Дорожки из спилов дерева

Рубрика: Садовые дорожки, бордюры

Дорожки из спилов дерева

Для комфортного перемещения по саду или даче мощеные дорожки с твердым покрытием нужны обязательно. При этом плитка или асфальт – это и дорого, и довольно сложно, тем временем есть простое и эстетичное решение из подручных материалов, а именно – из древесных спилов. Соорудить дорожку можно сравнительно быстро без привлечения наемных работников – надо лишь знать обо всех особенностях процесса.

Плюсы и минусы

Как и у любого другого способа решить проблему проходимости, у дорожки из спилов дерева есть и преимущества, и недостатки. Начнем по традиции с хорошего, тем более что плюсов подобного решения можно найти море:

  • экологичный материал совершенно безвреден и не способен нанести вред окружающей среде;
  • древесина отличается высокой прочностью, и тропинки из некоторых сортов дерева могут служить даже десятилетиями;
  • закупка материала обойдется сравнительно недорого, а можно и вовсе использовать оставшиеся после ремонта пиломатериалы, поваленные непогодой деревья, обрезанные сухие стволы;
  • простота обработки материала позволяет выполнить задачу подручными инструментами и своими руками;
  • вымощенная деревянными спилами дорожка выглядит очень эстетично и создает непередаваемое ощущение уюта.

Отдельное преимущество мощеных деревом дорожек заключается в том, что у них существует только один недостаток. Он состоит в слабости древесины перед условиями открытой местности – разрушительное влияние на материал будут оказывать атмосферные осадки, насекомые и плесень. Впрочем, даже этот недостаток можно устранить при помощи периодической обработки поверхностей спилов антисептиками.

При выборе правильного сорта древесины и правильном уходе оказывается, что декоративная тропинка может служить свыше 30 лет.

Как подготовиться?

Мостить тропинку надо с умом, иначе отдельные фрагменты в виде деревянных кругляков или целых бревен могут проваливаться, делая дорожку неровной и провоцируя образование луж. В некоторых случаях в пространствах между кусками дерева начинают расти сорняки, портя впечатление от инженерного сооружения и снижая его проходимость . Чтобы этого не происходило, надо с должным вниманием отнестись к подготовке.

Для начала наметьте очертания будущей тропинки. По очертаниям тропинки с обеих ее сторон вбейте в грунт вертикальные колышки с натянутой веревкой, чтобы понимать, что это пространство уже зарезервировано. Далее обозначенную территорию надо углубить, вырыв траншею примерно в 20-25 см глубиной. Земляными работами надо заниматься в сухую погоду – так края не будут съезжать.

После этого дно траншеи засыпают небольшим слоем песка, в задачи которого входит создание устойчивой подушки для всего, что будет располагаться выше. Песок устилают геотекстилем – он является гарантией того, что сорняки здесь расти уже не будут.

Еще выше делают дренажный слой – либо из мелких камешков, либо из смеси песка с гравием в соотношении 7 к 3. Поверх дренажного слоя необходимо насыпать еще один слой песка, по толщине равноценный дренажу.

Как сделать тропинку своими руками?

Чтобы садовая дорога на даче была сделана правильно, а импровизированный тротуар не разочаровывал, рассмотрим пошагово инструкцию в виде мастер-класса о том, как выложить дачные тропинки из круглых спилов.

Основание

О подготовке основания в целом было рассказано выше, но есть несколько тонкостей, о которых следует упомянуть отдельно. Например, особое внимание следует обратить на гидроизоляционный материал – лучше не полагаться на один лишь геотекстиль и уложить слой полиэтиленовой пленки.

Опытные мастера указывают на то, что материал хорош своей эластичностью и прочностью на разрыв, но любая прореха в слое является серьезным конструктивным недостатком. Ввиду этого надо либо отыскать цельный кусок полиэтилена требуемого размера, либо хотя бы склеить отдельные куски. Из мелких фрагментов сделать это не получится хотя бы по той причине, что нахлест требуется не менее чем на 30 см. В качестве склеивающего материала используется не обыкновенный клей, а изолента либо двусторонний скотч.

Для некоторых мастеров почему-то оказывается неочевидным, что верхний песчаный слой необходимо насыпать по строительному уровню. Естественно, никто не требует идеально ровной песчаной поверхности основы, а при общем наклоне местности перепад высоты неизбежен, но надо постараться избежать подобных явлений хотя бы там, где площадка примерно ровная. В противном случае не исключено, что основа со временем начнет смещаться вниз – это приведет к постепенной деформации дорожки и ее приходу в негодность.

Обработка заготовок

Идеальными в плане долговечности материалами являются дуб и бук, но следует понимать, что при закупке такого сырья «дешевая» тропинка потребует затрат от 10-15 тысяч рублей только на древесину. Куда бюджетнее выйдет покупка дерева хвойных пород, но и выносливость подобного покрытия уже не будет такой впечатляющей – они легче поддаются деформации. Если все-таки решили закупиться материалами, то выкупить спилы, уже даже обработанные антисептиком, можно в крупном строительном магазине. Там же можно поинтересоваться наличием большого кругляка, если резать его на спилы вы готовы самостоятельно – так выйдет дешевле.

Безусловно, еще дешевле получится, если на участке есть едва живые старые деревья, используя их, можно убить двух зайцев – и территорию расчистить, и тропинку вымостить. При использовании подручных материалов в каком-то смысле хорошо все, что бесплатно, но если выбирать есть из чего, особое внимание, кроме дуба и бука, обратите на лиственницу.

Не худшим выбором считаются также яблоня и груша, граб и акация. Если предварительного опыта столярных работ у хозяина нет, проще всего без очевидной потери в качестве ему будет работать с березой и орехом.

Принципиальный момент – категорическое требование по сухости материала, с которым будем работать . Если использовать для мощения недостаточно высохшую древесину, это будет явной ошибкой, сводящей на нет все надежды на длительный срок службы сооружения. Использование все еще влажных спилов чревато их растрескиванием в течение буквально недели!

Если самостоятельно режете кругляк на спилы, не поленитесь нормально обработать сырье, чтобы покрытие было комфортным для ходьбы. Для начала удалите со ствола все ветки и обработайте поверхности скобелями и стругами. После этого на бревне сделайте пометки карандашом, показывающие, по каким линиям надо будет производить распиловку на отдельные «блины».

Учитывайте, что большой диаметр получившихся кругов автоматически означает увеличение толщины, так что из толстого бревна сильно много спилов нарезать не стоит. Опытные специалисты указывают, что для действительно длительной службы дорожки, невзирая на любые нагрузки, стоит использовать целые «пеньки» толщиной не менее 20 см.

Хорошая дорожка – та, по которой можно ходить даже босиком, а значит, древесина должна быть лишена любых заусенцев.

Поверхность каждого спила необходимо сначала застругать рубанком, а затем зашлифовать болгаркой. Кора удаляется уже на этом этапе – для строительства тропинки она точно не понадобится.

Вышеописанные шаги можно опустить, если вы решили не просто мостить дорогу древесиной, а использовать вместо спилов полноценные доски. Пиломатериалы для тропинки, проложенной по ровной местности, подбирают одинакового размера и формы для полноценного прилегания фрагментов друг к другу. На пересеченном рельефе следует экспериментировать с сочетаниями досок разных форм.

В любом случае после нарезки спилов и досок следует отбросить те куски, которые были повреждены или просто не подходят по тем или иным параметрам. Обычно при заготовке материала рекомендуют сделать на это скидку, купив или нарезав на 15% больше дерева, чем реально надо для мощения.

Дефективные фрагменты в строительстве лучше не использовать – потом будете ломать голову, где взять «заплатку» нужного цвета, размера и формы.

Обработка антисептиком предполагает полноценное вымачивание в растворе, а плотные дубовые или лиственничные спилы можно покрыть им при помощи валика, пройдясь по всей поверхности каждого куска 4-5 раз . Как мы помним, влажный материал для строительства не годится, потому после пропитки дерево сушат в проветриваемом месте не менее двух суток, в идеале – не меньше трех.

Хороший вариант защиты от негативных факторов – олифа . Обрабатывать ею древесину лучше в кипящем виде – тогда она плотно закупоривает все поры и очень сильно уменьшает способность материала впитывать влагу. Не в восторге от такой обработки будут и вредители, которым придется вашу дорожку из списка потенциальных мест обитания исключить.

Остается создать проблемы для возможного распространения грибка – для этого воспользуйтесь магазинными средствами, которые надо распылить на поверхность через пульверизатор. Нижнюю часть каждого спила можно дополнительно пропитать горячим битумом.

Многим хозяевам хочется, чтобы дерево выглядело благороднее, темнее, казалось более старым. Для этой цели его можно немного подкрасить медным купоросом.

Укладка материала

Уложить отдельные фрагменты можно любым удобным способом, пытаясь создать конкретный узор или не заморачиваться этим. После укладки каждый фрагмент древесины обязательно утрамбовывается, в идеале поверхность должна получиться ровной в соответствии с показаниями уровня. Щели между спилами засыпают щебнем, который для декоративности сверху украшается мхом или опилками.

Для правильности процесса следует придерживаться инструкции, направленной на продление срока службы дороги:

  • первыми укладываются спилы большого диаметра, мелкими же «латают» оставшееся пространство;
  • если хочется скрыть щели, лучше всего это делать ветками груши;
  • бордюры или декоративные границы дорожки из камня – это не только красота, но и гарантия того, что песок и гидроизоляция не будут вымываться из-под дерева, загрязняя участок и ослабляя тропинку;
  • к исполнению дорожки невозможно придраться, если расстояние между фрагментами выдержано в промежутке от одного до полутора сантиметров.

Как ухаживать?

Тот факт, что непосредственно перед укладкой все фрагменты древесины были обработаны необходимыми пропитками, вовсе не отменяет последующего ухода за дорогой. Наоборот, древесина – тот материал, который в условиях под открытым небом нуждается в постоянном внимании.

Идеальный подход к сохранению функциональности дорожки предполагает, что спилы каждые полгода надо зачищать и заново обрабатывать по описанной выше схеме, а можно еще и покрывать лаком. Задача выглядит трудоемкой, но ее своевременное выполнение означает двукратное увеличение срока эксплуатации использованной древесины.

Несмотря на наличие полиэтиленового слоя в подкладке, некоторые сорняки, вроде торицы и осота, все равно могут оставаться проблемой, даже если растут чуть в стороне. Для борьбы с ними лучше использовать превентивные методы в виде распыляемой отравы для этих растений.

Отдельно надо помнить, что никакие лаки и замазки не защитят дерево от влаги, если ее слишком уж много. Ввиду этого по бокам от тропинки стоит прорыть канавы для отведения талой воды. Зимой желательно очищать деревянную дорожку от снега как можно быстрее.

Красивые примеры

На первом фото – безупречная дорожка из спилов, сделанная строго по инструкции . Как видим, зазоров между отдельными фрагментами дерева практически не осталось, и они в основном заполнены более мелкими спилами. Горизонтальный уровень выдержан по всем требованиям и позволяет проехать даже колесному транспорту.

Второй пример – более экономичный вариант дороги, где на каждый шаг выделено ровно по одному спилу. Такое решение допустимо, если все спилы имеют довольно крупный диаметр, но идти по тропинке не всегда удобно – надо строго соизмерять размер шагов с расстоянием между кругляшами.

Третье решение – попытка имитировать естественную среду, что удалось достаточно хорошо. С эстетической точки зрения обильные пространства, заполненные камешками, выглядят очень естественно. С другой стороны – в природе нет идеально ровных дорожек, и на этой тоже очень важно смотреть под ноги.

Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий.