В целях обеспечения долгосрочной стабильности пенсионной системы при внедрении накопительных элементов финансирования пенсий представляется целесообразным в ближайшее время принять программу тарифной политики Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000-2020 годы, в которой должен быть представлен график периодического пересмотра тарифа взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом повышения доли накопительной составляющей.
4. Роль персонифицированного учета
Начиная с 2000 года персонифицированным учетом будет охвачено все население Российской Федерации. В рамках системы персонифицированного учета на каждое застрахованное лицо открывается индивидуальный лицевой счет. В настоящее время система персонифицированного учета обеспечивает сбор сведений о трудовом стаже и заработке, на который начисляются пенсионные взносы. Кроме того, в лицевой счет включаются сведения о времени работы каждого застрахованного лица в особых условиях труда, в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, а также на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, и о нестраховых периодах. В то же время для обеспечения внедрения условно-накопительных и именных накопительных пенсионных счетов граждан на лицевом счете должна аккумулироваться следующая дополнительная информация:
сумма страховых взносов, уплаченных работодателем за застрахованное лицо на распределительных принципах;
сумма страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо и направленных на накопление;
сумма начисленного инвестиционного дохода, связанного с инвестированием части страховых взносов, направляемых на накопление;
сумма страховых взносов, перечисляемых через Пенсионный фонд Российской Федерации в профессиональные пенсионные системы (в переходный период), а также начисленный инвестиционный доход по этим накоплениям.
Для того, чтобы в максимальной степени отразить указанную информацию, с 2000 года в составе лицевого счета каждого застрахованного лица должны быть открыты следующие субсчета:
условно-накопительный счет, на котором отражаются взносы, уплаченные работником или за работника работодателем на распределительной основе. На базе условно-накопительных счетов застрахованным лицам будет назначаться часть трудовой пенсии, которая финансируется из распределительного источника;
именной накопительный пенсионный счет, на котором отражаются страховые взносы, идущие на накопление, и регистрируется начисленный инвестиционный доход, связанный с их инвестированием;
профессиональный пенсионный счет, открываемый для работников, участвующих в обязательных профессиональных пенсионных системах. На этом счете отражаются дополнительные взносы, уплачиваемые работодателями для финансирования досрочного выхода на пенсию, а также начисленный инвестиционный доход, полученный от инвестирования этих средств через профессиональные пенсионные системы.
Назначение и выплата пенсий по всем трем видам субсчетов должны будут производиться на основе особых правил, раздельно и независимо друг от друга.
5. Трудовые пенсии
5.1. Общие положения
Размер трудовых пенсий предполагается исчислять только исходя из страховых признаков: возраста, страхового стажа, страховых взносов, заработной платы (дохода), с которой уплачивались страховые взносы, а также пенсионных накоплений (пенсионных резервов), отнесенных на именные накопительные счета застрахованных.
Страховой стаж застрахованного лица представляет собой суммарную продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы.
Начиная с 2001 года трудовые пенсии выходящим на пенсию по старости будут назначаться в рамках системы персонифицированного учета на основе условно-накопительных счетов. В связи с этим за период начиная с 2001 года основным страховым показателем, на основе которого формируется часть будущей трудовой пенсии, финансируемой на распределительной основе, должен стать размер уплаченных страховых взносов.
Основным источником финансирования части трудовых пенсий, назначаемых на распределительной основе по данным условно-накопительных счетов, должны служить текущие поступления в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением страховых взносов, направленных на накопление, и доходов от их инвестирования.
Страховые взносы, направленные на накопление, и доходы от их инвестирования образуют пенсионные резервы, которые подлежат инвестированию Пенсионным фондом Российской Федерации через независимые управляющие компании и могут расходоваться лишь на выплату части трудовых пенсий лицам, которые имеют соответствующие накопления на именных накопительных счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации.
Учитывая всеобщий характер включения работников в накопительную схему и незначительность накопленных ресурсов для работников, выходящих на пенсию в течение первых 5 лет с момента введения накопительных элементов, предусматривается использовать их на частичное финансирование выплат пенсий лишь после 2005 года.
Таким образом, начиная с 2005 года трудовые пенсии для большинства выходящих на пенсию по старости будут состоять из двух частей, назначаемых на распределительной и накопительной основе.
По мере роста пенсионных накоплений застрахованных лиц часть трудовой пенсии, финансируемой из накопительного источника, будет возрастать и в долгосрочной перспективе может достигнуть величины, равной величине трудовой пенсии, финансируемой на распределительной основе.
В связи с этим необходимо будет предусмотреть с 2005 года внесение изменений в порядок исчисления трудовых пенсий, финансируемых на распределительной основе. Относительная величина части пенсий, назначаемых на распределительной основе, должна постепенно уменьшаться по мере возрастания части пенсий по накопительной схеме.
В целях предотвращения чрезмерной дифференциации пенсий, назначаемых на основе условно-накопительных счетов и именных накопительных пенсионных счетов, а также в целях стимулирования работников к уплате страховых взносов целесообразно ввести максимальный уровень индивидуальных доходов, выше которого не должны уплачиваться обязательные страховые взносы.
Для более полной реализации принципов социальной справедливости и повышения мотивации своевременной и полной уплаты страховых взносов застрахованными по государственному пенсионному страхованию лицами предполагается законодательно обеспечить права наследования накопленных на именных накопительных счетах пенсионных резервов пережившим супругом и (или) лицами, находящимися на иждивении застрахованного.
5.2. Назначение трудовых пенсий на основе условно-накопительных счетов
В основе применения условно-накопительных счетов лежит принцип регистрации взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на индивидуальном лицевом счете каждого работника таким образом, как если бы эти взносы составляли реальные пенсионные накопления. В частности, производится индексация взносов, отраженных на условно-накопительном счете, или условное начисление на них процентов по согласованным ставкам.
На момент выхода работника на пенсию размер его пенсии за счет распределительной составляющей определяется в рублях.
Использование условно-накопительных счетов для назначения трудовых пенсий, финансируемых на распределительной основе, предполагается осуществить с 2001 года после завершения внедрения персонифицированного учета в Российской Федерации.
При этом для лиц, вышедших на пенсию до 2001 года, сохраняется действующий порядок исчисления и увеличения государственных пенсий, закрепленный в Законе Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и в Федеральном законе "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий".
Принимая во внимание то обстоятельство, что персонифицированный учет пенсионных взносов на условно-накопительных счетах станет возможным лишь начиная с 2000 года, необходимо будет использовать поэтапный переход с целью:
отражения на условно-накопительных счетах первоначального условного капитала, сформированного работниками в период до 2000 года;
введения поправочных коэффициентов для частичной компенсации снижения средних размеров пенсий у женщин по сравнению с размером пенсий у мужчин в связи с переходом к определению размера пенсии с учетом ожидаемой продолжительности жизни после выхода на пенсию;
регулирования соотношения между распределительными и накопительными источниками формирования пенсий с учетом доведения в долгосрочной перспективе средней величины части пенсии, выплачиваемой из накопительных источников, примерно до 50 процентов суммарной трудовой пенсии.
По завершении переходного периода величина пенсии для мужчин и женщин должна будет определяться путем деления суммы накопленных страховых взносов, включая величину условного капитала, на ожидаемую продолжительность жизни в месяцах после достижения пенсионного возраста (с применением в случае необходимости поправочных коэффициентов).
Во избежание единовременного снижения уровня пенсий для женщин, выходящих на пенсию в 2001 и последующие годы, предполагается использовать переходный механизм исчисления пенсии для женщин, рассчитанный на 10 лет. В первый год переходного периода предлагается определять пенсию для женщин, выходящих на пенсию в 55 лет, исходя из ожидаемой продолжительности жизни женщин в 60 лет, что выравнивает размер их пенсии с размером пенсии, назначаемой мужчинам в возрасте 60 лет. При этом в течение последующих лет переходного периода величина ожидаемой продолжительности жизни, используемая для назначения пенсии для женщин, выходящих на пенсию в 55 лет, будет повышаться на полгода каждый год.
Таким образом, в конце 10-летнего переходного периода величина пенсии у женщин, выходящих на пенсию в 55 лет, будет определяться исходя из ожидаемой продолжительности жизни женщин в 55 лет. В результате формируется механизм постепенного усиления стимулов для выравнивания возраста выхода на пенсию по старости для мужчин и женщин.
5.3. Введение накопительных элементов финансирования трудовых пенсий
Программой предполагается поэтапное внедрение в государственное пенсионное страхование накопительных элементов финансирования пенсий.
На первом этапе, начиная с 2000 года, планируется зачислять на именной пенсионный счет часть обязательных страховых взносов, уплачиваемых в размере 1 процента с заработной платы (дохода).
Работодатели уплачивают страховые взносы в установленном порядке. Вся сумма страховых взносов зачисляется на счет доходов регионального отделения Пенсионного фонда Российской Федерации.
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в установленные сроки зачисляет страховые взносы исходя из установленного тарифа страховых взносов на отдельный балансовый счет и перечисляет эти средства на отдельный банковский счет Пенсионного фонда Российской Федерации по учету накопительных пенсионных взносов.
Затем эти средства в установленные сроки направляются на расчетные счета управляющих компаний. Пенсионный фонд Российской Федерации использует эти средства исключительно на указанные цели.
Инвестирование пенсионных накоплений осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Управление инвестиционным портфелем должны осуществлять управляющие компании. Управляющие компании должны отвечать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Список таких компаний будет утверждаться Правительством Российской Федерации по результатам проведения тендера.
Размер части пенсии, финансируемой за счет накопительного источника, определяется на основе расчета аннуитета (пожизненно выплачиваемая пенсия) исходя из величины накоплений на именном счете, ожидаемой доходности по остатку накоплений в период выплаты пенсии и ожидаемой продолжительности жизни застрахованных лиц на момент их выхода на пенсию. В процессе подготовки нормативных актов предстоит решить вопросы, связанные с применением вводимых накопительных элементов финансирования пенсий к отдельным категориям застрахованных, в первую очередь к лицам, которые при этом будут продолжать активную трудовую деятельность после выхода на пенсию.
6. Профессиональные пенсионные системы
6.1. Реформа льготного пенсионного обеспечения по условиям труда
Трансформация действующего порядка назначения пенсий по старости с уменьшением возраста в связи с особыми условиями труда предполагает осуществление мер, направленных на перевод их в предмет деятельности профессиональных пенсионных систем. Предполагается рассмотреть вопрос о назначении досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда на основании применения действующих в настоящее время Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости), на льготных условиях с учетом критериев уровней профессиональных рисков. Эти критерии целесообразно применять как обязательное условие реализации прав на профессиональную пенсию, что позволит осуществить постепенный переход от формальных оснований признания права на льготную пенсию на основе Списков N 1 и 2 к установлению этого права в зависимости от степени фактического риска отдельных видов производственной (трудовой) деятельности для здоровья и трудоспособности каждого конкретного работника.
Для профессий и должностей, включенных в Списки N 1 и 2 и связанных с относительно высокими факторами профессионального риска, страхование работников работодателями с помощью профессиональных пенсионных систем должно быть обязательным. В тех случаях, когда уровень профессионального риска относительно низкий, предполагается страхование работников в профессиональных пенсионных системах сделать добровольным.