На территории Чувашской Республики расположено значительное количество объектов историко-культурного наследия, в том числе 58 памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения.
В Республике многое делается по приведению зданий-памятников в надлежащий вид, их возрождению и сохранению. Однако Республика не располагает средствами для финансирования реставрационных работ в полном объеме.
Существующие театральные труппы размещены в помещениях, не имеющих полноценного театрального оборудования и необходимых площадей.
В настоящее время в Чувашской Республике имеются следующие предпосылки для формирования механизма новых производственных отношений, вывода Республики из кризиса и дальнейшего развития социально-экономического потенциала:
в результате проводимой руководством Чувашской Республики политики приняты решения, обеспечивающие благоприятный инвестиционный климат, созданы условия для развития экономической инфраструктуры, в частности, значительно понижен общий уровень налогообложения для образующихся предприятий производственной сферы;
Республика отличается выгодным экономико-географическим положением. Она расположена в среднем течении реки Волги, в центре европейской части России, на важнейших железнодорожных, водных, автомобильных магистралях, которые связывают между собой развитые экономические районы: Центральный, Поволжский, Уральский. Через территорию Республики проходят магистральная железная дорога Москва - Казань - Екатеринбург, автомобильные дороги федерального значения Нижний Новгород - Казань, Цивильск - Ульяновск - Сызрань;
Чувашская Республика располагает значительным индустриальным потенциалом, имеет важное значение в территориальном разделении труда. На ее территории функционируют крупнейшие предприятия промышленности: открытое акционерное общество "Промтрактор" - единственное в России и Европе предприятие по производству мощных тракторов многопрофильного использования, применяемых в золотодобывающей и угледобывающей промышленности, открытое акционерное общество "Чебоксарский электроаппаратный завод" - одно из крупнейших электротехнических предприятий Европы, производящих станции управления, реле и контакторы, общество с ограниченной ответственностью "Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат", выпускающее около 50 наименований хлопчатобумажных тканей, крупнейшее в России открытое акционерное общество "Химпром", подвергшееся конверсии в связи с прекращением производства химического оружия, открытое акционерное общество "Текстильмаш", производящее более 30 процентов ткацких станков от общего выпуска по России;
Республика играет важную роль в продовольственном комплексе Волго-Вятского экономического района, поскольку производит около 17 процентов сельскохозяйственной продукции и занимает по данному показателю третье место. Этому способствуют благоприятные природно-климатические условия, плодородные почвы, избыточное количество трудовых ресурсов на селе, широкая сеть перерабатывающих предприятий, близость к крупным городам (Москва, Нижний Новгород, Самара). Население Республики полностью обеспечивается за счет собственного производства мясо-молочными и яйцепродуктами, картофелем и овощами, значительная часть продовольствия вывозится в другие регионы Российской Федерации.
Однако для того, чтобы максимально использовать эти предпосылки, требуются поддержка со стороны федерального бюджета, более активное участие Правительства Российской Федерации в реализации намеченных подпрограмм и основных мероприятий.
Основные цели и задачи программы
Основными целями Программы являются создание условий для укрепления бюджетного потенциала Чувашской Республики, повышение роли Республики в общероссийском разделении труда, увеличение ее вклада в социально-экономическое развитие Российской Федерации, формирование экономической и социальной инфраструктуры, дальнейшее развитие аграрного сектора.
Для достижения этих целей необходимо решить с учетом тенденций и особенностей развития экономики Чувашской Республики следующие задачи:
создание правовых, экономических и организационных условий для укрепления доходной базы республиканского бюджета на основе обеспечения устойчивого развития ее экономики и социальной сферы;
обеспечение перехода в экономике к конкурентным отношениям, эффективно влияющим на уровень спроса и предложения и стимулирующим рациональные структурные преобразования в экономике, снижение уровня затрат на производство продукции, сокращение неэффективных производств путем наращивания выпуска конкурентоспособной продукции;
формирование нового структурно-экономического облика Республики, реализация преимуществ ее транспортно-географического положения, осуществление программ конверсии и финансового оздоровления промышленных предприятий;
расширение межрегиональных связей, усиление интеграции экономики Республики в единый общероссийский рынок;
преодоление депрессивных явлений в экономике Республики за счет развития предпринимательской деятельности, содействия занятости населения и увеличения налогооблагаемой базы;
расширенное воспроизводство и эффективное использование экономического, научного и кадрового потенциала;
развитие экспортного потенциала и внешнеэкономической деятельности;
мобилизация финансовых, кредитных и иных видов ресурсов на решение задач федерального значения посредством интеграции интересов России, Чувашской Республики, предприятий и организаций, отечественных и иностранных инвесторов;
создание современной социальной и инженерной инфраструктуры;
обеспечение реализации республиканских целевых программ и проектов, направленных на повышение плодородия почв, создание необходимых условий для формирования фондов продовольствия и других ресурсов для федеральных и республиканских государственных нужд;
повышение устойчивости функционирования сельскохозяйственных предприятий в результате осуществления комплекса мер по обеспечению сельскохозяйственной техникой на лизинговой основе;
разработка месторождений полезных ископаемых и рациональное использование природных ресурсов, повышение экологической безопасности;
решение национально-культурных проблем населения Республики и чувашской диаспоры в России.
Система программных мероприятий
Достижение основных целей Программы и решение поставленных задач требуют проведения в Республике особой социально-экономической политики, основные положения которой утверждены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 февраля 1995 г. N 35. Эта политика предусматривает продолжение процессов экономического реформирования, создание и поддержку "очагов роста" в экономической и социально-культурной сферах, имеющих не только республиканское, но и общероссийское значение.
В 1996 году заключен Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чувашской Республики, а также подписаны соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики о разграничении полномочий в области осуществления структурной перестройки экономики Чувашской Республики, развития хмелеводства и химического разоружения.
В соответствии с указанными документами разрабатываются и осуществляются региональные программы по комплексному развитию экономики Республики на основе согласованных приоритетов структурной политики, в том числе в области:
конверсии оборонных предприятий;
агропромышленного комплекса;
рыночной инфраструктуры;
транспорта и связи.
Изменение структуры монополизированных товарных рынков, создание базы для эффективной добросовестной конкуренции, развития малого бизнеса, в том числе в области высоких технологий с использованием основных средств предприятий оборонного комплекса, будут осуществляться в ходе разработки и реализации Программы демонополизации и развития конкуренции экономики Чувашской Республики на 1997-1998 годы в основном за счет местных источников финансирования как неотъемлемой части данной Программы.
Для реализации задач в социально-экономической сфере необходимо осуществить меры, обеспечивающие макроэкономическую стабилизацию и последующий экономический рост. Важнейшей из них явилось принятие бюджета Республики на 1997 год, адекватно отражающего государственные расходы с возможностями мобилизации доходов.
В целях укрепления ресурсно-финансового потенциала Республики предполагается осуществить мероприятия по следующим направлениям:
дальнейшее совершенствование механизма межбюджетного регулирования, предусматривающего единый подход к определению размеров финансовой поддержки районов и городов, установление прямой зависимости между размером финансовой поддержки и доходами;
продолжение работы по сокращению ассигнований из бюджета в связи с регулированием цен, направление высвободившихся средств на адресные выплаты малозащищенным слоям населения, распространение этого механизма на большинство видов дотаций;
дальнейшая консолидация в бюджете целевых (внебюджетных) финансовых ресурсов государства;
привлечение дополнительных финансовых источников для осуществления социальных преобразований, в том числе за счет выпуска государственных ценных бумаг (жилищных облигаций, республиканских займов и др.);
укрепление финансовой дисциплины при исполнении бюджета и ужесточение контроля за соблюдением налогового законодательства;
распространение льготного налогового режима на действующие финансовые и страховые организации и расширение временных границ предоставления льгот;
содействие развитию новых направлений банковской деятельности, в том числе ипотечного кредитования, инвестиционной деятельности;
стимулирование дополнительных товарообменных потоков, в том числе за счет развития межрегионального торгово-распределительного центра;
развитие системы обращения государственных и муниципальных ценных бумаг;
развитие системы биржевого оборота ценных бумаг.
Важную роль в развитии экономики должны сыграть мероприятия по укреплению доходной части бюджета Чувашской Республики и увеличению налогооблагаемой базы на 1997-2000 годы в рамках основных направлений Программы и ее подпрограмм.
1. Промышленность
В подпрограмму "Промышленность" включены проекты, намечаемые к размещению на конкурсной основе и претендующие на финансовую поддержку федеральных органов исполнительной власти.