Приказ МВД России от 14 сентября 1993 г. N 420 "О мерах по совершенствованию организации работы городских, районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте" (извлечение)

Необходимость усиления борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, обеспечения безопасности граждан и общественной безопасности предъявляет особые требования к деятельности городских, районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте. Вместе с тем в условиях кардинальных изменений в криминогенной обстановке, значительного увеличения объема работы многие горрайлинорганы не успевают своевременно реагировать на изменения ситуации, снизили эффективность борьбы с преступностью, не обеспечивают на должном уровне общественную безопасность и охрану общественного порядка.
Одной из причин сложившегося положения является то, что организационно-структурное построение горрайлинорганов, нормативно-правовое, методическое и ресурсное обеспечение их деятельности перестали соответствовать реалиям сегодняшнего дня.
Неся всю полноту ответственности за состояние борьбы с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на обслуживаемой территории, начальники горрайлинорганов не имеют необходимого объема прав в части назначения на должности и использования личного состава, маневра силами и средствами, корректировки оргштатных структур, использования выделяемых ресурсов. Устарели нормативные акты, регламентирующие организацию работы горрайлинорганов и их руководителей. Ощущается острый дефицит методических разработок и рекомендаций по этим вопросам.
В результате роста численности личного состава наиболее крупные горрайлинорганы внутренних дел, оставаясь по своему правовому положению отделами, а входящие в их состав подразделения - отделениями, превратились в трудноуправляемые коллективы. Негативно сказывается отсутствие в звене горрайлинорганов штабных, тыловых и других подразделений, необходимых для успешной деятельности.
МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ нередко подменяют горрайлинорганы в решении частных задач, многочисленными предписаниями сковывают инициативу их руководителей, что приводит к формализму и нерешительности в использовании новых форм и методов работы. В то же время недостаточно внимания уделяется совершенствованию организации работы в этом звене, стилю и методам руководства горрайлинорганами, решению проблем, выходящих за пределы их компетенции.
Главные управления и управления МВД России нередко упускают из виду задачи совершенствования деятельности горрайлинорганов внутренних дел как единого механизма, ориентируя соответствующие подразделения на местах на выполнение узкоцелевых задач, зачастую игнорируя комплексность работы всех служб и подразделений. Улучшение их деятельности в основном связывается с увеличением численности личного состава и созданием специализированных подразделений горрайлинорганов. Отсутствует системность в работе с руководителями этого уровня.
Академия МВД России, научно-исследовательские учреждения и учебные заведения МВД России, увлекаясь решением общетеоретических задач, зачастую не связанных с практической деятельностью горрайлинорганов, проводят мало исследований их насущных проблем. Учебные и методические материалы готовятся с опозданием, в них слабо учитываются особенности борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в современных условиях.
В целях разрешения указанных проблем и дальнейшего совершенствования организации деятельности городских, районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте - приказываю:
1. Установить, что:
1.1. Горрайлинорганы внутренних дел являются основным опорным и решающим звеном системы МВД Российской Федерации, от уровня организации работы которых зависит эффективность борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
1.2. Начальник горрайлиноргана внутренних дел несет всю полноту ответственности за организацию работы служб и подразделений, состояние работы с кадрами, соблюдение дисциплины и законности личным составом горрайлиноргана, самостоятельно принимает решения об использовании всех сип и средств горрайлиноргана, сосредоточивая их основное внимание на охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений, выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, исполнении наказаний, отнесенных к компетенции органов внутренних дел.
Отменить установленные ранее для начальников горрайлинорганов ограничения на привлечение подчиненных сотрудников для временного решения задач по линиям других служб (за исключением следователей).
1.3. Начальник горрайоргана является старшим оперативным начальником для всех дислоцированных на обслуживаемой территории подразделений, учреждений и организаций органов внутренних дел Российской Федерации, за исключением подразделений, учреждений и организаций, непосредственно подчиненных МВД России.
Как старший оперативный начальник обеспечивает укрепление взаимодействия между ними в решении возложенных на систему органов внутренних дел задач путем истребования информации об оперативной обстановке, организации совместного обсуждения и выработки согласованных мер реагирования на ее изменения, проведения совместных мероприятий, представления при необходимости интересов подразделений, учреждений и организаций в органах местного самоуправления.
При проведении массовых мероприятий, возникновении стихийных бедствий и иных чрезвычайных событий и обстоятельств привлекает в установленном порядке для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности личный состав дислоцированных на обслуживаемой территории подразделений, учреждений и организаций органов внутренних дел. В этих целях:
1.3.1. Формирует объединенный орган оперативного управления с включением в него руководителей дислоцированных на обслуживаемой территории подразделений, учреждений и организаций органов внутренних дел.
1.3.2. Организует сбор и оценку информации об оперативной обстановке, прогнозирование развития ситуации, выработку мер по ликвидации последствий чрезвычайных событий и обстоятельств.
1.3.3. Принимает решение об использовании всех подчиненных и приданных сил и средств, осуществляет непосредственное управление ими.
1.3.4. Руководит силами охраны правопорядка при проведении специальных операций по предупреждению, пресечению и ликвидации последствий чрезвычайных событий и обстоятельств.
1.3.5. Осуществляет контроль за действиями подчиненных и приданных сил, обеспечивает их всем необходимым для выполнения поставленных задач, дает оценку результативности их применения.
1.3.6. Поддерживает тесное взаимодействие с представителями соответствующих органов государственной власти и управления, руководителями предприятий, организаций, учреждений и общественных формирований в интересах всестороннего использования их возможностей в ликвидации последствий чрезвычайных событий и обстоятельств и создания благоприятных условий для деятельности привлекаемых сил охраны правопорядка; вносит обоснованные предложения по вопросам охраны правопорядка в органы местного самоуправления.
2. Начальникам горрайлинорганов внутренних дел сконцентрировать внимание на творческом решении стоящих перед органами внутренних дел задач, поиске наиболее эффективных форм и методов работы с личным составом, обучении подчиненных, усилении контроля за их повседневной деятельностью. Осуществлять тесный контакт с местной администрацией, руководителями предприятий, учреждений и организаций, привлекать население для охраны правопорядка на обслуживаемой территории. Не допускать подмены руководителей подчиненных служб и подразделений в решении возложенных на них обязанностей, предоставлять им больше самостоятельности, возможности проявлять инициативу, нести ответственность за принимаемые решения. Обеспечивать взаимодействие всех служб и подразделений органов внутренних дел по выявлению лиц, совершивших преступления, независимо от подследственности уголовных дел, а также поддержание на должном уровне системы немедленного реагирования на заявления, сообщения о преступлениях.
3. В целях разграничения компетенции между МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ и горрайлинорганами внутренних дел и наиболее эффективного выполнения возложенных на них задач предоставить право начальникам горрайлинорганов:
3.1. Вносить изменения в штаты горрайлинорганов внутренних дел, не влекущие структурных изменений и в пределах установленных для этих органов численности по категориям должностей и фонда денежного содержания (заработной платы) по должностным окладам. Самостоятельно распределять по подразделениям дополнительно выделяемую штатную численность.
3.2. Создавать временные подразделения по раскрытию отдельных преступлений, задержанию особо опасных преступников, пресечению групповых хулиганских проявлений и массовых беспорядков, охране общественного порядка.
3.3. Образовывать пункты милиции по обслуживанию территории, включающей несколько административных участков участковых инспекторов милиции, возглавляемые старшими участковыми инспекторами милиции.
3.4. Принимать и увольнять в установленном порядке, назначать на должности и освобождать от должности лиц рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел, работников, присваивать специальные звания рядового и младшего начальствующего состава, назначать на должность и освобождать от должности начальствующий состав до начальников структурных подразделений горрайлинорганов, кроме сотрудников следственных подразделений.
Назначать и освобождать от должности по согласованию с руководством вышестоящих органов внутренних дел начальников территориальных и линейных отделений милиции, а также начальников структурных подразделений горрайлинорганов внутренних дел.
3.5. Определять должностные оклады лицам рядового и начальствующего состава в пределах минимальных и максимальных размеров, установленных по соответствующим должностям, исходя из выделяемых ассигнований на денежное содержание.
3.6. Самостоятельно определять направление расходов на содержание горрайлиноргана за счет общих ассигнований на его содержание, за исключением затрат на денежное и продовольственное обеспечение личного состава, а также особых расходов.
4. Предоставить право министрам внутренних дел республик, начальникам ГУВД, УВД, УВДТ дополнительно расширять полномочия отдельных, наиболее подготовленных начальников горрайлинорганов, путем делегирования им части своих прав.
5. Министрам внутренних дел республик, начальнику Главного управления МВД России, начальникам управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, автономных образований, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, управлений (отделов) внутренних дел на транспорте:
5.1. Сконцентрировать внимание на контроле и оказании практической помощи руководителям горрайлинорганов внутренних дел, координации их деятельности путем разработки нормативных документов и методических материалов по организации решения конкретных задач борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, непосредственного показа на деле наиболее эффективных форм и методов организации работы, устранения на месте недостатков, выявления и распространения положительного опыта.
Осуществлять в основном те оперативно-служебные, хозяйственно-распорядительные и иные функции, которые не могут быть обеспечены силами горрайлинорганов, не допускать неоправданного вмешательства в их деятельность и подмены в решении оперативно-служебных задач.
Принять меры к сокращению служебной переписки с горрайлинорганами, упорядочению выездов на места с проверками, оказанием помощи. Решительно пресекать факты истребования из горрайлинорганов сведений, не предусмотренных установленными формами статистической отчетности. Запретить службам и подразделениям направлять на места управленческие документы, а также сотрудников с конкретными функциями без разрешения руководителей МВД, ГУВД, УВД, ОВДТ и предварительного согласования со штабными аппаратами. Практическую помощь горрайлинорганам оказывать путем направления на места бригад и сотрудников, как правило, только по просьбе их руководителей.
5.2. До конца 1993 года привести организационно-штатную структуру горрайлинорганов внутренних дел в соответствие со складывающейся оперативной обстановкой, руководствуясь примерными моделями управления (отдела) внутренних дел города (района, района в городе), линейного управления (отдела, отделения) внутренних дел на транспорте (приложения 1-6).
5.3. Для повышения эффективности управления горрайлинорганами внутренних дел создать в структуре горрайлинорганов внутренних дел штабы с учетом Типовой структуры штаба управления (отдела) внутренних дел города (района, района в городе), линейного управления (отдела, отделения) внутренних дел на транспорте (приложение 7), Типового штата штаба управления (отдела) внутренних дел города (района, района в городе), линейного управления (отдела, отделения) внутренних дел на транспорте (приложение 8).
Возложить на штабы: организационное обеспечение управленческих решений начальников горрайлинорганов по комплексным проблемам борьбы с преступностью и охраны общественного порядка; организацию работы дежурной части; проведение информационно-аналитической и учетно-регистрационной работы; планирование и контроль; связь со средствами массовой информации.
5.4. В целях совершенствования материально-технического, финансового и хозяйственного обеспечения деятельности горрайлинорганов внутренних дел создать в их структуре подразделения тылового обеспечения в соответствии с Типовым штатом подразделений тылового обеспечения управления (отдела) внутренних дел города (района, района в городе), линейного управления (отдела, отделения) внутренних дел на транспорте (приложение 9).
5.5. Всю работу по реорганизации подчинить повышению эффективности оперативно-служебной деятельности горрайлинорганов на ведущих направлениях, созданию необходимых условий для более результативной работы личного состава, укреплению дисциплины, воспитанию преданности служебному долгу. Учесть, что расширение прав начальников горрайлинорганов должно сочетаться с увеличением спроса и их персональной ответственности за положение дел на порученном участке.
Для проведения этой работы создать комиссию. По каждому горрайлиноргану принять отдельное решение. Обеспечить максимальный учет особенностей их функционирования, мнений руководителей соответствующих органов внутренних дел и органов местного самоуправления.
При реорганизации горрайлинорганов руководствоваться следующими нормативами:
5.5.1. Управления внутренних дел могут создаваться: в городах без районного деления, районах, районах в городах при численности обслуживаемого населения 250 тысяч человек и более либо при штатной численности рядового и начальствующего состава 600 единиц и более; линейные управления внутренних дел на транспорте - при штатной численности рядового и начальствующего состава 400 единиц и более.
5.5.2. В управлениях (отделах) внутренних дел городов, районов могут образовываться территориальные отделы милиции (при обслуживании территорий с населением от 50 тысяч жителей и более).
В территориальных отделах (отделениях) милиции в случае их значительной удаленности должность начальника отдела (отделения) милиции может совмещаться с должностью заместителя начальника горрайоргана внутренних дел.
5.5.3. В городских (районных) управлениях (отделах) внутренних дел, линейных управлениях (отделах, отделениях) внутренних дел на транспорте должности заместителя начальника криминальной милиции и заместителя начальника милиции общественной безопасности вводятся при условии, если в их подчинении будет находиться соответственно не менее 40 и 75 лиц рядового и начальствующего состава.
5.5.4. В структуру управлений (отделов) внутренних дел городов (районов), линейных управлении (отделов) внутренних дел на транспорте могут создаваться входящие отделы - при численности 30 и более штатных единиц вместо соответствующих отделений (кроме территориальных и линейных отделений милиции). В штаты отделов вводится не более двух должностей заместителей начальника отдела.
5.5.5. Должность заместителя начальника горрайлиноргана по следствию совмещается с должностью начальника следственного отделения (отдела) и вводится в штаты органа внутренних дел, имеющего не менее четырех следователей.