают три, а затем из них вычисляют среднее. Расхождение между отсчетами на один и тот же штрих рейки допускают до 20 делений барабана. Остальные допуски на станции остаются те же, что и при обычном нивелировании соответствующего класса.
В обратном ходе нивелирование через препятствие выполняют в другую половину дня.
Пример записи в журнале показан в приложении 26.
Этот способ применяют и при нивелировании через препятствия шириной до 300 м, если на середине реки имеется остров, позволяющий установить нивелир на середине препятствия так, чтобы расстояния до реек были одинаковые до 150 м (рис. 21).
2. Если нельзя установить прибор и рейки, как указано на рис. 20, то нивелирование через препятствия шириной до 150 м выполняют с обоих берегов (рис. 22) по методике первого способа; при этом один луч будет проходить над водой, а второй - над берегом.
Значения превышения из нивелирования с разных берегов могут различаться до 10 мм.
Пример записи и вычислений в журнале приведен в приложении 26. При нивелировании через препятствия обоими способами рекомендуется применять одно-шкальные рейки со штрихами толщиной 3 мм. При этом порядок работы на станции следующий.
Нивелирование I класса (нечетная станция):
отсчет по правой задней рейке;
отсчет по передней правой рейке;
перестановка реек на левые переходные точки;
отсчет по передней левой рейке:
отсчет по левой задней рейке;
изменение положения нивелира по высоте;
отсчет по левой задней рейке;
отсчет по передней левой рейке;
перестановка реек на правые переходные точки;
отсчет по передней правой рейке;
отсчет по правой задней рейке.
На четных станциях наблюдения начинают с передней рейки.
Нивелирование II класса:
отсчет по задней рейке;
отсчет по передней рейке;
изменение положения нивелира по высоте;
отсчет по передней рейке;
отсчет по задней рейке.
В обратном ходе нивелирование через препятствия выполняют по этой же программе, но в другую половину дня.
1216 × 1024 пикс.     Открыть в новом окне
1447 × 1341 пикс.     Открыть в новом окне
10.5. Нивелирование через препятствия шириной более 150 м производят, как правило, одновременно с двух берегов по двум створам (рис. 23) с использованием двух нивелиров и двух комплектов реек. Превышение между реперами на обоих берегах определяют сразу для прямого хода и обратного. Работу выполняют под руководством начальника партии, главного инженера или начальника экспедиции.
10.6. На обоих берегах препятствия шириной более 150 м не менее чем за день до нивелирования на требуемых расстояниях от заложенных реперов забивают деревянные колья для постановки реек и штативов. Колья забивают на 10-20 см ниже поверхности земли. Верхний растительный слой земли перед забивкой кольев снимают. Для постановки реек в торцы кольев забивают гвозди со сферическими шляпками.
10.7. Нивелирование через препятствия шириной 150-400 м выполняют способом "совмещения" с применением специальных щитков (приложение 28). Число сдвоенных приемов при нивелировании I класса - не менее двух (второй прием выполняют в другую половину дня), при нивелировании II класса - один.
10.8. Нивелирование через препятствия шириной более 400 м выполняют со щитками способом "подвижной марки" (приложение 29) и способом "наведения" (приложение 30).
При нивелировании I класса через препятствия шириной от 400 до 1000 м проводят четыре сдвоенных приема (два - способом "подвижной марки" и два - способом "наведения"), а при нивелировании II класса - три сдвоенных приема одним из способов. Наблюдения выполняют не менее чем в два дня.
При нивелировании I класса через препятствия шириной более 1000 м проводят шесть сдвоенных приемов (три - способом "подвижной марки" и три - способом "наведения"), а при нивелировании II класса - четыре приема одним из способов. Наблюдения выполняют не менее чем в три дня.
Средняя квадратическая ошибка, вычисленная по сходимости результатов из сдвоенных приемов, должна быть не более для нивелирования I класса и - для нивелирования II класса. При необходимости число приемов увеличивают.

11. Особенности нивелирования I и II классов в районах севера и северо-востока России

11.1. Рекогносцировку линий нивелирования I и II классов в районах севера и северо-востока Российской Федерации и закладку реперов выполняют раздельно за год до нивелирования.
Места для закладки реперов выбирают с учетом глубины протаивания грунтов. При рекогносцировке определяют наиболее выгодные периоды для выполнения работ на каждом участке линии, способствуя тем самым уменьшению влияния систематических ошибок.
11.2. Для проложения линий нивелирования I и II классов в районах севера и северо-востока России, кроме грунтовых дорог, используют берега рек, тропы и зимники. Если таких трасс на местности нет, то линии нивелирования прокладывают по направлениям с наиболее благоприятными грунтовыми условиями и с наименее пересеченным рельефом. Во всех случаях при проектировании и последующей рекогносцировке изыскивают варианты с наименьшим числом водных препятствий и заболоченных участков.
11.3. Следует избегать участков, которые проходят по заболоченным местам, где под ножки штатива и под рейки требуется забивать колья длиной более 1 м. Сильно заболоченные участки нивелируют ранней весной по мерзлому грунту.