Методика проведения финансового аудита тарифов в организациях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги МДС 13-10.2000 (утв. приказом Госстроя РФ от 29 декабря 1997 г. N 17-142) стр. 2

- наличие и обоснованность фактов передачи во временное пользование либо иного выбытия товарно-материальных ценностей;
- сведения об обоснованности складских запасов;
- доля в себестоимости аварийно-восстановительных работ, причины аварий;
- расшифровка цеховых и общепроизводственных расходов;
- анализ избранной методики учета и калькулирования себестоимости;
- анализ применяемых норм и нормативов потребления, особенности этих норм;
- анализ данных, на основании которых был рассчитан тариф, и фактических данных за предыдущий год;
- выводы и предложения по путям снижения производственной себестоимости по регулируемой деятельности.
Методы проведения аудита устанавливаются аудиторскими организациями (аудиторами) самостоятельно таким образом, чтобы было обеспечено полное отражение в аудиторском заключении информации, предусмотренной пунктом 1.7. настоящей Методики.
1.8. Заказчиками аудита тарифов могут выступать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в рамках их полномочий по регулированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
1.9. Отбор аудиторских организаций (независимых аудиторов) определяется на конкурсной основе.

2. Анализ организационно-правового статуса и условий хозяйствования организации

Анализ организационно-правового статуса организации осуществляется путем проверки на наличие и соответствие требованиям действующего законодательства и нормативно-правовым актам следующих документов:
- Устав.
- Договор на пользование имуществом (или договор аренды).
- Данные Госстатистики о присвоении кодов по выполняемой деятельности.
- Лицензии на право осуществления видов деятельности.
- Контракт руководителя предприятия с собственником.
- Организационная структура управления.
- Распорядительные документы органов местного самоуправления или других уполномоченных органов, устанавливающие для предприятия определенные условия по осуществлению регулируемой деятельности.
- Учетная политика предприятия.
Анализ устава предприятия дает возможность аудитору не только ознакомиться с профилем и задачами деятельности предприятия, но и глубже изучить финансовую сторону деятельности, закрепленную в Уставе в виде таких экономических категорий, как величина уставного капитала, резервный фонд, фонды специального назначения.
Анализ договора на пользование имуществом должен установить условия деятельности и порядок использования прибыли от выполняемых видов деятельности на переданном организации в пользование имуществе.
Анализ кодов выполняемых видов деятельности должен установить необходимое соответствие возможности получения в законодательном порядке налоговых льгот и необходимость получения лицензий на осуществление отдельных видов деятельности.
Анализ лицензий на право осуществления видов деятельности должен установить наличие лицензий и указанных в них условий по осуществлению отдельных видов деятельности, выданных органами местного самоуправления, охраны природы, Госгортехнадзора, Госэнергонадзора, Минприроды и др.
Анализ контракта руководителя определяет установленные собственником условия осуществления деятельности руководителем предприятия, которые могут использоваться для оценки этой деятельности и определения возможностей влияния на результаты деятельности.
При анализе организационной структуры управления целесообразно провести изучение работы производственных подразделений предприятия, беседы с персоналом, не связанным с ведением учета. Все это позволяет получить необходимую информацию, убедиться в наличии и сохранности активов, иметь представление об условиях производства.
При осмотре производственных подразделений предприятия определяется взаимосвязь отдельных его частей, их территориальное расположение, знакомство с особенностями технологического процесса производства, планами предприятия и т.п.
Знание этих особенностей позволит определить:
- информацию и сроки, необходимые для контроля за хозяйственной деятельностью;
- содержание внутренней отчетности;
- правильность выбора объектов учета для записи их в соответствующие регистры;
- формы документов и регистров, порядок их составления, обработки и утверждения;
- порядок документооборота.
Знание технологии производства особенно важно при определении наиболее рациональных форм и методов учета затрат на производство услуг и калькулирования себестоимости услуг для обеспечения контроля за соблюдением производственных норм и норм потребления жилищно-коммунальных услуг.
Выявляя организационные и производственные особенности предприятия, определяются объем и характер учетной работы, структура бухгалтерии и формы ее связи с отдельными частями предприятия.
Распорядительные документы регулирующих органов анализируются для определения условий деятельности предприятия в периоде, предшествующем регулируемому, и в регулируемом периоде, а также в целях установления порядка проверки расчетов планируемой величины тарифа на услуги, представляемых в регулирующий орган.
В целях осуществления предприятиями регулируемых видов деятельности такими распорядительными документами должны быть:
- Утвержденные нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг.
- Порядок регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
- Методические указания о порядке расчета тарифов и размера платы за услуги.
- Система показателей и информационных данных, представляемых для утверждения тарифов.
- Перечень норм и нормативов, которыми должно руководствоваться предприятие при планировании материальных затрат, трудовых и прочих.
- Порядок взаимоотношений с бюджетом.
- Порядок формирования договорных отношений в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг.
- Другие документы, имеющие отношение к регулируемой деятельности.
При анализе учетной политики предприятия оценивается, полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета.
При анализе содержания всех анализируемых документов определяются те аспекты деятельности предприятия, которые будут иметь отношение к регулируемому виду деятельности в целях решаемых аудитом задач.
Все собранные в результате анализа сведения являются в дальнейшем основой для квалифицированного проведения настоящего аудита и для решения вопроса о том, привлекать ли для консультаций по отдельным вопросам тех или иных экспертов - юристов, специалистов в области технологии производства, специалистов-практиков сферы управления, науки и др.

3. Экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности