Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 28 марта 1997 г. N 14 "Об утверждении методических указаний "Комплексное обследование крановых путей грузоподъемных машин" стр. 3

2) Проверка наличия аттестационных документов у обслуживающего персонала (состав и квалификация).
3) Наличие необходимых нормативных документов, оборудования и инструмента для организации и выполнения работ по наблюдению за техническим состоянием крановых путей.
4) Оценка качества выполнения работ по техническому обслуживанию крановых путей и ведению отчетной документации (журналов наблюдений за техническим состоянием крановых путей). Проверка выполнения предписаний, выданных ранее органами Госгортехнадзора.
8.3. Поэлементное обследование крановых путей
Поэлементное обследование крановых путей с оценкой их фактического состояния включает выполнение следующих видов работ.
1) Внешний осмотр и выполнение необходимых геометрических размеров направляющих (рельсов, двутавров, квадратов), по которым перемещаются ходовые колеса грузоподъемной машины, для определения фактического износа направляющих, а также выявления на них трещин, выколов, вмятин и других недопустимых дефектов (повреждений).
2) Внешний осмотр состояния стыковых и промежуточных соединений (скреплений) на соответствие их требованиям эксплуатационной и проектной документации.
3) Внешний осмотр и выполнение необходимых измерений, определение состояния элементов, передающих нагрузку от направляющих (рельсов, двутавров, квадратов), по которым перемещаются колеса грузоподъемной машины, на основание (балки, фермы, колонны, фундаменты, грунтовое основание) согласно Приложению 2 для выявления скрытых трещин, недопустимых просадок и деформаций, а также других дефектов и отклонений от проектной и нормативной документации.
4) Внешний осмотр состояния путевого оборудования (тупиков, ограничителей передвижения, ограждений, предупредительных знаков и т.п.) для выявления а них дефектов и несоответствий эксплуатационной и проектной документации.
5) Внешний осмотр состояния заземления крановых путей и выполнение измерений его электрического сопротивления.
6) Измерение отклонений элементов крановых путей от проектного положения в плане и профиле (планово-высотная съемка) с применением геодезических приборов (выполняется при остановленном кране, находящемся в начале или конце пути, желательно вне зоны активного использования при эксплуатации).
Измерение упругой просадки кранового пути выполняют с учетом рекомендаций РД 10-177-95 под нагрузкой от крана с грузом.
При оценке предельно допустимых отклонений рельсов от проектного положения и величин дефектов следует руководствоваться требованиями РД 22-01-97, ГОСТ 23121-78, СНиП 2.03.01-84 (для подкрановых строительных конструкций), инструкций по монтажу и эксплуатации (для подвесных путей) и других нормативных документов.
7) Обследование технического состояния и положения элементов кранового пути проводится ИТР не реже, чем: для башенных кранов - один раз в 20-24 смены; для козловых портальных кранов - весной и осенью; для мостовых кранов - один раз в год.

9. Требования к специализированной организации, проводящей обследование, и ее персоналу

1) Специализированная организация, проводящая комплексное обследование крановых путей, должна:
- быть независимой по отношению к владельцу крановых путей или контролирующих органов;
- иметь государственные лицензии на соответствующие виды работ;
- обладать квалифицированным персоналом, способным оценить работоспособность крановых путей и уровень безопасности при их дальнейшей эксплуатации;
- обладать необходимыми техническими средствами для проведения обследования и оценки технического состояния крановых путей;
- иметь в пользовании настоящие учтенные РД и другие нормативные документы, относящиеся к обследованию крановых путей и грузоподъемных машин, эксплуатирующихся на крановых путях.
2) Специализированная организация, проводящая обследование, издает приказ, в котором назначается председатель комиссии, ответственный за технику безопасности, члены комиссии.
Специализированная организация, проводящая обследование крановых путей (и грузоподъемной машины) должна иметь лицензию Госгортехнадзора России, а при обследовании подкрановых строительных конструкций - лицензию Госстроя России.
При проведении обследования подкрановых строительных конструкций организации, имеющие лицензию Госгортехнадзора России, могут привлекать в состав комиссии на договорной основе представителей организаций, имеющих лицензии Госстроя России на проведение обследования подкрановых строительных конструкций.
3) В состав комиссии по обследованию путей должны обязательно входить не менее трех специалистов:
- инженер-геодезист;
- инженер-строитель (путь и путевое хозяйство);
- инженер-строитель (строительные конструкции).
4) Требования к персоналу по обследованию крановых путей - согласно РД 10-112-96, часть 1, а подкрановых строительных конструкций - согласно нормативным документам Госстроя России.
5) Специалист по обследованию кранового пути первой категории должен знать конструктивные особенности и уметь определять дефекты элементов крановых путей в объеме своей специализации и требований нормативной документации.
6) Специалист по обследованию кранового пути второй категории должен отвечать знаниям и умениям первой категории и уметь принимать решения по вопросам дальнейшей эксплуатации.
7) Исключен с 20 апреля 2000 г.
8) Организация-владелец грузоподъемных машин обязана иметь специалиста из числа ИТР, на которого возлагаются обязанности по надзору за состоянием крановых путей с несущими конструкциями для обеспечения систематического наблюдения и текущих периодических освидетельствований. Этот специалист должен пройти подготовку и быть аттестован согласно требованиям ПБ-10-14-92, раздел 7.4, в объеме утвержденных Госгортехнадзором и Минстроем Российской Федерации учебных программ (Инд. утв. УП-ОКП1(В)/030-001 от 31.01.97).

10. Требования безопасности

1) При обследовании крановых путей следует руководствоваться требованиями безопасности, предусмотренными Правилами, инструкциями по эксплуатации грузоподъемных машин, а также нормативными документами по безопасности предприятия, на котором выполняется обследование.
2) Обследование крановых путей должно выполняться в присутствии назначенных владельцем лиц, отвечающих за соблюдение техники безопасности на обследуемой территории.
3) Запрещается выполнять работы по обследованию крановых путей на открытом воздухе в грозу, снегопад, гололед, туман, сильный дождь, в темное время суток, а также при ветре более 10 м/с.
4) Обследование крановых путей должно выполняться при обесточенном кране и токоподводящих элементов и устройств (троллеи и др.).

11. Результаты обследования и отчетность

1) Результаты обследования крановых путей оформляются в виде акта (Приложение 4) и ведомости дефектов (Приложение 5) по итогам выполненных работ, в которых отражаются выявленные нарушения, даются рекомендации и сроки по их устранению. Акт подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации, проводившей обследование.
При наличии отчетных документов по выполненным обследованиям отдельных элементов кранового пути специализированными организациями, имеющими соответствующие Государственные лицензии, организация, проводящая комплексное обследование, обязана руководствоваться такими документами без дополнительной экспертизы и учитывать выполненные предприятием мероприятия по результатам предыдущих обследований, в том числе при ранее установленном удовлетворительном состоянии строительных несущих конструкций - выполнение необходимых частичных ремонтных работ - антикоррозионные покрытия, затирка трещин и т.п., при ранее установленном не совсем удовлетворительном состоянии строительных несущих конструкций - выполнение необходимых текущих ремонтов, необходимых наблюдений за состоянием конструкций и др.
2) Акт и ведомость дефектов по результатам обследования крановых путей с приложением краткого отчета по произвольной форме и результатами произведенных измерений составляются в двух экземплярах, первые экземпляры которых передаются владельцу как документы постоянного хранения, вторые экземпляры хранятся три года в организации, проводившей обследование крановых путей.
3) Результаты обследования должны использоваться инспекторами Госгортехнадзора при принятии решений, а также выдаче предписаний.

12. Ответственность сторон

1) Организация-владелец крана несет ответственность за соблюдение требований эксплуатации крановых путей.
2) Исполнитель несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за допущенные нарушения настоящих Методических указаний.
Приложение 1

Нормативная документация по устройству и эксплуатации (перечень)

ПБ-10-14-92 "Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов".
ГОСТ 25546-82 "Краны грузоподъемные. Режимы работы".