Несмотря на наличие позитивных сдвигов, в целом период, прошедший после одобрения Правительством Российской Федерации Концепции реформирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, характеризовался углублением финансового кризиса в системе пенсионного обеспечения.
Обострение проблем в пенсионном обеспечении было связано с появлением и быстрым нарастанием задолженности по выплате пенсий в 1995 году - I квартале 1997 г. Учитывая, что данная проблема, непосредственно влияющая на материальное положение почти 26 процентов населения России, из социально-экономической стала политической, Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации был принят ряд мер по улучшению ситуации с выплатой пенсий. Начиная со второго полугодия 1997г. пенсии выплачивались регулярно, однако уже в марте 1997 г. положение с обеспечением своевременной выплаты пенсий резко ухудшилось.
Объективной причиной финансовой нестабильности пенсионной системы является, с одной стороны, кризис неплатежей в народном хозяйстве, с другой - ее несоответствие изменившимся социально-экономическим условиям в стране.
Действующая пенсионная система сложилась, когда экономические отношения базировались исключительно на государственной (общенародной) собственности и государство жестко регулировало все сферы жизни общества и народного хозяйства. В рамках системы пенсионного обеспечения решались многие несвойственные для нее задачи. В частности, в целях привлечения работников на работы, связанные с неблагоприятными условиями труда, в районы Крайнего Севера создано законодательство, предусматривающее снижение установленного пенсионного возраста (55 лет для женщин, 60 лет для мужчин) на 5, 10, 15 лет. Значительные преимущества установлены для назначения пенсии за выслугу лет. Такие пенсии нередко назначаются трудоспособным лицам в возрасте около 40 лет (летный состав гражданской авиации, педагогические работники, работники учреждений здравоохранения, творческие работники театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов и т.д.). Наличие многочисленных льгот по возрасту ставит трудящихся в неравные условия, приводит к ситуации, когда лица, независимо от продолжительности срока, в течение которого уплачивались взносы, и их величины, получают пенсию большего размера в течение более длительного периода.
Сегодня в России соотношение численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами, от величины которого зависит финансовая устойчивость пенсионной системы, основанной на распределительном принципе, менее благоприятное по сравнению с большинством развитых стран, за исключением Франции и Италии, несмотря на то, что Россия существенно отстает от развитых стран по средней продолжительности жизни.
Низкое соотношение численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами обусловлено не только демографическими факторами и уровнем занятости в экономике, но и низким, по сравнению с развитыми странами, возрастом выхода на пенсию для женщин и распространением практики досрочного, на 1,5-2 и более лет ранее общеустановленного возраста, выхода на пенсию. Доля пенсионеров, получающих пенсию досрочно (Списки N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости), на льготных условиях с учетом критериев уровней профессиональных рисков, Крайний Север и выслуга лет), составляет 17-19 процентов.
Число пенсионеров растет, численность работающих в народном хозяйстве снижается, что приводит к увеличению нагрузки на них по покрытию расходов на пенсионное обеспечение.
Временная нормализация финансовой ситуации в период более благоприятного в силу демографических факторов соотношения численности между пенсионерами и плательщиками взносов (2000-2007 годы) не сможет в долгосрочной перспективе обеспечить стабильность действующей системы пенсионного обеспечения. Проведенные расчеты показывают, что в последующий период кризис пенсионной системы, основанной на существующих принципах, вновь начнет обостряться и в дальнейшем неизбежно приведет к неплатежеспособности Пенсионного фонда Российской Федерации. Подобные выводы основываются на данных долгосрочного демографического прогноза.
Стабилизации существующей распределительной системы пенсионного обеспечения можно достичь лишь через поэтапное повышение пенсионного возраста с одновременной отменой всех имеющихся льгот.
Предотвратить углубление кризиса пенсионной системы и создать предпосылки для экономического роста можно только через поэтапный переход от всеобщей распределительной системы к смешанной системе пенсионного обеспечения, в которой значительную роль играют накопительные механизмы финансирования пенсий. Формирование значительных пенсионных накоплений позволит снизить финансовую зависимость пенсионной системы от соотношения численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами и тем самым существенно повысить ее устойчивость перед неблагоприятными демографическими изменениями.
В долгосрочной перспективе в качестве альтернативы действующей распределительной системе предлагается смешанная система пенсионного обеспечения, которая включает в себя:
государственное пенсионное страхование - ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования и финансируется как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и за счет инвестиционного дохода от их размещения;
государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, - за счет средств федерального бюджета;
дополнительное пенсионное страхование (обеспечение), осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - обязательных страховых взносов.
2. Основные направления развития Концепции реформы системы пенсионного обеспечения
Развитие ситуации с пенсионным обеспечением за время, прошедшее с момента одобрения Правительством Российской Федерации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, привело к необходимости корректировки отдельных направлений пенсионной реформы:
1) в целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы предлагается поэтапное, в полном соответствии с организационными и финансовыми возможностями государства и существующей пенсионной системы, введение накопительных механизмов в систему государственного пенсионного страхования;
2) нуждается в уточнении порядок исчисления размера пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Индексация пенсий должна осуществляться с учетом финансовых возможностей общества и не должна привести к дальнейшей финансовой дестабилизации пенсионной системы;
3) необходимы изменения нормативных правовых актов по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования. Система персонифицированного учета должна соответствовать требованиям, связанным с введением условно-накопительных и именных накопительных счетов граждан в механизм финансирования пенсий;
4) требуется конкретизировать подходы к реформированию льготных пенсий с использованием накопительных механизмов;
5) следует предусмотреть формирование гибкой системы эффективных стимулов для добровольного более позднего выхода на пенсию, в том числе с использованием условно-накопительных и именных накопительных счетов граждан, при которых более продолжительная работа, и соответственно, сокращение ожидаемого срока пребывания на пенсии позволяют существенно увеличивать для получателя ее ежемесячный размер. При этом такая система стимулов должна учитывать не только финансовые интересы пенсионной системы, но и изменение ситуации на рынке труда. Важно также, чтобы предлагаемые стимулы не превращались на деле в систему экономического принуждения пожилых людей к продолжению активной трудовой деятельности вопреки их возможностям и желанию;
6) целесообразно осуществить в переходный период централизацию функций учета государственного пенсионного страхования, включая его накопительный элемент, и создаваемых профессиональных пенсионных систем в рамках Пенсионного фонда Российской Федерации;
7) необходимо более четко определить правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации путем формирования Федеральной службы государственного пенсионного страхования, что позволило бы более эффективно выполнять функции государственного пенсионного обеспечения;
8) следует предусмотреть комплекс мер по дальнейшему развитию дополнительного пенсионного страхования (обеспечения), включая стимулирование пенсионных накоплений через налоговые льготы и повышение действенности гарантий их сохранности;
9) необходимо создать условия для проведения гибкой государственной политики пенсионного обеспечения в отношении отдельных категорий граждан. В этой связи необходимо принять федеральный закон о дополнительном материальном обеспечении граждан за особые заслуги перед Российской Федерацией, определяющий общие принципы и основания принятия решений об установлении ежемесячных доплат к пенсиям лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией.
При подготовке соответствующего федерального закона необходимо исходить из того, что финансирование ежемесячных доплат к пенсиям указанным категориям граждан должно производиться за счет средств бюджета того уровня, который законодательно устанавливает соответствующую привилегию, а не за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
3. Источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы
Предлагаемая модель формирования государственного пенсионного обеспечения с поэтапным введением накопительных элементов обеспечивает сбалансированность доходов и обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации в течение всего переходного периода (до 2020 года) без увеличения базовой ставки страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Основными факторами, обеспечивающими стабилизацию финансового положения пенсионной системы в переходный период, являются:
реформирование механизмов досрочного выхода на пенсию путем их перевода в профессиональные пенсионные системы;
определение размера пенсионных выплат в зависимости от величины поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации;
учет прогнозируемой (ожидаемой) продолжительности жизни пенсионера при назначении пенсии и стимулирование более позднего выхода на пенсию через применение условно-накопительных и именных накопительных пенсионных счетов;
обеспечение разграничения обязательств по финансированию страховых пенсий и других пенсионных выплат между Пенсионным фондом Российской Федерации и другими источниками, включая федеральный бюджет и государственные социальные внебюджетные фонды;
законодательное закрепление перечня нестраховых периодов, подлежащих включению в страховой стаж по государственному пенсионному страхованию, а также определение принципов и размеров финансирования возникающих в связи с этим обязательств за счет средств федерального бюджета;
повышение собираемости страховых взносов в результате введения условно-накопительных и именных накопительных пенсионных счетов;
частичное финансирование с 2005 года вновь назначаемых трудовых пенсий на накопительной основе.
Предполагается, что в долгосрочной перспективе трудовая пенсия по государственному пенсионному страхованию должна будет формироваться по распределительному и накопительному принципам в равной пропорции.
В долгосрочной перспективе тарифная политика в государственном пенсионном страховании должна ориентироваться на постепенное снижение тарифа отчислений за работников, работающих в нормальных технологических и природно-климатических условиях.
В целях развития конкуренции, повышения эффективности инвестирования пенсионных резервов предполагается в долгосрочной перспективе (после 2005 года) предоставить гражданам возможность по своему выбору направлять часть обязательных страховых пенсионных взносов на именные накопительные пенсионные счета, открываемые ими в уполномоченных негосударственных пенсионных фондах.
При этом следует иметь в виду, что для лиц, выходящих на пенсию по старости до 2005 года, доля тарифа, установленная для зачисления на именной накопительный счет, в том числе и в случае продолжения ими активной трудовой деятельности, будет направляться исключительно в Пенсионный фонд Российской Федерации. Такое ограничение обусловлено тем, что для этой категории пенсионеров не предусматривается финансирование их пенсий за счет средств именных накопительных счетов, а будет полностью осуществляться за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В целях сокращения скрытого субсидирования через пенсионную систему отраслей с повышенным удельным весом рабочих мест с вредными условиями труда, а также регионов с особыми природно-климатическими условиями целесообразно рассмотреть вопрос о введении для них дополнительного тарифа страховых пенсионных взносов.
Предлагается с начала реализации настоящей Программы (2000 год) установить:
суммарный тариф отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 27 процентов (от работодателя и работника). На начальном этапе часть страховых взносов в размере 1 процента от заработной платы (дохода) работника должна зачисляться на именные пенсионные счета;
предельную величину годового дохода работника, на которую начисляются страховые взносы;
дополнительный тариф страховых взносов в профессиональные пенсионные системы, начисляемых на фонд оплаты труда работников, пользующихся правом досрочного выхода на пенсию.
Учитывая введение в государственное пенсионное страхование накопительных элементов и создание дополнительных стимулов для уплаты страховых взносов, необходимо рассмотреть в перспективе вопрос о перераспределении обязательств по уплате страховых взносов путем перехода к их уплате работодателем и работником на паритетной основе. При этом должен быть разработан механизм, обеспечивающий увеличение заработной платы в соответствии с повышением ставки взносов, приходящейся на работника.
В рамках перераспределения обязательств по уплате страховых взносов в сторону установления паритета ответственности работодателя и самого застрахованного лица будет более обоснованно и последовательно решена задача совершенствования тарифной политики в отношении индивидуальных предпринимателей, лиц свободных профессий и иных аналогичных категорий плательщиков, участие которых в финансировании пенсионной системы сегодня не адекватно размерам получаемых из этой системы выплат.
При этом предполагается в рамках тарифной политики по государственному пенсионному страхованию к 2010 году выйти на ставку взноса, направляемого на формирование накоплений на именных пенсионных счетах, в размере 7-8 процентов, а в долгосрочной перспективе добиваться паритетного соотношения между распределительной и накопительной частями трудовых пенсий.
Предлагается следующая последовательность увеличения накопительного элемента тарифа по государственному пенсионному страхованию: 2000 год - 1 процент; 2003 год - 3 процента; 2006 год - 5 процентов; 2009 год - 7 процентов.
Указанное повышение будет достигнуто путем перераспределения в пределах установленного страхового тарифа в пользу накопительной части взносов.