Приложение N 6
к Правилам (п. 213)
Порядок передачи сигнала и сообщения о бедствии
I. Передача сигнала бедствия
┌────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┐
│ Радиотелефоном │ Радиотелеграфом │
├────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤
│"Терплю бедствие" - 3 раза ("MAYDAY"│"SOS" (...---...) - 3 раза │
│при международных полетах) │ │
├────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤
│"Я" - 1 раз │Сочетание "ДЕ" - 1 раз │
├────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤
│Позывной экипажа воздушного судна,│Позывной экипажа воздушного судна,│
│терпящего бедствие, - 3 раза │терпящего бедствие, - 3 раза │
└────────────────────────────────────┴──────────────────────────────────┘
Сигнал бедствия должен повторяться с короткими интервалами до тех пор, пока не будет получено подтверждение о его приеме. Если позволяют условия, то непосредственно за сигналом бедствия должно быть передано сообщение о бедствии.
II. Передача сообщения о бедствии
┌─────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────┐
│ Радиотелефоном │ Радиотелеграфом │
├─────────────────────────────────────┴─────────────────────────────────┤
│ В первую очередь │
├─────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────┤
│"Терплю бедствие" - 3 раза ("MAYDAY"│"SOS" (...---...) - 3 раза │
│при международных полетах) │ │
├─────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤
│"Я" - 1 раз │Сочетание "ДЕ" (...) - 1 раз; при│
│ │международных полетах - "THIS IS"│
├─────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤
│Позывной экипажа воздушного судна,│Позывной экипажа воздушного│
│терпящего бедствие, - 3 раза │судна, терпящего бедствие, - 3│
│ │раза │
├─────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤
│Координаты места бедствия - 3 раза │Координаты места бедствия -│
│ │3 раза │
├─────────────────────────────────────┴─────────────────────────────────┤
│ Если позволяет обстановка │
├─────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────┤
│Курс полета │Курс полета │
├─────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤
│Скорость полета │Скорость полета │
├─────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤
│Высота полета │Высота полета │
├─────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤
│Характер бедствия и требующаяся│Характер бедствия и требующаяся│
│помощь │помощь │
├─────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤
│Решение командира экипажа и другие│Решение командира экипажа и│
│сведения, которые будут│другие сведения, которые будут│
│способствовать поиску и спасанию │способствовать поиску и спасанию │
├─────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤
│Время московское (по Гринвичу при│Время московское (по Гринвичу при│
│международных полетах) │международных полетах) │
└─────────────────────────────────────┴─────────────────────────────────┘
III. Передача сообщения, если опасность миновала
┌───────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐
│ Радиотелефоном │ Радиотелеграфом │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│Позывной экипажа воздушного судна,│Позывной экипажа воздушного судна,│
│терпящего бедствие - 2 раза │терпящего бедствие - 2 раза │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│Позывной радиостанции, с которой│Позывной радиостанции, с которой│
│ведется связь - 2 раза │ведется связь - 2 раза │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│Слова "Опасность миновала" - 2 раза│Слова "Опасность миновала" - 2 раза│
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│Слово "Прием" - 1 раз │Слово "Прием" - 1 раз │
└───────────────────────────────────┴───────────────────────────────────┘
IV. Передача сообщения после вынужденной посадки (приводнения)
При работе с аварийно-спасательными УКВ-радиостанциями экипаж воздушного судна, потерпевшего бедствие, должен сразу же после посадки включить радиостанцию в режим передачи с тональной посылкой (режим "Маяк") для обеспечения пеленгации спутниковой системой "Коспас-Сарсат". В этом режиме работать в течение 3-х часов, после чего перейти в режим приема.
При наличии у экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие, автоматического радиомаяка типа "Комар", сразу же после приземления с парашютом работа его передатчика проверяется прослушиванием тональных посылок. В этом режиме работа передатчика продолжается в течение 3-х часов. После этого приемопередатчик извлечь из надувного баллона радиомаяка, установить антенну и включить в режим приема.
В дальнейшем в начале каждого часа первых суток после приземления производится трехкратная передача сообщения о бедствии с переходом после каждой передачи на 3 минуты в режим приема, остальное время радиостанция должна находиться в режиме приема. В последующие сутки в начале каждого часа производится трехкратная передача сообщения о бедствии с переходом после каждой передачи на три минуты в режим приема, на остальное время радиостанция выключается.
Сообщение о бедствии, передаваемое после приземления, аналогично сообщению, которое передается в воздухе.
Приложение N 7
к Правилам (п. 253)
Перечень сигналов воздушного судна-перехватчика и воздушного судна-нарушителя
I. Сигналы-команды, подаваемые воздушным судном-перехватчиком, и сигналы-ответы воздушного судна-нарушителя
┌────────┬─────────────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────────────────────┐
│ Серия │Сигналы-команды воздушного судна-перехватчика│ Сигналы-ответы воздушного судна-нарушителя │
│сигналов├───────────────┬─────────────────────────────┼─────────────┬──────────────────────────────────────┤
│ │ Значение │ Действия экипажа воздушного │ Значение │ Действия экипажа воздушного │
│ │ сигнала - │ судна-перехватчика │ сигнала - │ судна-нарушителя │
│ │ команды │ │ ответа │ │
├────────┼───────────────┼─────────────────────────────┼─────────────┼──────────────────────────────────────┤
│Первая │Вы перехвачены.│ Самолеты и вертолеты │Вас понял,│ Самолеты │
│ │Следуйте за│Днем - находясь немного выше│выполняю │Днем - покачивание с крыла на крыло и│
│ │мной. │впереди и, как правило, слева│ │следование за перехватывающим│
│ │ │от перехватываемого│ │воздушным судном. │
│ │ │воздушного судна, покачивает│ │ Вертолеты │
│ │ │с крыла на крыло (создавая│ │Днем - полет с выполнением поочередно│
│ │ │поочередно левый и правый│ │левого и правого кренов, мигание│
│ │ │крены). После получения│ │аэронавигационными огнями и│
│ │ │подтверждения принятия│ │посадочными фарами с неравными│
│ │ │сигнала выполняет медленный│ │интервалами и следование за│
│ │ │горизонтальный разворот, как│ │перехватывающим воздушным судном. │
│ │ │правило, влево с занятием│ │ Самолеты │
│ │ │необходимого курса│ │Ночью - те же действия, что и днем, и│
│ │ │следования. │ │дополнительно - мигание│
│ │ │Ночью - те же действия, что и│ │аэронавигационными огнями и│
│ │ │днем, и дополнительно мигание│ │посадочными фарами с неравными│
│ │ │аэронавигационными огнями и│ │интервалами. │
│ │ │посадочными фарами с│ │ Вертолеты │
│ │ │неравными интервалами. │ │Ночью - полет с выполнением│
│ │ │ │ │поочередно левого и правого кренов,│
│ │ │ │ │мигание аэронавигационными огнями и│
│ │ │ │ │посадочными фарами с неравными│
│ │ │ │ │интервалами и следование за│
│ │ │ │ │перехватывающим воздушным судном. │
└────────┴───────────────┴─────────────────────────────┴─────────────┴──────────────────────────────────────┘
Примечания к первой серии сигналов:
1. В зависимости от метеорологических условий или препятствий на местности перехватывающее воздушное судно может занять положение немного выше впереди справа от перехватываемого воздушного судна с последующим разворотом вправо и занятием необходимого курса следования.
2. Если перехватываемое воздушное судно не успевает следовать за перехватываемым воздушным судном, то он выполняет ряд маневров по схеме "Двумя разворотами на 180°", покачивая с крыла на крыло (создавая поочередно левый и правый крен) каждый раз, когда пролетает мимо перехватываемого воздушного судна.
┌────────┬─────────────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────────────────────┐
│ Серия │Сигналы-команды воздушного судна-перехватчика│ Сигналы-ответы воздушного судна-нарушителя │
│сигналов├───────────────┬─────────────────────────────┼─────────────┬──────────────────────────────────────┤
│ │ Значение │ Действия экипажа воздушного │ Значение │ Действия экипажа воздушного │
│ │ сигнала │ судна-перехватчика │ сигнала │ судна-нарушителя │
├────────┼───────────────┼─────────────────────────────┼─────────────┼──────────────────────────────────────┤
│Вторая │Ваш путь│ Самолеты и вертолеты │Вас понял,│ Самолеты │
│ │свободен. │Днем и ночью - энергичный│выполняю │Днем и ночью - покачивание с крыла на│
│ │Можете │маневр ухода от│ │крыло. │
│ │выполнять полет│перехватываемого воздушного│ │ Вертолеты │
│ │по плану. │судна, включающий разворот на│ │Днем и ночью - полет с поочередным│
│ │ │90° и более, с набором высоты│ │выполнением левого и правого кренов. │
│ │ │без пересечения курса│ │ │
│ │ │следования перехватываемого│ │ │
│ │ │воздушного судна. │ │ │
├────────┼───────────────┼─────────────────────────────┼─────────────┼──────────────────────────────────────┤
│Третья │Производите │ Самолеты и вертолеты │Вас понял,│ Самолеты │
│ │посадку на этом│Днем - полет по кругу над│выполняю │Днем - выпуск шасси, следование за│
│ │аэродроме │аэродромом, выпуск шасси и│ │перехватчиком и, если после пролета│
│ │ │пролет над ВПП в направлении│ │над ВПП посадка представляется│
│ │ │посадки или, если│ │безопасной, заход на посадку и│
│ │ │перехватываемым воздушным│ │выполнение посадки. │
│ │ │судном является вертолет,│ │ Вертолеты │
│ │ │пролет над аэродромом│ │Днем - следование за перехватчиком и│
│ │ │(вертолетной посадочной│ │выполнение посадки с включением и│
│ │ │площадкой). │ │непрерывным горением посадочных фар. │
│ │ │Ночью - те же действия, что и│ │ Самолеты │
│ │ │днем, и дополнительно -│ │Ночью - те же действия, что и днем, и│
│ │ │включение и непрерывное│ │дополнительно - включение и│
│ │ │горение посадочных фар. │ │непрерывное горение посадочных фар. │
│ │ │ │ │ Вертолеты │
│ │ │ │ │Ночью - следование за перехватчиком и│
│ │ │ │ │выполнение посадки с включением и│
│ │ │ │ │непрерывным горением посадочных фар. │
└────────┴───────────────┴─────────────────────────────┴─────────────┴──────────────────────────────────────┘
II. Сигналы-ответы воздушного судна-перехватчика и сигналы-команды воздушного судна-нарушителя
┌────────┬─────────────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────────────────────┐
│ Серия │Сигналы-ответы воздушного судна-перехватчика │ Сигналы-команды воздушного судна-нарушителя │
│сигналов├───────────────┬─────────────────────────────┼─────────────┬──────────────────────────────────────┤
│ │ Значение │ Действия экипажа воздушного │ Значение │ Действия экипажа воздушного │
│ │ сигнала │ судна-перехватчика │ сигнала │ судна-нарушителя │
├────────┼───────────────┼─────────────────────────────┼─────────────┼──────────────────────────────────────┤
│Четвер- │Указанный Вами│ Самолеты │Вас понял,│ Самолеты │
│тая │аэродром не│Днем - уборка шасси при│следуйте за│Днем и ночью - уборка шасси и подача│
│ │соответствует │пролете над ВПП на высоте не│мной │сигналов первой серии для перехватчика│
│ │типу воздушного│ниже 300 м, но не выше 600 м│ │(если требуется, чтобы перехватываемое│
│ │судна, не│над уровнем аэродрома и│ │воздушное судно следовало за│
│ │пригоден для│продолжение полета по кругу│ │перехватчиком на запасной аэродром). │
│ │посадки. │над аэродромом. │ │ │
│ │ │Ночью - мигание посадочными│ │ │
│ │ │фарами при пролете над ВПП на│ │ │
│ │ │высоте не ниже 300 м, но не│ │ │
│ │ │выше 600 м над уровнем│ │ │
│ │ │аэродрома и продолжение│ │ │
│ │ │полета по кругу над аэродром.│ │ │
│ │ │Если нет возможности│ │ │
│ │ │применить мигание посадочными│ │ │
│ │ │фарами, производить мигание│ │ │
│ │ │любыми имеющимися огнями. │ │ │
│ │ │ Вертолеты │ │ Вертолеты │
│ │ │Днем - полет над аэродромом│ │Днем и ночью - подают сигналы первой│
│ │ │(вертолетной посадочной│ │серии для перехватчика (если│
│ │ │площадкой) на высоте не ниже│ │требуется, чтобы перехватываемое│
│ │ │50 м, но не выше 100 м над│ │воздушное судно следовало за│
│ │ │уровнем аэродрома│ │перехватчиком на запасной аэродром или│
│ │ │(вертолетной посадочной│ │вертолетную посадочную площадку). │
│ │ │площадкой) и продолжение│ │ │
│ │ │полета по кругу. │ │ │
│ │ │Ночью - мигание посадочными│ │ │
│ │ │фарами и аэронавигационными│ │ │
│ │ │огнями при пролете над│ │ │
│ │ │аэродромом (вертолетной│ │ │
│ │ │посадочной площадкой) на│ │ │
│ │ │высоте не ниже 50 м, но не│ │ │
│ │ │выше 100 м над уровнем│ │ │
│ │ │аэродрома (вертолетной│ │ │
│ │ │посадочной площадкой) и│ │ │
│ │ │продолжение полета по кругу. │ │ │
│ │ │ │Вас понял,│ Самолеты и вертолеты │
│ │ │ │следуйте │Днем и ночью - подают сигналы второй│
│ │ │ │своим курсом.│серии для перехватывающего воздушного│
│ │ │ │ │судна (если принято решение прекратить│
│ │ │ │ │действия по перехвату). │
├────────┼───────────────┼─────────────────────────────┼─────────────┼──────────────────────────────────────┤
│Пятая │Не могу│ Самолеты и вертолеты │Вас понял │ Самолеты и вертолеты │
│ │выполнить Вашу│Днем и ночью - регулярное│ │Днем и ночью - подают сигналы второй│
│ │команду. │включение и выключение всех│ │серии для перехватывающего воздушного│
│ │ │бортовых огней, но с таким│ │судна. │
│ │ │расчетом, чтобы отличить их│ │ │
│ │ │от проблесковых огней. │ │ │
├────────┼───────────────┼─────────────────────────────┼─────────────┼──────────────────────────────────────┤
│Шестая │Нахожусь в│ Самолеты и вертолеты │Вас понял │ Самолеты и вертолеты │
│ │состоянии │Днем и ночью - мигание всеми│ │Днем и ночью - подают сигналы второй│
│ │бедствия │бортовыми огнями через│ │серии для перехватывающего воздушного│
│ │ │неравные промежутки времени. │ │судна. │
└────────┴───────────────┴─────────────────────────────┴─────────────┴──────────────────────────────────────┘