СП 35-101-2001 Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения стр. 4

- ограждение опасных зон;
- разметку путей движения на участках, знаки дорожного движения и указатели;
- информационные сооружения (стенды, щиты и объемные рекламные устройства);
- светофоры и световые указатели; устройства звукового дублирования сигналов движения.
3.11 В пределах участков зданий и сооружений рекомендуется обеспечивать непрерывность информации на путях движения к местам обслуживания и отдыха.
При проектировании на приобъектных участках информационных узлов рекомендуется в зоне ожидания таких узлов визуальную информацию дублировать тактильной.
3.12 Тактильные указатели следует устанавливать на следующих элементах путей движения:
на внешних, выпуклых углах зданий и сооружений;
на столбах и ограждениях;
на рычагах автоматов для продажи товаров и напитков;
на кабинах таксофонов.
Продольный уклон подъема не должен превышать разрешенный для пандусов.
3.13 Информирующие искусственные плавные подъемы поверхностей пути рекомендуется устраивать:
- на пешеходных путях перед входами в здания и сооружения;
- на пересечении пешеходных переходов с проезжей частью;
- на путях движения инвалидов на мотоколясках для выделения пересечения с пешеходным переходом.
3.14 Предупреждающую сигнализацию о приближении к препятствиям (лестницам, пешеходному переходу, окончанию островка безопасности, краю платформы и др.) для людей с недостатками зрения следует также обеспечивать изменением фактуры поверхностного слоя покрытия дорожек и тротуаров, применением информирующего рельефа (покрытия) и яркой контрастной окраски.
Опасные для инвалидов объекты и пространства на участке следует огораживать бортовым камнем высотой не менее 0,05 м. Ограждения опасных участков на пути движения инвалидов с недостатками зрения располагают в зоне досягаемости тактильной трости.
3.15 При обустройстве тротуаров на участке следует по возможности применять единое установленное для данного населенного пункта стандартное расположение осветительных столбов и посадок деревьев по отношению к краю тротуарного бордюра, что позволит создать оптимальные условия ориентирования для слабовидящих людей.
3.16 Ландшафтные и фитодизайнерские композиции на участке должны выполнять функции архитектурных акцентов, входящих в общую информационную систему объекта обслуживания. При этом рекомендуется использовать сходные или единые приемы обозначения, выявления зон или мест со сходным функциональным назначением.
3.17 В темное время суток рекомендуется применение световых или подсвеченных знаков и указателей, в том числе рекламных, светофоров на пешеходных путях, разметки из светоотражающих знаков, вмонтированных в покрытие (типа "кошачьи глаза") и применение световых нитей.
Светильники (осветительную арматуру) при входах на участок и в здание следует крепить непосредственно к воротам или элементам зданий или ограждений.
3.18 Светильники на стойках в общей пешеходной зоне следует ограждать защитными декоративными барьерами высотой не менее 0,75 м или размещать их в составе малых архитектурных форм (ограждений, на тумбах) на высоте не менее 0,75 м.
Светильники в зоне интенсивного пешеходного движения или специальной полосы пешеходного движения следует устанавливать не ниже 2,1 м от уровня пешеходной горизонтальной или наклонной площадки.
Светильники рекомендуется заделывать заподлицо в вертикальные, горизонтальные или наклонные поверхности стационарных конструкций зданий и сооружений или в элементы стационарного оборудования: в поручни или участок стены за поручнем, в подступенки лестниц, в плоскость стен или покрытия горизонтального или наклонного пола.
3.19 Световой поток осветительных приборов и рекламных огней на путях движения должен обеспечивать освещенность в уровне полос движения 20 лк при лампах накаливания и 40 лк при люминесцентных лампах. При этом он не должен ослеплять пешеходов и засвечивать знаки, указатели, светофоры и световые маячки.
Не рекомендуется направлять световые маячки импульсных ламп-вспышек навстречу движения пешеходов и водителей.
3.20 Элементы обустройства территории (участков) приведены в части 2, на рисунках 2.31-2.34.

4 ПУТИ ДВИЖЕНИЯ

4.1 К коммуникационным путям и пространствам относятся:
- входы и выходы;
- вестибюльные группы;
- зоны и помещения, предназначенные главным образом для пешеходного движения;
- части функциональных и рекреационных зон, содержащие пути движения пешеходов;
- вертикальные средства передвижения с помещениями и площадками перед ними;
- лестницы и пандусы с поворотными и разворотными площадками.
Коммуникационные пути и пространства, обеспечивающие непрерывность связей между входами, местами обслуживания и отдыха и выходами, должны быть:
доступными для различных категорий пользователей;
безопасными для движения и отдыха в процессе движения;
оборудованы для облегчения движения, получения своевременной информации, попутного отдыха или ожидания;
по возможности короткими, геометрически простыми.
Графическое выражение требований к коммуникациям и их элементам дано в части 2 на рисунках 2.5-2.30 данного Свода правил.
4.2 При проектировании входных узлов следует учитывать требования таблицы 4.1.
 
Таблица 4.1 - Требования к входным узлам
Объект
Требования по критериям
доступности
безопасности
информативности
комфортности
2
3
4
5
1 Входы в целом2.1 "Б" - устройство входов в одном уровне с подходами.2.2 "Б" - оборудование входа автоматически открывающимися дверьми, а также лифтами или подъемниками (при входе на разных уровнях)3.1 "Б" - подсветка лестниц и пандусов в темное время суток.3.2 Размещение тактильных указателей на неподвижных элементах4.1 Выделение архитектурными средствами иерархии входов, если это не противоречит концепции проекта.4.2 Подсветка входов в темное время суток.4.3 Устройство маркировки входов, включение в архитектуру входов знаков, пиктограмм или указателей5.1 Устройство мест отдыха перед входом и после него.5.2 "Б" - устройство у полос движения опор, удобных для всех лиц с нарушениями здоровья.5.3 Применение универсальной фурнитуры (ручек и т.п.), удобной для пользования как здоровым, так и лицам с нарушениями здоровья
2 Входные площадки и портики2.3 Выделение и оборудование полос движения пешеходов и инвалидов на креслах-колясках на транспортно-пешеходных пандусах.2.4 Обеспечение габаритов входных площадок, достаточных для расхождения встречных потоков посетителей, а также потоков пешеходов и автотранспортных средств.2.5 Ширина полосы транспортного въезда (проезда) у входа должна быть не менее 3 м.2.6 "Б" - разметка автостоянок должна учитывать, что расстояние от открытых дверей транспортного средства до баз колонн портиков, балюстрад, парапетов должно быть не менее 0,5 м2.7 Диаметр поворотных зон наружных входных площадок - не менее 2,2 м3.3 Разделение в зонах входов, на пандусах, площадках, в портиках потоков движущихся пешеходов и инвалидов на креслах-колясках и механических колясках.3.4 На криволинейных пандусах минимальный радиус с внутренней стороны кривизны должен быть не менее 2 м при пешеходном движении и 5 м при автотранспортном движении.3.5 На площадках и портиках с возможностью проезда автотранспорта расстояние от входов до марша пандуса должно обеспечивать остановку транспортного средства на горизонтальном участке пути не ближе 1 м от ближайшего дверного проема с учетом открытых дверей.3.6 Лестницы с двух-, трехсторонним спуском следует оборудовать поручнями, крепящимися к фасадной поверхности или на самостоятельных опорах4.4 Устройство перед входом на расстоянии 0,9 м предупредительных знаков или разметки, тактильных и акустических указателей (в том числе рифленых покрытий площадок и полов).4.5 Разметка зон и путей движения на входе с выделением зон ожидания (расхождения) и поворотных площадок.4.6 Размещение на площадках и в портиках информационных устройств, табло, щитов с информацией о назначении, планировке и режиме работы объекта обслуживания5.4 Размещение при входах элементов благоустройства и средств связи с администрацией.5.5 Защита движущихся элементов (эскалаторов и транспортеров) от атмосферных осадков.5.6 Устройство подогрева в холодное время года покрытия полов на площадках, пандусах и лестницах.5.7 Устройство козырьков над входными площадками и лестницами
3 Тамбуры2.8 Ширина тамбура должна быть не менее ширины полосы пешеходного движения.2.9 Наличие мест расхождения (ожидания) с карманами шириной не менее 0,9 м и глубиной не менее 1,5 м.2.10 Глубину тамбура следует увеличивать на ширину дверного полотна, открывающегося внутрь тамбура3.7 Отсутствие в тамбурах, а также на расстоянии не менее 1,5 м от них ступеней.3.8 Исключение в отделке тамбуров зеркал4.7 Применение прозрачных панелей из противоударного стекла в дверях. Низ панели не выше 0,9 м от пола.4.8 Выделение фактурой, цветом, иными средствами распознавания входных дверей5.8 Осевая организация движения.5.9 Применение дренажей (устранение избытка атмосферной влаги - по климатическим показателям) и подогрев пола
4.3 При отсутствии (в условиях сложившейся застройки) реальных возможностей для достижения нормативных параметров ширины пешеходных путей на участке следует предусматривать устройство через каждые 60-100 м такого пути горизонтальные площадки размером не менее 1,6х1,6 м для обеспечения возможности разъезда инвалидов на креслах-колясках.
4.4 При перепаде высот на путях движения и при входе в здание следует создавать равные условия доступности и комфорта для всех групп людей. При этом необходимо принимать во внимание, что для людей на креслах-колясках, с детскими колясками и ручными тележками удобно пользоваться пандусами, для людей с недостатками зрения и некоторых групп МГН предпочтительна лестница, а для немощных, беременных, людей с костылями наиболее удобны подъемники.
4.5 Подъемники для лиц с нарушением здоровья рекомендуется устраивать параллельно маршам сбоку или в промежутках между маршами.
4.6 В местах примыкания горизонтальных путей движения к открытым лестницам и пандусам рекомендуется устраивать площадки, аналогичные по размерам поворотным площадкам лестниц и пандусов.