Рекомендации по созданию систем качества в строительно-монтажных организациях (на базе стандартов ИСО 9000) МДС 12-1.98 (утв. Госстроем РФ) стр. 2

2.10 Поставщик* - организация, предоставляющая продукцию потребителю.
2.11 Процесс* - совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности.
2.12 Организация* - компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение или их подразделения, объединенные или нет, общественные или частные, выполняющие самостоятельные функции и имеющие администрацию.
2.13 Программа качества* - документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, ресурсы и последовательность деятельности, относящейся к конкретной продукции, проекту или контракту.
2.14 Заявка на подряд* - заявка, сделанная поставщиком в ответ на предложение выполнить контракт на обеспечение продукцией.
2.15 Контракт* (договор подряда, договор поставки) - требования, согласованные между поставщиком и потребителем и переданные с помощью любых средств.
2.16 Требования общества* - обязательства, вытекающие из законов, правил, инструкций, кодексов, уставов и других соображений.
2.17 Строительно-монтажные работы (СМР) - совокупность технологических приемов и операций, выполняемых для возведения объектов в определенной последовательности квалифицированными рабочими с помощью соответствующих строительных машин и средств малой механизации, монтажных приспособлений, технологической оснастки, контрольно-измерительных приборов и приспособлений в соответствии с требованиями проектной и технологической документации.
2.18 Материально-техническое обеспечение - совокупность действий по обеспечению организации необходимыми ресурсами для управления, обеспечения и улучшения качества всех видов деятельности.
2.19 ОТК - отдел технического контроля.
2.20 Метрологическое обеспечение - совокупность действий по созданию в организации методов и средств измерений, необходимых для обеспечения и контроля качества возведения объекта, выполнения СМР и соответствующих испытаний продукции.
2.21 Геодезическое обеспечение - совокупность действий по обеспечению организации геодезическими методами и средствами измерений, необходимыми для разбивки мест расположения объекта, его частей и элементов, а также контроля точности возведения объекта и производства СМР.
2.22 Документированная процедура системы качества (ДП СК) - документ, содержащий необходимые сведения для эффективного управления определенным видом деятельности организации, влияющим на качество продукции и охватывающим завершенный элемент системы качества или его составную часть.
2.23 Строительный объект - здание, сооружение или их части, возводимые строительно-монтажной организацией.
2.24 Соответствие - выполнение установленных требований.
2.25 Несоответствие - невыполнение установленных требований.
2.26 Дефект (по ГОСТ 16504) - каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.
2.27 Явный дефект (по ГОСТ 16504) - дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, предусмотрены соответствующие методы, правила, средства.
2.28 Скрытый дефект (по ГОСТ 16504) - дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, не предусмотрены соответствующие методы, правила, средства.
2.29 Критический дефект (по ГОСТ 16504) - дефект, при наличии которого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо.
2.30 Значительный дефект (по ГОСТ 16504) - дефект, который существенно влияет на использование продукции по назначению и (или) на ее долговечность, но не является критическим.
2.31 Малозначительный дефект (по ГОСТ 16504) - дефект, который существенно не влияет на использование продукции и ее долговечность.
2.32 Устранимый дефект (по ГОСТ 16504) - дефект, устранение которого технически возможно и экономически целесообразно.
2.33 Неустранимый дефект (по ГОСТ 16504) - дефект, устранение которого технически невозможно или экономически нецелесообразно.
2.34 Скрытые работы - работы, качество выполнения которых не может быть проконтролировано при промежуточной приемке объекта или приемке объекта в эксплуатацию без вскрытия конструкций или отделки.

3. Принципы системы качества в строительно-монтажных организациях

3.1 Основной задачей строительно-монтажной организации (далее - организации) в области качества является создание и внедрение внутри организации такой системы качества, которая позволила бы реализовать политику организации в области качества, соответствующую требованиям международных стандартов ИСО 9000 и направленную на то, чтобы возводимые этой организацией строительные объекты (далее - объекты):
- соответствовали требованиям проектной и нормативно-технической документации;
- удовлетворяли требованиям потребителя;
- отвечали требованиям действующего законодательства;
- учитывали требования к охране окружающей среды;
- были экономически выгодны для организации и могли предлагаться потребителю по конкурентоспособным ценам.
3.2 Ответственность за определение политики в области качества и принятие решений, касающихся разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы качества должно нести руководство организации. Оно должно обеспечить планирование качества, управление качеством, обеспечение и улучшение качества в рамках системы качества организации.
3.3 Система качества должна быть эффективной, то есть удовлетворять запросы и ожидания потребителей, а также интересы организации и требования общества.
Потребители должны быть уверены в способности организации постоянно возводить объекты требуемого качества при минимальной стоимости.
Для организации необходимо достигать и поддерживать требуемый уровень качества при оптимальных затратах, способствующих повышению ее рентабельности и конкурентоспособности.
Для общества необходимы защита окружающей среды, здоровья, безопасность, надежность, экономия энергии и естественных ресурсов.
3.4 Система качества организации должна соответствовать требованиям действующего законодательства и нормативных документов.
3.5 Все виды деятельности организации, необходимые для успешного функционирования организации в условиях конкуренции, должны содержать характерные для них элементы системы качества. Типичными видами деятельности для такой организации являются:
- менеджмент (планирование и оперативное управление всеми видами деятельности организации);
- маркетинг (изучение рынка, подготовка данных для бизнес-плана, оформление контрактов, способы реализации продукции и т.д.);
- финансово-хозяйственная деятельность;
- планирование и разработка организационных, технических, производственных, экономических, юридических процессов функционирования организации;
- подготовка проектной, нормативной и другой документации;
- обеспечение материально-техническими ресурсами;
- метрологическое и геодезическое обеспечение;
- строительно-монтажные работы;
- испытания, контроль, оценка качества продукции, а также сдача-приемка продукции;
- подготовка кадров.
3.6 Элементами системы качества организации, которые устанавливаются требованиями ГОСТ Р ИСО 9000, являются: