Федеральный закон от 19 июня 1996 г. N 78-ФЗ "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации"

Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года
Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования в области экономического, социального, экологического, культурного и национального развития Севера Российской Федерации (далее - Север) и направлен на достижение оптимального сочетания интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, территории которых относятся к Северу, создание благоприятных условий для эффективной хозяйственной деятельности, рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей природной среды, обеспечение достойной жизни населения и устойчивое развитие этого региона.
Государственное регулирование осуществляется дифференцированно по территориям и отраслям хозяйства и определяется государственными приоритетами, природно-климатическими условиями, уровнем социального и экономического развития Севера.

Статья 1. Основные понятия

1. Север - высокоширотная часть территории Российской Федерации, характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечение населения.
2. Устойчивое развитие - гармоничное развитие производства, социальной сферы, населения и окружающей природной среды.
3. Районы с дискомфортными условиями проживания - территории, характеризующиеся совокупностью природно-климатических, географических, социально-экономических и медико-биологических факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на человека.
4. Районы с ограниченными сроками завоза продукции (товаров) - территории, срок транспортной доступности которых в период завоза продукции (товаров) всеми видами транспорта, за исключением воздушного транспорта, менее 180 дней.
5. Гарантии и компенсации населению - возмещение дополнительных физиологических затрат и более высокой стоимости жизни, складывающихся под воздействием географических, климатических факторов и связанных с ними особенностей социально-экономического развития. Гарантии и компенсации предназначены для привлечения трудовых ресурсов, выравнивания уровня жизни населения Севера по сравнению со средним уровнем жизни населения в Российской Федерации за счет предоставления дополнительных льгот и преимуществ.
6. Коренные малочисленные народы Севера - народы, проживающие на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, насчитывающие в России менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
7. Традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера - способ существования, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, социальной организации, проживания, на самобытных культуре и обычаях, религиозных верованиях.
8. Традиционное природопользование - исторически сложившиеся способы освоения окружающей природной среды на основе долговременного, экологически сбалансированного пользования главным образом возобновляемыми природными ресурсами без подрыва способности к устойчивому воспроизводству и снижения разнообразия природных ресурсов.

Статья 2. Правовое регулирование

1. Законодательство о Севере основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Принципы государственного регулирования

Основными принципами государственного регулирования социально-экономического развития Севера являются:
государственный протекционизм (поддержка), направленный на создание на Севере для населения и значительной части отраслей хозяйства льготного режима развития и обеспечение государственных нужд в производимой в этом регионе продукции;
селективность государственной поддержки производства на Севере. Помощь оказывается в первую очередь организациям, обеспечивающим государственные нужды, а также участвующим в решении социальных задач;
создание условий для гармоничного развития производства, социальной сферы, населения и сохранения окружающей природной среды;
регулирование промышленного освоения Севера в целях бережного использования его природных ресурсов, сохранения окружающей природной среды и защиты традиционных основ хозяйствования и образа жизни коренных малочисленных народов Севера;
опережающее развитие объектов инфраструктуры, в первую очередь связи и транспорта, включая Северный морской путь;
сохранение и развитие коренных малочисленных народов Севера;
оптимизация численности населения на Севере.

Статья 4. Механизм государственной поддержки

Государственная поддержка на Севере реализуется посредством:
предоставления гарантий и компенсаций населению по возмещению дополнительных затрат на проживание и осуществление трудовой деятельности в суровых природно-климатических условиях;
предоставления организациям, участвующим в обеспечении государственных нужд, компенсаций повышенных затрат, связанных с производственной деятельностью в условиях Севера;
финансовой поддержки завоза продукции (товаров) в районы с ограниченными сроками завоза продукции (товаров);
поддержки и социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера;
установления щадящего режима природопользования, учитывающего повышенную уязвимость северной природы и обеспечивающего рациональное использование природных ресурсов;
формирования государственных внебюджетных фондов за счет части платежей за право пользования невозобновляемыми природными ресурсами для создания условий жизнедеятельности последующих поколений после истощения этих ресурсов;
участия в реализации федеральных и региональных целевых экономических, социальных и экологических программ развития Севера;
льготного кредитования развития перспективных производств;
выделения субсидий, а также ссуд и кредитов на льготных условиях на строительство или приобретение жилья для лиц, выезжающих с Севера.

Статья 5. Государственное регулирование экономического развития

1. Государственное регулирование экономического развития Севера имеет своей целью поддержание производственной сферы Севера с учетом ее роли в экономике Российской Федерации, ее адаптацию к рыночным условиям, щадящий режим природопользования и на основе этого обеспечение перехода Севера к устойчивому развитию.
Государственное регулирование экономического развития Севера предусматривает:
создание правовых и социально-экономических условий, обеспечивающих в отраслях хозяйства структурные сдвиги, ориентированные на повышение комплексности и полноты переработки сырья, а также на развитие новых перспективных производств;
государственную поддержку отраслей материального производства, обеспечивающих государственные нужды, но не имеющих в необходимых объемах собственных источников развития;
ограничение хозяйственной деятельности в отдельных районах Севера;
обеспечение повышенной обновляемости основных производственных фондов на основе их ускоренной амортизации;
развитие рыночной инфраструктуры и предпринимательства.
2. Государственные инвестиции и привлекаемые иностранные инвестиции используются в основном для обеспечения стартовых условий развития - для создания объектов производственной инфраструктуры, в том числе опорной транспортной сети, связи, жилого фонда, для перспективного комплексного изучения природных ресурсов, а также для развития базовых отраслей экономики.
Государство создает благоприятные условия для отечественных и иностранных инвесторов, направляющих средства в приоритетные отрасли экономики Севера, обеспечивающие государственные нужды.
Перечень приоритетных отраслей для привлечения частного отечественного и иностранного капитала утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. Правительство Российской Федерации разрабатывает программу приватизации предприятий Севера, предусматривающую особенности хозяйственной деятельности с учетом интересов коренных малочисленных народов Севера.