Таблица 6
Марка цемента | Применение и характеристика |
ПЦ | Сборные бетонные и железобетонные конструкции. Наиболее распространенный вид цемента |
БТЦ | Сборные железобетонные конструкции и скоростное строительство. Через сутки затвердевает на 80-90% своей 28-дневной прочности, химически стоек |
ПЦ сульфатостойкий | В условиях сульфатной агрессии грунтовых вод при систематическом замерзании или оттаивании, а также увлажнении и высыхании |
ПЦ гидрофобный | Хорошо сохраняется длительное время и при перевозках. Обладает малой гигроскопичностью |
ПЦ магнезиальный | Противопоказано применение при высоких грунтовых водах |
ПЦ пуццолановый | Для сооружений, подвергающихся воздействию пресных вод. Не допускается применение в наземных сооружениях. Твердеет медленно, менее морозостойкий, но более химически стоек, чем ПЦ. |
Гипсошлаковый и шлаковый бесклинкерный цемент | Для наземного, подземного и подводного строительства, стойкий к воздействию сульфатных вод. |
Глиноземистый цемент | Быстросхватывающий, стоек к минерализованным водам. |
Ангидритоглиноземистый | То же |
Романцемент | Медленно твердеющий, малопрочный, не рекомендуется для закладки реперов |
Для изготовления бетонных реперов наилучшим считается портландцемент (ПЦ), обеспечивающий сравнительно быстрое твердение и высокую прочность бетона (табл. 6). Шлакопортландцемент и пуццолановые цементы твердеют медленнее и обладают меньшей морозостойкостью, однако они химически более стойки по сравнению с ПЦ. Не рекомендуется к использованию романцемент, дающий невысокую прочность бетона и медленно твердеющий. К числу быстротвердеющих цементов относится быстротвердеющий портландцемент (БТЦ) и глиноземистый цемент, кроме того, последний химически стоек к агрессивным средам. Химически стойким цементом является сульфостойкий ПЦ, он выдерживает действие морской воды и сульфатных грунтовых вод.
Прочность цементов характеризуется их марками (100, 200, 300, 400 и более), указывающими на предел сопротивления сжатию образцов 28-дневного возраста.
Песок для изготовления бетона рекомендуется крупный или средний с диаметром зерен не менее 1 мм; применение мелкого песка снижает прочность бетона.
Щебень и гравий применяют крупного размера (4-6 см), но не более 1/4 сечения бетонного блока. Щебень обеспечивает большую прочность бетона, чем гравий. Важнейшим условием обеспечения высокого качества бетона является чистота заполнителей. Количество глинистых, илистых и землистых примесей в песке не должно превышать по весу 3-5%, а в щебне и гравии - 1-2%.
Таблица 7
Показатель | Тип растворосмесители | Тип передвижного узла (РВУ) | ||
СО-23А | СО-26 | СО-46 | ||
Производительность, | 1,2-1,5 | 2 | 2 | 4,5 |
Объем готового замеса, л | 65 | 65 | 65 | 165 |
Тип двигателя | АОЛ2-21-2Ф2 ру21 | Внутреннего сгорания УД-1 | АОЛ-22-4ц 2/фЗ | Автомобильный или тракторный прицеп |
Мощность, кВт | 1,5 | 1,6 | 1,5 | 11,45 |
Напряжение, В | 220/380 | - | 220/380 | 220/380 |
Габаритные размеры, см | 180x70x100 | 190x73x116 | 168x73x116 | 385x315x425 |
Масса, кг | 103,5 | 270 | 210 | 4340 |
Грязный песок, щебень или гравий должны быть промыты, просеяны и просушены.
Для изготовления бетона следует использовать пресную чистую воду. Болотную, сильно минерализованную или загрязненную воду употреблять нельзя. Морская вода применяется лишь в исключительных случаях.
Состав бетонной смеси по объему (цемент, песок, щебень) для изготовления железобетонных и бетонных элементов реперов, подлежащих перевозке с баз изготовления к местам закладки, следует принимать в соотношении 1:2:4. Это соотношение должно быть при изготовлении бетонных и железобетонных пилонов в котлованах. Якори же реперов, изготавливаемые в котлованах, могут иметь соотношение бетонной смеси 1:3:5. В транспортируемых элементах реперов следует применять цементы марки 400-500, но не ниже 300; при изготовлении реперов в котловане - не ниже 200.
Воды в бетонной смеси должно быть столько, чтобы смесь была пластичной и заполняла формы без пустот, так как избыточная вода понижает прочность бетона и повышает его водопроницаемость. Водоцементное отношение (весовое соотношение воды и цемента) не должно быть больше 0,8.
Качество бетона зависит от тщательности перемешивания, как сухой бетонной смеси, так и бетонного раствора. Заполнять формы бетоном следует не позже чем через 30 мин после его изготовления. Для приготовления бетонной смеси на базах (в стационарных условиях) можно применять бетономешалки и растворосмесители (табл. 7).
Для уплотнения бетона при изготовлении элементов реперов в стационарных условиях можно применять вибраторы (табл. 8).
Для повышения прочности пилонов, подлежащих транспортировке, производят их армирование. В качестве арматуры используют горячекатаную сталь ("катанку") следующего сечения:
Таблица 8
Тип вибратора | Параметры | ||
Напряжение, В | Наружный диаметр корпуса, см | Масса, кг | |
Электромеханический, глубинный с гибким валом ИВ-75 | 36 | 2,8 | 26 |
С встроенным электродвигателем: | |||
ИВ-55 | 36 | 5,1 | 10 |
ИВ-78 | 36 | 5,0 | 9 |
Общего назначения с круговыми колебаниями ИВ-19 | 220/380 | - | 12 |
То же, с направленными колебаниями, ИВ-35 | 220/380 | - | 15 |
Пневматические глубинные: | |||
ИВ-69 | - | 2,8 | 3,5 |
ИВ-14 | - | 5,0 | 6,5 |
ИВ-13 | - | 3,4 | 3,5 |
для рядовых грунтовых реперов | |
продольные стержни (в зависимости от высоты пилона), мм | 10-12 |
поперечные хомутики, мм | 5-6 |
для фундаментальных реперов | |
продольные стержни, мм | 13-15 |
поперечные хомутики, мм | 6-8 |
Арматурные каркасы сваривают или скрепляют "вязальной проволокой" диаметром 0,1 см. Ширина каркасов должна быть такой, чтобы защитный слой из бетона снаружи каркаса был не менее 2 см.
Железобетонные пилоны для грунтовых реперов изготавливают в многоячейковых (6-8) разборных опалубках, смонтированных в горизонтальном положении на одном щите (рис. 28). Поперечное внутреннее сечение опалубки 16х16 см. Технология изготовления пилонов следующая. На дно опалубки (каждой ячейки) укладывают и утрамбовывают слой бетона толщиной не менее 2 см, на который кладут арматурные каркасы. Затем все пространство опалубки заполняют бетоном, который тщательно уплотняют (вибраторами) или штыкуют, утрамбовывают и выравнивают заподлицо с краями опалубки.
1468 × 727 пикс.   Открыть в новом окне |
До заполнения опалубки бетоном в торцевой части каждой ячейки пилонов делают отверстие диаметром 6,0 см, в которое вставляют марку.
При изготовлении бетонных якорей с выемкой для нижней части пилона, в бетон, заполняющий опалубку, вставляют на глубину 15 см окантованный на четыре грани отрезок деревянного бруска сечением 20x20x15 см.
В начале затвердевания бетона этот брусок вынимают. Пилоны и якори выдерживают в тени при температуре не ниже +15°С в течение 10 дней; для равномерного набирания прочности бетона, опалубку укрывают мешковиной, которую периодически смачивают водой.
Вынимать бетонные элементы из опалубки (или снимать опалубку при изготовлении пилонов в котлованах) следует не ранее чем через 3-5 дня после их изготовления. Изделия при этом тщательно осматриваются, углубления, раковины на их стенках заделываются и затираются цементным раствором (соотношение цемента и песка 1:3).
При температурах менее 15°С процесс затвердевания бетона резко сокращается, а при 0°С прекращается.
Для ускорения процесса набирания прочности (затвердевания) бетона в его состав при изготовлении вводят хлористый кальций (3% для неармированного и 2% для армированного бетона) или хлористый натрий (соответственно 2 и 1,5% от веса цемента).
В труднодоступных районах при отсутствии щебня и гравия разрешается для изготовления якорей в грунте естественной плотности использовать вместо бетона цементный раствор в соотношении 1:5.
При закладке марок и оснований реперов в скальную породу или стены зданий используют цементный раствор в соотношении 1:3. Для повышения сопротивляемости фундаментальных реперов действию сил выпучивания их якори закладывают в грунт естественной плотности, что позволяет обходиться без устройства опалубки.
На дне котлована, отрытого на глубину закладки верхней грани якоря репера, выкапывают четырехгранную выемку (с отвесными стенками) по размерам верхней грани и выше якоря. При этом две смежные стенки выемки должны быть продолжением отвесных стенок котлована. Далее все боковые стенки выемки расширяют к низу до необходимых размеров. Выемку заполняют бетоном, после чего монтируют арматуру и устанавливают опалубку для изготовления верхней части репера.
Приложение 8
Средства механизации для закладки реперов
Реперы можно закладывать следующими способами: котлованным, применяемым в местах, недоступных для использования механизмов; в пробуренные скважины; забиванием безанкерных реперов сваезабивными механизмами; завинчиванием металлических труб в песчаных и заболоченных районах.
Для выполнения работ по закладке реперов тем или иным способом применяются различные механизмы (табл. 9, 10 и 11).
Таблица 9
Экскаваторы одноковшовые
Марка механизма | Вместимость ковша, | Глубина копания (обратная лопата), м | Ходовое оборудование | Масса, кг |
УКШЭ | 0,2 | 6,7 | Шасси трактора ЮМЗ - 6К | 1900 |
ЭО-2621А | 0,25 | 3,0; 4,6* | 5700 | |
ЭО-ЗЗПГ | 0,4 | 4,0; 6,2* | Специальное пневмоколесное | 12400 |
Э-304В | 0,4 | 5,0 | Специальное пневмоколесное | 12400 |
Э-5015А | 0,5 | 4,5 | Специальное гусеничное | 12700 |
______________________________
* Прямая лопата
Таблица 10
Бурильные машины
Марка механизма | Диаметр скважины, м | Глубина бурения, м | Категория грунта | Масса, кг |
Бурильная крановая машина: | ||||
БМ-202А на автомобиле | 0,35; 0,5; | 3,0 | I-IV | 5850 |
ГАЗ-66-02 | 0,8 | |||
БМ-205А на колесном тракторе | 0,35; 0,5; | 2,0 | I-IV | 5750 |
МТЗ-82Л | 0,8 | |||
БМ-302А (302Ю) на автомобиле | 0,35; 0,5; | 3,0 | I-IV | 5300 |
ГАЗ-66-02 | 0,8 | |||
БМ-306А (305Б) на гусеничном | 0,35; 0,5; | 3,0 | I-IV | 12200 |
тракторе ДМ-75 МР-02 | 0,8 | |||
БКМ-1501 (БМ-802С) на автомобиле КрАЗ-257 | 0,3; 0,4; 0,65 | 8,0 | Мерзлые грунты | 22500 |
Гидравлический бурильный ста нок ГБС-64 на тракторе ДТ-75 | 0,4; 0,5; 0,7 | 3,0 | I-IV | 7500 |
Автономная малогабаритная буровая установка (АМБУ) | 0,35 | 4,0 | I-IV | 400 (без транспорта) |
Агрегат вибрационного бурения | 0,4 | 70 | Мерзлые грунты | 14800 |
АВБ-ТМ на гусеничном тракторе Т-100М | ||||
Установка глубинного бурения (УГБ): | ||||
УГБ-50М на автомобиле ГАЗ-66-02 | 0,13-0,23 | 50 | Мерзлые грунты | 8100 |
УГБ-1ВС на автомобиле ГАЗ-66-02 | 0,13; 0,65 | 50-25 | Мерзлые грунты | 6100 |
УГБ-1ВС1 на тракторе Т-4А | 0,15; 0,65 | 50-25 | Мерзлые грунты | 13 500 |
Термический бурильный агрегат ТБА-2 | 0,40 | 10,0 | I-IV | - |
Установка поискового бурения УПБ-15/25 | 0,15-0,28 | 4,0 | I-IV | 85 (без транспорта) |
Бурильная установка СБУДМ-150-ЗИВ на вездеходе ГАЗ-71 | 0,15-0,25 | 10 | Мерзлые грунты |
Таблица 11
Механизмы для закладки стенных и скальных реперов
Марка механизма | Диаметр бурения, мм | Глубина бурения, м | Двигатель | Мощность, кВт | Масса, кг |
Мотосверло МС-1 | 43; 100 | 4 | "Дружба" | 2,9 | 14,0 |
Мотобур Д-10М | 75 | 10,0 | "Дружба" | 2,9 | 28,0 |
Мотобур М-1 | 43; 65; 92 | 2,0 | "Дружба" | 2,9 | 16,5 |
Перфоратор ручной ПР-18лу | 35-56 | 4,0 | Компрессорная установка | 1,6-2,1 | 22-29 |
ИЗ-4707 | 40 | 2 | Электричество | 1,7 | 27,0 |
Мотоперфоратор "Смена" МП-1 | 28-36 | 4 | Автономный бензоагрегат | 30 | |
Ручной термобур РТБ-В2У | 50-85 | 1 | - | - | - |
Приложение 9
Определение угла i
Угол i, т.е. проекция на отвесную плоскость угла между осью уровня и визирной осью трубы, должен быть меньше .
Поверку можно производить двойным нивелированием вперед с концов линии длиной 50 м (табл. 12).
Для этого на концах линии забивают по одному костылю или деревянному колу с гвоздем. Затем рядом с одним из костылей устанавливают нивелир, а на другом - рейку. Нивелир устанавливают так, чтобы окулярный конец трубы отстоял от рейки на 2-3 см, при этом зрительная труба должна быть направлена на дальнюю рейку. Приводят нивелир и рабочее положение, устанавливают отсчетный барабан микрометра на отсчет 50 (при определений угла i у нивелира типа Н-05), наводят нивелир на дальнюю рейку, элевационным винтом совмещают изображения концов цилиндрического уровня и отсчитывают по основной и дополнительной (черной стороне) шкалам рейки . Отсчеты по дальней рейке делают по средней нити нивелира. Для отсчетов по ближней рейке целесообразно использовать пластинку-движок из тонкого прозрачного целлулоида с горизонтальной чертой. Наблюдатель смотрит через объектив на рейку, а помощник по его команде устанавливает движок так, чтобы горизонтальный штрих был виден точно в середине отверстия. При таком положении движка помощник отсчитывает по основной и дополнительной шкалам ближней рейки . Отсчеты А и Д делают в делениях рейки, с ошибкой 0,5 мм.