МДС 81-4.99 Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве стр. 2

- налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком (за исключением отчислений на социальные нужды);
- затраты на платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней, а также медицинскому страхованию;
- отчисления в резерв на возведение временных (титульных) зданий (сооружений) в тех случаях, когда средства на их возведение предусмотрены в свободной (договорной) цене строительства;
- затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более 3-х километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить их перевозку и нет возможности организовать перевозку путем организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта; дополнительные затраты, связанные с привлечением на договорной основе с местными органами исполнительной власти средств строительной организации для покрытия расходов по перевозке работников маршрутами наземного, городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), сверх сумм, определенных исходя из действующих тарифов на соответствующие виды транспорта;
- дополнительные затраты, связанные с осуществлением подрядных работ вахтовым методом;
- затраты на перебазирование строительных организаций и их подразделений на другие стройки;
- предусмотренные законодательством Российской Федерации затраты, связанные с набором рабочей силы, включая оплату выпускникам средних профессионально-технических училищ и молодым специалистам, окончившим высшее или среднее специальное учебное заведение, проезда к месту работы, а также отпуска перед началом работы;
- дополнительные расходы, связанные с использованием на строительстве объектов студенческих отрядов, военно-строительных частей и других контингентов (производимые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации);
- расходы на проведение специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда (по борьбе с радиоактивностью, силикозом, малярией, гнусом, энцифалитным клещом и др.);
- затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ. Для целей налогообложения указанные затраты принимаются в размерах, установленных законодательством Российской Федерации;
- текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения (очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов), очисткой сточных вод и другими видами текущих природоохранных затрат;
- другие расходы, возмещаемые заказчиками в соответствии с действующими постановлениями и положениями.
Указанные затраты в бухгалтерской отчетности относятся на статью "Накладные расходы", а в сметной документации включаются в главу 8 "Временные здания и сооружения" и главу 9 "Прочие работы и затраты" сводного сметного расчета, стоимости строительства.
3.7. Постатейное калькулирование затрат при расчете индивидуальной нормы накладных расходов следует осуществлять:
- по нормируемым статьям затрат - на основе действующих законодательных и нормативных документов, регламентирующих их величину;
- по ненормируемым статьям затрат - в соответствии с данными бухгалтерского учета подрядных организаций.
Порядок определения величины накладных расходов по статьям затрат подрядной организации приведен в прил. 5.
3.8. При расчете индивидуальной нормы накладных расходов необходимо проводить анализ годовых данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) по форме 5-з, утвержденной постановлением Госкомстата России от 10.11.98 N 110.
3.9. Для экспертной оценки расходов по статьям накладных расходов рекомендуется использовать данные о постатейной структуре накладных расходов по элементам, а также о среднеотраслевой структуре накладных расходов, приведенные в прил. 6 и 7. Указанные данные носят справочный характер и не могут использоваться для расчета индивидуальной нормы накладных расходов.
3.10. При расчете индивидуальной нормы накладных расходов не должны учитываться накладные (цеховые) расходы подсобных, вспомогательных производств, обслуживающих и прочих хозяйств, находящихся на самостоятельном (отдельном) балансе или в составе подразделений подрядных организаций.
Указанные расходы относятся на себестоимость продукции или услуги этих хозяйств.
3.11. При разработке индивидуальных норм накладных расходов необходимо учитывать, что в соответствии с положениями о взаимоотношениях организаций генерального подрядчика с субподрядчиком, предусмотренных заключенным между ними договором на строительство, субподрядчик перечисляет за счет накладных расходов плату генподрядчику на покрытие следующих расходов:
административно-хозяйственных, вязанных с обеспечением технической документацией и координацией работ, приемкой и сдачей работ, материально-техническим снабжением, обеспечением пожарно-сторожевой охраной, техники безопасности, временными (не титульными) зданиями и сооружениями и др. При этом сумму отчислений субподрядчик относит на указанные статьи накладных расходов, а генподрядчик соответственно уменьшает расходы по аналогичным статьям.

4. Применение нормативов накладных расходов при составлении сметной документации на строительство объектов

4.1. При составлении локальных сметных расчетов (смет) без деления на разделы начисление накладных расходов производится в конце расчета (сметы) - за итогом прямых затрат, а при формировании по разделам - в конце каждого раздела и в целом по сметному расчету (смете).
4.2. Порядок применения нормативов накладных расходов в сметах зависит от метода определения сметной стоимости строительно-монтажных работ и стадийности проектной документации.
4.3. При применении ресурсного метода, когда в процессе составления локальных сметных расчетов (смет) средства на оплату труда рабочих определены в текущем уровне цен, величина накладных расходов может быть определена по формуле:
на стадии проекта:
на стадии рабочей документации:
181 × 108 пикс.     Открыть в новом окне
где:
Н - величина накладных расходов, руб. или тыс. руб.;
3 - величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), руб. или тыс. руб.;
- укрупненный норматив накладных расходов по видам строительства, приведенный в прил. 2 (в процентах);
- индивидуальная норма накладных расходов для подрядной организации (в процентах);
- норматив накладных расходов по i-тому виду строительных и монтажных работ, приведенных в прил. 3 (в процентах).
4.4. При применении базисно-индексного метода, когда расчет средств на оплату труда рабочих производится на основе сметной величины основной заработной платы, ученной в сметно-нормативной базе, действовавшей на 01.01.91, могут быть применены следующие формулы:
304 × 325 пикс.     Открыть в новом окне
где:
- суммарная по объекту сметная величина основной заработной платы рабочих-строителей и механизаторов в уровне сметных норм и цен, введенных с 01.01.91 (или в уровне сметных норм и цен, введенных с 01.01.84. с повышающим коэффициентов 1,25), в руб.;
- индекс текущего уровня средств на оплату труда в строительстве по отношению к уровню сметной заработной платы рабочих, учтенной сметными нормами и ценами с 01.01.91;
- суммарные по i-тому виду работ сметные величины основной заработной платы рабочих-строителей и механизаторов в уровне сметных цен с 01.01.91, в руб.;
n - общее количество видов работ по данному объекту.
4.5. Для определения стоимости строительства (капитального ремонта) в базисном уровне цен в локальных сметных расчетах (сметах) могут применяться предельные нормы накладных расходов на строительные (ремонтно-строительные) работы, установленные для применения с 01.01.91 соответствующими министерствами и ведомствами для подведомственных организаций.
При использовании сметно-нормативной базы, введенной в действие с 01.01.84, в локальных сметах могут применяться предельные нормы накладных расходов, утвержденные министерствами и ведомствами для применения с 01.01.84.
Для вновь образованных организаций в базисной стоимости работ следует использовать предельную норму накладных расходов в размере 14,2% от сметных прямых затрат.
4.6. При составлении сметной документации на строительство объектов, когда неизвестна субподрядная организация, выполняющая отдельные виды строительных работ, рекомендуется сметную стоимость таких работ определять с применением нормы накладных расходов для генеральной подрядной организации. При расчетах генподрядчика с субподрядчиком за выполненные работы применяется норма накладных расходов субподрядчика.
4.7. Для определения стоимости строительных работ, выполняемых индивидуальными предпринимателями (физическими лицами) по договорам бытового или строительного подряда, величину накладных расходов рекомендуется рассчитывать на основе индивидуальной нормы путем калькулирования по статьям затрат, принимая для расчета только те статьи затрат и расходов, которые соответствуют фактическим условиям выполнения работ по бытовому или строительному подряду.