Пример заполнения журнала нивелирования III класса

Журнал нивелирования III класса

Страница журнала измерения направлений

Порядок работы

Порядок расчетов следующий.
- Из отсчетов по дальномерным нитям вычисляют расстояния от нивелира до реек
(9) = (3) - (2) и (10) = (6) - (5).
- Из отсчетов по дальномерным нитям по задней и передней рейкам вычисляют контрольные превышения
(11) = (2) - (5) и (12) = (3) - (6)
- Вычисляется неравенство расстояний до реек
(13) = (9) - (10);
оно равно для контроля (13) = (11) - (12) и записывается в числителе, а в знаменателе - накопление неравенств (на первой станции в знаменателе повторяется запись 13).
- Вычисляется превышение по черной (14) = (1) - (4) и красной
(15) = (8) - (7) сторонам реек.
- Вычисляются разности нулей черной и красной сторон реек
(16) = (8) - (1) и (17) = (7) - (4).
Контролем вычислений будет равенство
(18) = (14) - (15) = (17) - (16).
После этого вычисляется среднее превышение (19) по черной (14) и красной (15) сторонам

При нивелировании III класса необходимо соблюдать следующие допуски:
- превышения, полученные по черным (14) и красным (15) сторонам реек, не должны расходиться больше чем на 3 мм с учетом разности нулей сторон реек;
- среднее из отсчетов по дальномерным нитям не должно отличаться от отсчетов по средней нити той же рейки больше чем на 3 мм, т. е.

После этого задняя рейка с башмаком (костылем) снимается, переносится вперед (передняя остается на месте), нивелир переносится на новую станцию и повторяется описанная работа.
При нивелировании необходимо соблюдать следующее:
- следить за правильностью чередования реек;
- не допускать однозначного неравенства плеч, чередовать знаки неравенств плеч; накопление неравенств, как уже отмечалось, не должно быть больше 5 м.
- работу по секции заканчивать той рейкой, которой начали (делать четное число станций);
- нивелирование в обратном направлении производить в другую половину дня;
- в обратном ходе рейки поменять местами;
- нивелировать участок 20 - 30 км по ходу прямо, а затем нивелировать его в обратном ходе;
- расхождение превышений прямого и обратного ходов в секции допускать не более .