Рекомендации по созданию систем качества в строительно-монтажных организациях (на базе стандартов ИСО 9000) МДС 12-1.98 (утв. Госстроем РФ) стр. 4

4. Планирование и управление качеством

4.1 Планирование и управление качеством является функцией управляющего персонала организации, к которому относятся руководство организации и руководители всех ее структурных подразделений.
4.2 Планирование качества в организации осуществляется путем разработки программ качества на возведение конкретных строительных объектов. Программы качества являются составной частью бизнес-плана, который, в свою очередь, является моделью деятельности организации в рыночных условиях, то есть новой прогрессивной формой плана.
Бизнес-план включает цели и задачи, которые ставятся перед организацией на ближнюю и дальнюю перспективы, оценку текущего состояния экономики, сильных и слабых сторон производства, анализ рынка и информацию о предложениях подряда. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции, в том числе для достижения и поддержания требуемого качества различных видов деятельности в организации.
Состав, структура и объем бизнес-плана определяются размером организации и рынка сбыта, перспективами ее роста и числом конкурентов.
4.3 Программа качества должна определять конкретные меры в области качества, ресурсы и последовательность деятельности по каждому возводимому объекту и каждому запланированному в организации процессу, направленные на обеспечение конкретных требований к выполняемым работам и возводимым объектам.
При проверке сметы на строительство необходимо проверить наличие расчета затрат на обеспечение требуемого уровня качества и соответствие его результатов данным, приведенным в программе качества. В случае несоответствия необходимо сообщить об этом заказчику и решить вопрос финансовой обеспеченности требуемого уровня качества строительства.
При расчете затрат на обеспечение качества строительных объектов следует учитывать также стоимость поддержания их требуемого уровня качества в период гарантийного срока. Рекомендуемые структура и состав программы качества приведены в приложении В.
4.4 Бизнес-план и программы качества разрабатывает руководящий работник организации, на которого возложены функции по менеджменту (главный менеджер), совместно с руководителем организации и руководителем службы качества. Должна быть предусмотрена ответственность за составление программы качества и бизнес-плана. Ответственность за составление программы качества может быть возложена на руководителя службы качества, а бизнес-плана - на главного менеджера или руководителя организации.
4.5 Оперативное управление качеством в организации осуществляют руководители всех структурных подразделений организации, которые также являются ответственными за качество работы своей службы или подразделения. Они осуществляют обеспечение готовности производства, служб и средств предприятия к внедрению системы качества в организации, а также контроль за ее функционированием.
4.6 Виды управленческой деятельности, которые прямо или косвенно воздействуют на качество возведения объекта, должны быть документально зафиксированы. Для этого необходимо в должностных инструкциях руководителей:
- однозначно определить общие и конкретные обязанности в отношении качества;
- четко установить обязанности и полномочия по каждому виду деятельности, воздействующему на качество;
- определить способы управления и координации различных видов деятельности;
- установить функции, границы полномочий и каналы передачи информации, относящиеся к системе качества.
4.7 Распределение функций управления качеством между подразделениями организации является специфичным для каждой организации. Оно зависит от величины организации, ее организационной структуры, а также других факторов. Каждая организация разрабатывает положение о службе качества, положение о полномочиях ОТК, положение о функциях и ответственности структурных подразделений, деятельность которых влияет на качество, положение о временных группах, осуществляющих внутренние проверки системы качества организации, а также анализ проектов.
Примерное распределение функций между службами и подразделениями организации представлено в приложении Г.
Для успешного управления качеством в организации, особенно если организация имеет большие объемы выполнения строительно-монтажных работ, целесообразно использовать имеющуюся в организации компьютерную сеть, позволяющую оперативно передавать соответствующие команды управления.
4.8 Для корректного составления бизнес-плана необходимо оценивать эффективность системы качества с экономической точки зрения. Для этого в организации необходимо запланировать и разработать процедуры финансовой отчетности, отражающей затраты на обеспечение качества и влияние качества на прибыль.
Выбор и применение методов финансовой отчетности конкретной организацией зависят от структуры организации и уровня развития систем качества. Могут применяться метод калькуляции затрат на качество, метод определения потерь от низкого качества или другие известные методы.
4.9 Внутренние финансовые отчеты о деятельности по управлению качеством составляются каждый квартал экономистом организации совместно со службой качества и представляются для анализа руководителю организации. Должна быть предусмотрена ответственность за выполнение данной деятельности и возложена на конкретное лицо. Это может быть главный бухгалтер или коммерческий директор организации.
4.10 Необходимый уровень качества, конкурентоспособные цены и другие данные, необходимые для составления бизнес-плана, определяются в процессе маркетинга. Служба маркетинга организации обязана:
- определять потребность в тех или иных видах строительных объектов на перспективу;
- определять уровень спроса и предложений в области строительства;
- определять требования потребителя;
- обеспечивать непрерывное поступление информации о претензиях потребителя к качеству строительства;
- производить анализ контрактов.
4.11 Основные показатели бизнес-плана являются исходными при подаче заявки организации в тендерный комитет на участие в подрядных торгах.
4.12 После заключения контракта между организацией и заказчиком (застройщиком) необходимо в течение времени действия контракта производить его анализ для своевременного внесения, при необходимости, поправок в контракт, а также в бизнес-план. Они могут быть вызваны изменениями условий финансирования, дополнительными требованиями заказчика к качеству продукции, изменением условий работы организации. Заключение контрактов и внесение изменений в контракт осуществляются на основании действующего законодательства.
Отдел маркетинга должен руководствоваться документированной процедурой анализа контракта ДП СК "Порядок осуществления анализа и корректировки контракта", а также в лице его руководителя нести ответственность за своевременное осуществление корректировки контракта.

5. Проектная, технологическая и нормативно-техническая документация

5.1 Для производства СМР и возведения объектов организация осуществляет подготовку проектной, нормативно-технической и технологической документации.
В данных Рекомендациях рассматривается такая модель деятельности организации, когда проектная документация (проект и рабочая документация) разрабатывается проектной организацией за счет средств заказчика и после ее утверждения заказчиком проходит необходимую экспертизу и утверждается заказчиком в соответствии с требованиями СНиП 11.01-95.
Проектная документация передается заказчиком организации в завершенном виде при заключении контракта (договора строительного подряда) на выполнение СМР.
Технологическая документация (проект производства работ, технологические карты, карты трудовых процессов) разрабатывается строительно-монтажной организацией или по ее заказу специализированной проектной организацией.
5.2 К данному виду деятельности организации относятся следующие элементы системы качества:
- проверка рабочей документации строительных объектов на полноту и обоснованность решений по назначению и обеспечению требований к качеству строительства;
- управление качеством разработки технологической документации;
- идентификация изделий, оборудования в проектной и технологической документации для их прослеживаемости на всех этапах производства, закупки и монтажа.
На все перечисленные элементы системы качества должны быть разработаны и введены в действие документированные процедуры.
5.3 Требуемые показатели качества объектов и СМР устанавливаются в проекте (в технических условиях на объект в составе проекта) на основании требований заказчика и проведенных расчетов с учетом требований национальных и межгосударственных нормативных документов - строительных норм и правил (в том числе территориальных строительных норм, принятых в регионе, в котором должно осуществляться строительство) и стандартов (ГОСТ Р и ГОСТ).
Организация должна располагать всей необходимой нормативно-технической документацией, регламентирующей требования к качеству объектов и качеству проектной документации.
5.4 При получении проектной документации организация должна проверить качество рабочей документации и принять в соответствии с требованиями, установленными системой качества организации и ГОСТ 21.501.
5.5 Проверка и анализ рабочей документации входит в функции отдела, содержащего группу специалистов по разработке технической и технологической документации. Это может быть проектно-конструкторский отдел, отдел главного технолога, производственно-технический, проектно-сметный отделы и другие. В проверке должны участвовать все подразделения организации, которые задействованы в системе качества. Для анализа и приемки рабочей документации могут создаваться группы, состоящие из специалистов разных подразделений организации. Состав группы утверждается главным инженером организации. Результат анализа и приемки подписывают все члены группы.
При необходимости для анализа и приемки рабочей документации могут привлекаться представители специализированных организаций.
Ответственность за качество рабочей и технологической документации несет руководитель отдела, осуществляющего приемку рабочей и разработку технологической документации.
5.6 Проектная документация должна содержать все необходимые данные и критерии, позволяющие обеспечить и проконтролировать качество строительства и объекта, а также обеспечить идентификацию и прослеживаемость строительной продукции. В рабочей документации должны быть указаны:
- параметры, соответствующие требованиям потребителя и нормативной документации, а также допуски на них, контролируемые в процессе строительства;
- уровень собираемости* конструкций и способы его достижения;
- критерии и правила приемки;