СП 35-101-2001 Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения стр. 3

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

2.1 В Своде правил использованы ссылки на следующие документы:
СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения";
СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам";
СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям";
СП 35-104-2001 "Здания и помещения с местами труда для инвалидов";
РДС 35-201-99 "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры";
ГОСТ Р 50602-93 "Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры";
ГОСТ Р 50918-96 "Устройства отображения информации по системе шрифта Брайля. Общие технические условия";
ГОСТ Р 51261-99 "Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования";
ГОСТ Р 51630-2000 "Платформы подъемные с вертикальным и наклонным перемещением для инвалидов. Технические требования доступности";
ГОСТ Р 51672-2000 "Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности";
ГОСТ 10807-78 "Знаки дорожные. Общие технические условия";
ГОСТ 21786-76 "Система "человек-машина". Сигнализаторы звуковые неречевых сообщений. Общие эргономические требования";
ГОСТ 24214-80 "Связь громкоговорящая. Термины и определения";
ГОСТ 12.1.004-91 "ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования";
"Правила дорожного движения Российской Федерации". Утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531).

3 ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТКУ

3.1 При проектировании участка здания или комплекса следует соблюдать непрерывность пешеходных и транспортных путей, обеспечивающих доступ инвалидов и маломобильных лиц в здания. Эти пути должны стыковаться с внешними по отношению к участку коммуникациями и остановками городского транспорта.
Ограждения участков должны обеспечивать возможность опорного движения МГН через проходы и вдоль них.
При расположении зданий, сооружений и комплексов в глубине участка следует стремиться к сокращению пути от наиболее вероятного входа на участок до входа в здание или сооружение, доступного для маломобильных посетителей.
При адаптации существующих зданий к потребностям МГН в первую очередь следует создавать доступные пешеходные пути в пределах земельных участков, прилегающих к зданиям. Эти работы следует совмещать с мероприятиями по ремонту покрытий путей движения, что практически не потребует дополнительных материальных затрат.
3.2 Требования к элементам участков зданий, доступных для маломобильных людей, приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Требования к участкам и их элементам
Объект
Требования по критериям
доступности
безопасности
информативности
комфортности
1
2
3
4
5
1 Ограждения участка3.1 Отсутствие выступающих элементов у ограждений на опасной высоте.3.2 В качестве живой изгороди следует использовать нетравмирующие древесно-кустарниковые породы4.1 Обеспечение возможности ориентироваться через ограждение.4.2 Включение в ограждения (заграждения) элементов опознавания и заблаговременного оповещения5.1 Устройство встроенных или пристроенных мест отдыха.5.2 Устройство поручней вдоль живой изгороди
2 Входы и въезды на участок4.3 Архитектурное и световое (в темное время суток) выявление проходов5.3 Наличие маркировки, разметки проходов
3 Пешеходные пути движения2.1 Устройство поворотных и разворотных площадок, в том числе в тупиковых элементах путей пешеходного движения3.3 Съезды не должны выступать на проезжую часть.3.4 Использование ограждения, парапетов, бортиков (в том числе из зелени) для выявления безопасных путей движения на участке.3.5 Обеспечение обзора путей движения при их пересечении4.4 Выделение пешеходных путей на покрытии с помощью знаков и указателей, предупредительных надписей с размером символа по высоте не менее 0,5 м, рифления, изменения фактуры покрытия.4.5 Обеспечение информации о месте и удаленности входов, мест обслуживания и отдыха5.4 Наличие мест отдыха вблизи пересечений путей движения, перед входом в здание и выходом с участка.5.5 Оборудование путей движения инвалидов средствами ориентации
4 Стоянки личного автотранспорта инвалидов3.6 Приближение к пешеходным коммуникациям без пересечения с транспортным движением.3.7 Ограждение мест риска и устройство средств заблаговременной информации о них4.6 Устройство средств местной связи между стоянкой и администрацией общественных зданий для вызова обслуживающего персонала5.6 Создание на автостоянке мест хранения для проката различных видов средств передвижения, а также технических средств реабилитации для инвалидов и маломобильных лиц.5.7 Устройство для лиц с нарушениями здоровья крытых путей прохода в здание
5 Озеленение2.2 Граница озелененных эксплуатируемых площадок, примыкающая к путям пешеходного движения не должна иметь перепада высот, бордюров, бортовых камней высотой более 4 см.2.3 Устройство грунтовых дорожек (троп) со свойствами и параметрами путей пешеходного движения3.8 Отсутствие озеленения, закрывающего обзор для оценки ситуации на перекрестках, опасных участках.3.9 Отсутствие элементов фитодизайна, создающих иллюзию падающих растений, затененность проходов и проездов, а также выступающих крон, стволов, корней.3.10 Для озеленения участка следует применять нетравмирующие древесно-кустарниковые породы4.7 Использование приемов ландшафтной архитектуры для выявления путей пешеходного движения, мест отдыха, мест сопутствующего обслуживания.4.8 Применение линейных посадок деревьев и кустарников для формирования кромок путей пешеходного движения.4.9 Отсутствие затенения озеленением сигналов, информационных устройств, ограждений опасных мест5.8 Создание озелененных зон отдыха с применением пород, обеспечивающих оздоровительный эффект.5.9 Применение цветочных ковров для дублирования информационных указателей
6 Элементы благоустройства, малые формы, реклама2.4 Применение элементов благоустройства, позволяющих использовать их с высоты кресла-коляски.2.5 Элементы рекламы и знаки не должны закрывать полностью входы, площадки на путях движения3.11 Отсутствие в информации для инвалидов, надписей и символов,которые могут быть истолкованы неоднозначно и создавать угрозу стресса.3.12 Отсутствие помех для восприятия информации, в том числе, ослепления средствами рекламы4.10 Подсветка или световая маркировка мест размещения элементов благоустройства, входов в беседки, павильоны, парковые сооружения в темное время суток.4.11 Асинхронность (разновременность) предоставления информации различными средствами для исключения помех5.10 Расположение элементов благоустройства смежно с путями пешеходного движения.5.11 Размещение элементов благоустройства с учетом наименьшего числа поворотов для их использования.5.12 Устройство опор (поручней и т.п.) для отдыха у мест пользования элементами благоустройства
7 Специализированные площадки (с местами обслуживания)3.13 Размещение и оборудование мест обслуживания на участке аналогичны по требованиям безопасности местам обслуживания в зданиях и сооружениях4.12 Применение архитектурных, в том числе ландшафтно-архитектурных, приемов для выявления назначения и входов на площадки, а также зоны обслуживания5.13 Соединение подходов к площадкам кратчайшими путями движения. 5.14 При наличии площадок длясобак-поводырей, минимальные размеры клеток - 1,5 м
8 Площадки и места отдыха2.6 Размещение смежно вне габаритов путей движения мест отдыха и ожидания4.13 Информационное обеспечение мест отдыха5.15 Применение теневых навесов, тентов для защиты от перегрева и осадков.5.16 Защита от посторонних шумов мест тихого отдыха.5.17 Обеспечение визуального восприятия панорам с мест отдыха, а также декоративных объектов ландшафтной архитектуры
3.3 При размещении зданий и сооружений на участке, как правило, следует:
- разделять по возможности пешеходные и транспортные потоки на участке;
- обеспечивать удобные пути движения ко всем функциональным зонам и площадкам участка, а также входам, элементам благоустройства и внешнего инженерного оборудования, доступные МГН;
- обеспечивать, по возможности, крытыми кратчайшими переходами связь между входами в здания комплекса, образованного отдельно стоящими на едином участке объектами.
3.4 При пересечении пешеходных путей транспортными средствами у входных узлов зданий или входов на участок следует проектировать элементы заблаговременного предупреждения мест пересечения с соблюдением мер безопасности движения, вплоть до его регулирования.
Тактильные средства предупреждающей информации и сигнализации следует размещать не ближе 0,8 м от зоны изменения пути.
3.5 При совмещении на участке путей движения посетителей с проездами для транспорта рекомендуется делать ограничительную (латеральную) разметку пешеходных путей на дорогах в соответствии с требованиями Правил дорожного движения. Ширина полос движения должна обеспечивать безопасное расхождение людей, в том числе использующих технические средства реабилитации, с автотранспортом. Полосу движения инвалидов на креслах-колясках и механических колясках рекомендуется выделять с левой стороны на полосе пешеходного движения на участке, пешеходных дорогах, аллеях.
Линии разметки путей для лиц с нарушениями зрения следует выполнять с использованием рифленой поверхности и с дублированием цветом и в соответствии с приложением 2 Правил дорожного движения Российской Федерации.
3.6 При организации на участке подъезда транспортных средств непосредственно к входу на входных площадках и в портиках рекомендуется предусматривать:
а) в учреждениях с формой обслуживания по варианту "А":
- возможность одновременных прохода пешеходов и посадки или высадки пассажиров:
- места на горизонтальной части входной площадки или портика, достаточные для остановки транспортного средства, пропускающего пешеходные потоки;
- разметку пешеходных и транспортных путей на пандусах и площадке;
б) в учреждениях с формой организации обслуживания по варианту "Б" (дополнительно к указанным для варианта "А"):
- создание оборудованного подхода для инвалидов, не пересекающегося с транспортными путями;
- при наличии нескольких лестниц (или лестниц, охватывающих площадку с нескольких сторон) как минимум одна оборудуется для МГН.
3.7 В портиках и на крытых площадках высота проходов от поверхности пешеходного пути до низа конструкции или низа любых подвесных элементов в свету должна быть не менее 2,5 м, а проездов - 4,5 м. При этом транспортные пандусы и проезды должны иметь сквозной проезд или разворотные площадки для эвакуации транспортных средств.
3.8 На участках перед входами в общественные здания районного или муниципального значения рекомендуется создавать озелененные и благоустроенные площадки для отдыха, оборудованные навесами, скамьями, телефонами-автоматами, указателями, светильниками, сигнализацией и т.п.
На земельных участках предприятий питания и торговли целесообразно организовать зону общего пользования с местами кратковременного отдыха МГН, оборудуя эти зоны информационными и рекламными устройствами.
Интерьерный характер таких зон может быть усилен разнообразными видами мощения, системой освещения, указателями, элементами озеленения: вазонами, цветочными выгородками, являющимися одновременно ориентирами для людей с недостатками зрения.
3.9 В зоне стоянок личного автотранспорта посетителей общественных зданий следует выделять места для парковки автотранспортных средств инвалидов, которые не должны загораживаться другими паркуемыми автомашинами.
При наличии на стоянке мест для парковки автомашин, салоны которых приспособлены для перевозки инвалидов на креслах-колясках, ширина боковых подходов к местам стоянки таких машин должна быть не менее 2,5 м.
Высота свободного пространства до низа конструкций, перекрывающих место стоянки и посадочных зон, должна быть не менее 2,9 м.
3.10 К информационным средствам на участках, используемых МГН, следует относить:
- рельефные, фактурные и иные виды тактильных поверхностей путей движения на участках, дорогах и пешеходных трассах;