Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" стр. 4

Необходимо обеспечить оперативное отражение нормативных затрат, связанных с пользованием жилищно-коммунальными услугами, в методике расчета прожиточного минимума.
Министерству труда и социального развития Российской Федерации целесообразно предусмотреть в рамках общей системы социальной защиты населения реализацию программы выделения жилищных субсидий.

V. Федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг

При сохранении за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления права устанавливать основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг будет создана система, при которой объем финансирования из федерального бюджета (в первую очередь в виде трансфертов) будет рассчитываться исходя из федеральных стандартов. При этом субъектам Российской Федерации рекомендуется использовать аналогичный механизм распределения бюджетных средств между муниципальными образованиями.
Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливать региональные стандарты социальной нормы площади жилья, равно как и делегировать такое право органам местного самоуправления. Однако при перераспределении средств федерального бюджета между субъектами Российской Федерации Правительство Российской Федерации будет руководствоваться федеральным стандартом.
Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья определяется исходя из следующих норм обеспеченности населения жильем: 18 кв.метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв.метра - на семью из двух человек, 33 кв.метра - на одиноко проживающих граждан.
Федеральный стандарт стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.метр общей площади жилья. Указанный стандарт рассчитывается исходя из стандартного набора жилищно-коммунальных услуг: содержания и ремонта жилья, включая капитальный ремонт, теплоснабжение, водоснабжение, канализацию, газоснабжение, электроснабжение, с учетом средних сложившихся норм потребления, а также средней сложившейся по экономическим районам Российской Федерации предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг. Данный стандарт ежегодно пересматривается, при этом следует установить, что изменение величины федерального стандарта должно осуществляться с учетом общего уровня инфляции (за исключением случаев отмены перекрестного субсидирования, а также резкого изменения цен на энергоносители).
Анализ сложившейся структуры затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг позволяет установить средний по России показатель на начало 1997 года, равный 8200 рублям.
Федеральный стандарт уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья, а также коммунальные услуги. При распределении средств федерального бюджета Правительство Российской Федерации будет исходить из следующих показателей уровня платежей населения по отношению к уровню затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг (в процентах):
Доля платежей населения
в покрытии затрат на все
виды жилищно-коммунальных услуг
1997 год 35
1998 год 50
1999 год 60
2000 год 70
2001 год 80
2002 год 90
2003 год 100
Это не отменяет права органов местного самоуправления в течение переходного периода самостоятельно устанавливать уровень платежей граждан, однако установление предельного уровня ниже уровня федерального стандарта не может служить основанием для перераспределения средств. При этом статьи по финансированию жилищно-коммунального хозяйства в местных бюджетах рекомендуется предусматривать защищенными.
Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. Данный норматив позволяет рассчитать объем средств, необходимых для предоставления компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг низкодоходным категориям граждан. Конкретные величины указанных компенсаций (субсидий) устанавливаются решениями органов местного самоуправления, но при распределении средств федерального бюджета необходимо учитывать, что потребность в компенсациях (субсидиях) на оплату жилищно-коммунальных услуг для низкодоходных категорий граждан будет рассчитываться исходя из следующих величин максимально допустимой доли расходов (в процентах от совокупного семейного дохода):
1997 год - 16
1998 год - 18
1999 год - 19
2000 год - 20
2001 год - 22
2002 год - 23
2003 год - 25

VI. Этапы реализации Концепции

I этап: 1997 - 1998 годы
Разработка нормативно-правовой базы и кредитно-финансовых механизмов реализации Концепции.
Завершение разграничения функций собственника-домовладельца, управляющей организации (службы заказчика) и обслуживающей организации в государственном и муниципальном жилищных фондах. Проведение разгосударствления эксплуатационных организаций. Переход на договорные отношения в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Организация переобучения кадров для работы в управляющих и обслуживающих организациях.
Доведение доли государственного и муниципального жилищных фондов, обслуживаемых на конкурсной основе, до 60 процентов.
Формирование подходов к отбору на конкурсной основе управляющей и обслуживающей организаций для эксплуатации государственного и муниципального жилищных фондов.
Переход на договорные условия предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, заключение в письменной форме договоров найма жилья государственного и муниципального жилищных фондов.
Обеспечение контроля обоснованности и уровня тарифов на предоставление жилищно-коммунальных услуг с учетом реализации программы снижения затрат на их предоставление.
Упорядочение системы льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан, и определение источников их финансирования.
Включение в ставку оплаты жилья платы за наем и затрат на капитальный ремонт.
Введение методов антимонопольного регулирования при установлении тарифов на услуги предприятий - естественных монополистов.
Дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения, а также оплаты жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на коммунальные услуги при сверхнормативном их потреблении.
Демонополизация деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Принятие федеральных стандартов, необходимых для перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
Завершение создания системы органов государственных жилищных инспекций в субъектах Российской Федерации.
Организационное и методическое содействие массовому созданию товариществ собственников жилья, включая помощь в обучении кадров.
Переход к установке индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов в жилых домах-новостройках, реконструированном или капитально отремонтированном жилье.
II этап: 1999 - 2000 годы
Доведение доли государственного и муниципального жилищных фондов, обслуживаемых на конкурсной основе, до 100 процентов. Широкое использование практики выбора на конкурсной основе управляющей организации в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Переход на полную оплату населением затрат на содержание жилья. Завершение в основном перевода жилищно-коммунального хозяйства на работу в режиме безубыточного функционирования.
Поэтапное включение затрат по обязательному страхованию жилья в себестоимость жилищных услуг.