Статья 6. Государственная поддержка предпринимательства
1. Государственная поддержка предпринимательства на Севере осуществляется дифференцированно по территориям с учетом социально-экономического развития, определяется приоритетами государственной политики и направлена на обеспечение экономической эффективности производства.
2. Государственная поддержка предпринимательства на Севере включает:
стимулирование инвестиционной деятельности банков в целях развития предпринимательства;
предоставление кредитов на льготных условиях организациям и предпринимателям, создающим новые рабочие места, в первую очередь по переработке отходов производства горнодобывающей и лесной отраслей экономики.
Статья 7. Государственная поддержка завоза продукции (товаров)
1. Федеральные органы государственной власти в целях устойчивости функционирования экономики и жизнеобеспечения населения Севера оказывают поддержку завозу продукции (товаров) в районы с ограниченными сроками завоза продукции (товаров).
Объемы государственной финансовой поддержки завоза продукции (товаров) рассматриваются при формировании федерального бюджета и выделяются в нем отдельной строкой.
Приоритетными при поддержке завоза продукции (товаров) на Север являются нефть, нефтепродукты, топливо, продовольственные и непродовольственные товары первой необходимости для снабжения населения, организаций социальной сферы и организаций жилищно-коммунального хозяйства.
2. Правительством Российской Федерации определяются:
перечень районов Севера с ограниченными сроками завоза продукции (товаров), в который могут быть включены и территории, не отнесенные к районам Севера, на основании предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
порядок организации поставок продукции (товаров) в районы с ограниченными сроками завоза продукции (товаров);
условия предоставления финансовых средств и механизм реализации схемы завоза продукции (товаров).
3. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за поставками продукции (товаров) на Север, за своевременностью выделения финансовых средств, а также за их целевым использованием и возвратом.
Статья 8. Государственные гарантии и компенсации
1. Предоставление государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих на Севере, в области занятости, оплаты труда, отпусков, жилищных отношений, компенсаций транспортных расходов, социального страхования, пенсионного обеспечения и других обеспечивается в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. Гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим на Севере, устанавливаются дифференцированно с учетом его районирования по дискомфортности условий жизнедеятельности населения. Федеральным законом гарантии и компенсации могут быть распространены на лиц, проживающих в иных районах с дискомфортными условиями проживания.
3. Порядок финансирования затрат на гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим на Севере, устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Отдельные гарантии и компенсации предоставляются лицам, не проживающим на Севере, но выполняющим работы на Севере вахтовым методом.
Статья 9. Охрана здоровья населения, материнства и детства
1. Охрана здоровья населения, материнства и детства на Севере осуществляется в соответствии с более высокими, чем в среднем по Российской Федерации, нормативами.
2. Охрана здоровья населения на Севере обеспечивается ежегодными медицинскими профилактическими осмотрами.
3. Гражданам Российской Федерации, проживающим в районах Севера, признанных в установленном законодательством порядке экологически неблагополучными, гарантируются бесплатная медицинская помощь, медико-генетические и другие консультации и обследования при вступлении в брак, а также санаторно-курортное и восстановительное лечение, обеспечение лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами и изделиями медицинского назначения на льготных условиях в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
4. Государство осуществляет охрану материнства и детства на Севере посредством принятия соответствующих программ, направленных на создание условий для нормального физического, психического и культурного развития детей.
Статья 10. Государственное регулирование численности населения на Севере
1. Государство в целях оптимизации численности населения на Севере, снижения нагрузки на инфраструктуру:
а) оказывает содействие гражданам Российской Федерации, в первую очередь инвалидам, пенсионерам, высвобождаемым работникам, выезжающим с Севера, в строительстве и приобретении жилья в районах Российской Федерации с благоприятными условиями проживания и трудовой деятельности;
б) создает условия для привлечения необходимых специалистов на Север;
в) использует вахтовый метод.
2. Участие государства в строительстве и приобретении жилья для граждан, выезжающих с Севера, обеспечивается целевыми капитальными вложениями, предоставлением субсидий, а также ссуд и кредитов на льготных условиях.
Размеры государственных средств, выделяемых на строительство и приобретение жилья, условия первоочередного обеспечения граждан жильем, а также порядок их переселения с Севера определяются федеральным законом.
Статья 11. Государственное регулирование развития экономики и культуры коренных малочисленных народов Севера
Государственное регулирование развития экономики и культуры коренных малочисленных народов Севера направлено на развитие традиционных образа жизни, природопользования, форм социальной организации и предусматривает:
а) выделение бюджетных ассигнований на:
поддержание и развитие народных промыслов и традиционного природопользования;
строительство жилья, объектов здравоохранения, культуры, образования и коммунально-бытового назначения в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера;
возрождение, сохранение и развитие культуры, национального искусства, родного языка;
целевую подготовку кадров из числа коренных малочисленных народов Севера для работы в государственных органах, органах местного самоуправления, в организациях, находящихся на территориях традиционного проживания этих народов;
б) предоставление дотаций, льгот по налогообложению организациям, занимающимся традиционными видами деятельности коренных малочисленных народов Севера, с преимущественным составом работающих из числа этих народов;
в) определение порядка закрепления за коренными малочисленными народами Севера территорий традиционного проживания, хозяйственной деятельности и природопользования.
Статья 12. Государственное регулирование в области охраны окружающей природной среды и природопользования
1. Государственное регулирование в области охраны окружающей природной среды и природопользования на Севере направлено на удовлетворение потребностей населения в природных ресурсах, сохранение устойчивого состояния и целостности экологических систем, обеспечение экологической безопасности исходя из особой уязвимости и слабой восстанавливаемости природы Севера.
2. Государственное регулирование в области охраны окружающей природной среды и природопользования на Севере предусматривает:
рациональное и эффективное использование возобновляемых и невозобновляемых ресурсов;
разработку и утверждение экологических нормативов, отвечающих природно-климатическим условиям Севера и подлежащих выполнению всеми гражданами и организациями;
принятие решений о создании особо охраняемых природных территорий, организацию этноэкологических зон, выделение лимитов и квот на биологические ресурсы для хозяйственного использования в соответствии с экологическими требованиями;
разработку мероприятий по оздоровлению зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия и обеспечение финансирования указанных мероприятий;
ознакомление общественных организаций коренных малочисленных народов Севера с проектами развития Севера;
комплексную экспертизу проектов развития Севера;
создание технологий рекультивации антропогенно нарушенных ландшафтов.