6.56. Усилие, необходимое для включения (отключения) выключателя и блокировочного разъединителя не должно превышать 350 Н.
6.57. Выключатели должны иметь смотровые окна для визуального контроля видимого разрыва контактов разъединителя.
6.58. Автоматические взрывобезопасные выключатели или выключатели, встроенные в трансформаторные подстанции, должны иметь коммутационную способность не менее чем в 1,2 раза превышающую максимально возможный расчетный ток, возникающий при металлическом коротком замыкании на выводах трансформаторов при возвращающемся напряжении в сети 1,1Uн, мощности короткого замыкания в системе 100 МВА и коэффициенте мощности сети .
6.59. Полное время срабатывания автоматических выключателей при отключении токов, превышающих уставку токовых реле в 1,5 раза и выше, не должно превышать 0,1 с.
7. Взрывобезопасные электродвигатели
7.1. Рудничные электродвигатели должны изготовляться в соответствии с требованиями ГОСТ 183, ГОСТ 22782.0, ГОСТ 22782.5, ГОСТ 22782.6, ГОСТ 24719, ГОСТ 15963, ГОСТ 24682, ОСТ 0.510.062, ТУ на конкретный тип электродвигателя и комплекта техдокументации, утвержденной и согласованной с испытательной организацией в соответствии с ГОСТ 12.2.021. Двигатели, поставляемые на экспорт, должны дополнительно соответствовать требованиям РД 16.01.007 и ГОСТ 28173.
7.2. Номинальные значения климатических факторов внешней среды - по ГОСТ 15150 и ГОСТ 15543.1, тип атмосферы II - по ГОСТ 15150, при этом значение относительной влажности воздуха должно соответствовать виду климатического исполнения Т5 по ГОСТ 15150 при высоте над уровнем моря до 1000 м.
7.3. Двигатели должны иметь уровень взрывозащиты "взрывобезопасный" с видом взрывозащиты "взрывонепроницаемая оболочка" по ГОСТ 12.2.020. Исполнение по взрывозащите - РВ 3В.
7.4. Электродвигатели напряжением 1140 В должны иметь габариты электродвигателей напряжением 380/660 В при одних и тех же мощностях.
7.5. Кратчайшее расстояние между обмоточными проводами катушек различных фаз статора, на участках которых отсутствует дополнительная изоляция, должно быть не менее 20 мм.
7.6. Кратчайшее расстояние между обмоточными проводами катушек статора, на участках которых отсутствует дополнительная изоляция, и заземленной частью электродвигателя должно быть не менее 20 мм.
7.7. Степень защиты вентилятора со стороны выхода воздуха - не ниже JP10, со стороны входа - JP20, степень защиты двигателей и коробок выводов не ниже JP54 по ГОСТ 17494 и ГОСТ 14254.
7.8. Двигатели должны быть работоспособны и сохранять свои параметры в процессе эксплуатации при воздействии механических факторов внешней среды по группе М19 ГОСТ 17516.1.
7.9. Изоляция двигателей должна быть класса нагревостойкости не ниже Н по ГОСТ 8865.
7.10. Двигатели должны иметь встроенные в обмотку статора датчики температурной защиты (в двух фазах). Уставка срабатывания датчиков - по ОСТ 16.0.510.062 (для класса нагревостойкости Н).
7.11. Сопротивление изоляции обмотки статора относительно корпуса и между обмотками должно быть не менее 10 МОм при рабочей температуре и не менее 50 МОм в холодном состоянии.
7.12. Сопротивление изоляции нового электродвигателя в условиях отапливаемых производственных помещений должно быть не менее 20 МОм.
7.13. Испытательное напряжение изоляции двигателей должно соответствовать ГОСТ 183.
7.14. Двигатели должны поставляться комплектно со шпонкой по ГОСТ 23360 на свободном конце вала.
7.15. Коробка выводов двигателей должна быть разъемной и позволять: пересоединение обмотки статора без перепайки соединений со звезды на треугольник со стороны патрубка на дне коробки, замену изоляторов, проверку надежности подсоединения выходных концов обмотки статора к шпилькам без разборки двигателя.
7.16. Коробка выводов должна располагаться сверху и допускать ввод гибкого кабеля только с медными жилами.
7.17. Крепление коробки выводов должно допускать поворот на угол, кратный 90°, в плоскости установки.
7.18. Коробка выводов должна иметь один силовой ввод под семижильный кабель. Кабельный ввод дополнительный и один из двух силовых вводов должны иметь взрывозащитные заглушки, остальные - невзрывозащитные заглушки на время транспортирования и хранения.
7.19. Коробка выводов с одним вводом должна иметь: три проходных силовых зажима для подсоединения кабеля, два дополнительных зажима для присоединения температурной защиты, один изолятор нулевой точки для переключения обмотки с треугольника на звезду. Коробка с вводами силовым и для кабеля цепей управления и двумя силовыми и одним дополнительным должна иметь три дополнительных зажима для цепей управления, вместо двух. В коробке выводов с одним силовым вводом должен быть один зажим заземления, с двумя силовыми вводами - два.
7.20. В двигателях должна быть предусмотрена возможность пересоединения фаз обмотки статора с треугольника на звезду, и наоборот.
7.21. Металлические покрытия деталей двигателя должны соответствовать ГОСТ 9.303 для группы условий эксплуатации 7 по ГОСТ 15150.
7.22. Взрывозащитные поверхности должны защищаться антикоррозийными покрытиями в соответствии с РД 16.14.938.
7.23. Маркировка двигателей должна соответствовать ОСТ 16.0.510.062.
7.24. На корпусе двигателя должна быть укреплена табличка по РД 16.40.004.
7.25. На каждом двигателе должна быть нанесена маркировка взрывозащиты РВ 3В, для экспортных поставок - ЕхdI по ГОСТ 12.2.020.
7.26. Двигатели должны соответствовать 1 классу по способу защиты человека от поражения электрическим током по ГОСТ 12.2.007.0.
8. Шахтные кабели
8.1. Шахтные кабели должны изготовляться в соответствии с требованиями ГОСТ 24334-80, Правил безопасности для угольных шахт (РД 05-94-95) и Технических условий на конкретные марки кабелей. Вид климатического исполнения: У и Т категории размещения 5 по ГОСТ 15150-69.
8.2. В подземных выработках должны применяться кабели с медными жилами, с оболочками и защитными покровами, не распространяющими горение и предназначенные для шахтных условий.
8.3. Гибкие кабели для присоединения передвижных токоприемников к сети напряжением 1140 В должны иметь три основные жилы сечением от 4 до 95 мм, вспомогательные жилы 2,5 мм, жилы заземления сечением не менее 10 мм.
8.4. В гибком кабеле три основные экранированные жилы и три предварительно скрученные вспомогательные жилы, должны быть скручены вокруг жилы заземления, расположенной в центре кабеля.
8.5. Основные и вспомогательные жилы должны быть изолированы резиной РТИ-1. Поверх изоляции основных жил должен быть наложен экран из электропроводящей резины, например РЭ-2.
Неизолированная жила заземления по всей длине кабеля должна соприкасаться с экранами основных жил, что обеспечивает надежный контакт на землю для токов утечки. Поверх скрутки жил должна быть наложена оболочка из маслостойкой, не распространяющей горение резины типа РШН на основе синтетического каучука, предназначенного для работы в шахтных условиях.
8.6. Основные жилы должны отличаться друг от друга цветом изоляции.
8.7. Номинальная толщина экранов основных жил должна быть не менее 0,5 мм.
8.8. В гибких кабелях с двухслойной оболочкой между слоями оболочка должна упрочняться нитями в виде обмотки или оплетки. Наружный и внутренний слои оболочки должны иметь между собой шлицевое соединение.
8.9. Неровности на оболочке не должны превышать 2,0 мм.
8.10. Электрическое сопротивление изоляции жил, пересчитанное на 1 км кабеля и температуру 20°С должно быть, МОм, не менее:
- при приемке и поставке - 100;
- на период эксплуатации и хранения - 1.
8.11. Электрическое сопротивление экранов основных жил кабелей при температуре 20°С должно быть, кОм, не более:
- при приемке и поставке - 1,5;
- на период эксплуатации и хранения - 2,0.
8.12. Кабели должны выдерживать испытания переменным напряжением 50 Гц в течение 5 мин:
а) при приемке и поставке: