Дата введения 1 мая 1998 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические указания разработаны во исполнение постановления Госстроя России от 11.02.98 N 18-15 "О переходе на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве" и предназначены для разработки государственных элементных сметных норм (ГЭСН)* на строительные, монтажные, специальные строительные и пусконаладочные работы с целью соблюдения организациями-разработчиками единого порядка разработки и подготовки к обработке на ЭВМ указанных норм.
Государственные элементные сметные нормы являются составной частью СНиП 81.
Порядок разработки государственных элементных сметных норм, установленный настоящими Методическими указаниями, обязателен для всех организаций-разработчиков.
1.2. Разработка новых ГЭСН и переработка действующих сборников ЭСН-84 (СНиП IV-2-82) и СНиР-91 (СНиП 4.02-91; 4.05-91) осуществляется в соответствии с номенклатурой, приведенной в прил.1.
1.3. Координацию и контроль за проведением указанных работ осуществляет Управление совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве Госстроя России (далее - Управление ценообразования).
1.4. Организации-разработчики на подготовительном этапе выполняют следующие мероприятия:
- составляют техническое задание и рабочую программу, согласовывают их с Управлением ценообразования;
- отбирают из проектных материалов технические условия и проекты производства работ по всей разрабатываемой ими номенклатуре сборников ГЭСН;
- определяют исходные условия для составления новых ГЭСН и согласовывают их с Управлением ценообразования;
- выбирают оптимальные технологические карты на производство отдельных видов работ и рабочие чертежи;
- составляют сводки (выборки) затрат труда, машинного времени строительных машин, расхода материалов, изделий и конструкций на измеритель ГЭСН.
1.5. Разработка ГЭСН производится в соответствии с требованиями, изложенными в разделах 2-10 настоящих Методических указаний.
1.6. Проекты сборников ГЭСН, разработанные исполнителями, проходят экспертизу Управления ценообразования и утверждаются в установленном порядке.
1.7. Экспертные заключения рассматриваются межведомственной комиссией (рабочей группой).
По экспертным заключениям и результатам рассмотрения организации-разработчики вносят в проекты сборников ГЭСН соответствующие изменения и дополнения.
2. Содержание и структура сборников государственных элементных сметных норм (ГЭСН)
2.1. Каждый сборник ГЭСН содержит техническую часть и таблицы элементных сметных норм по форме N 1, приведенной в прил. 2.
2.2. Техническая часть сборника подразделяется на разделы:
"Общие указания";
"Правила исчисления объемов работ";
"Коэффициенты к сметным нормам".
2.2.1. В раздел "Общие указания" включается перечень общих требований и положений о порядке применения элементных сметных норм.
2.2.2. В раздел "Правила исчисления объемов работ" включаются правила, формулы и примеры расчетов.
2.2.3. В раздел "Коэффициенты к сметным нормам" включаются коэффициенты, учитывающие конкретные особенности производства работ и конструктивных элементов.
2.3. ГЭСН сводятся в таблицы с пояснениями к ним. В пояснениях к таблицам приводится состав работ с полным перечнем основных и вспомогательных операций.
2.4. Каждому виду элементов затрат присваивается свой код.
Таблицам ГЭСН также присваивается свой конкретный код, который состоит из номера сборника и номера таблицы в составе сборника. При нумерации таблиц допускается оставлять резерв номеров для выпуска дополнений к ГЭСН.
Присвоение кодов таблицам, позициям ГЭСН, элементам затрат таблиц ГЭСН осуществляется централизовано#, после экспертизы. Кодировка ГЭСН проводится строго в соответствии с номенклатурой и системой кодирования, предусмотренными основными положениями по кодификации.
2.5. Номенклатура рабочих по профессиям принимается по действующему Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС).
3. Техническое задание и рабочая программа
3.1. В техническом задании указываются обоснования для разработки ГЭСН, сроки выполнения работы, основные цели и задачи, нормативные источники, которыми следует руководствоваться при разработке ГЭСН, этапы и общая стоимость работ.
3.2. Рабочая программа должна содержать наименование сборника ГЭСН с перечнем видов работ, включаемых в этот сборник.
4. Исходные условия и нормативная база для разработки ГЭСН
4.1. На подготовительном этапе проводится следующая работа:
- уточняются характерные особенности конструкций, сооружений и видов работ с учетом территориальных, климатических и других факторов по регионам России;
- отбираются типовые и повторно применяемые экономичные индивидуальные проекты, на основе которых предполагается разработать ГЭСН;
- проверяются на наличие сертификатов соответствия новые материалы, изделия и конструкции отечественного и зарубежного производства;
- отбираются проекты производства работ на строительство объектов или производство отдельных видов работ по проектам, принятым за объект-представитель для составления исходных условий;
- анализируются действующие элементные сметные нормы, в том числе ресурсные сметные нормы, с целью исключения устаревших и не находящих применения в современных условиях.
4.2. При пересмотре действующих и разработке новых ГЭСН должны быть соблюдены правила и требования действующих нормативных документов по проектированию, организации, производству и приемке подрядных работ.
5. Порядок разработки ГЭСН
5.1. Единицы измерения видов работ в ГЭСН устанавливаются в соответствии с действующими нормативными документами.
Перечень измерителей, применяемых при разработке ГЭСН, приведен в прил. 3.
5.2. Для каждой сметной нормы разрабатывается технологическая карта с подробным перечнем всех видов работ и операций, характеристикой применяемых строительных машин и механизмов. Подсчет объемов работ производится на измеритель ГЭСН по форме N 2 прил.4.
5.3. ГЭСН составляются на основании калькуляции затрат по форме N 3 прил.4. В их состав входят:
- затраты труда рабочих, занятых на основном производстве, погрузочно-разгрузочных работах в пределах стройплощадки и внутрипостроечном транспорте, в чел.-ч. по форме N 4 прил.4. (в отдельных случаях при разработке новых ГЭСН по согласованию с Управлением ценообразования допускается выделение затрат на внутрипостроечный транспорт);
- потребность в строительных машинах и механизмах в маш.-ч по форме N 5 прил.4;