В целях определения профессиональной компетентности, объема знаний, практических умений и навыков врачей различных специальностей при их аттестации, прохождении обучения в системе постдипломной подготовки и самообразования
1. Утверждаю:
квалификационные характеристики по 86 врачебным должностям (приложение).
2. Председателям аттестационных комиссий, ректорам институтов усовершенствования врачей, руководителям органов и учреждений здравоохранения приказываю:
2.1. принять к сведению и исполнению квалификационные характеристики на врачей-специалистов;
2.2 обеспечить тиражирование в необходимом количестве квалификационных характеристик на врачей-специалистов.
Первый заместитель Министра | И.Н. Денисов |
Приложение N 1
к приказу Минздрава СССР
от 21 июля 1988 г. N 579
к приказу Минздрава СССР
от 21 июля 1988 г. N 579
Сборник квалификационных характеристик врачей-специалистов различных профилей
Квалификационные характеристики специалистов-врачей
В настоящий сборник включены квалификационные характеристики врачей-специалистов по 86 врачебным должностям. Каждая из характеристик содержит требования к общим и специальным знаниям и умениям специалиста, список обязательной литературы.
Общими для всех врачей-специалистов являются требования к их личностным свойствам.
Врач-специалист должен быть подготовлен для самостоятельной профессиональной деятельности и выполнения основных функций: организационной, диагностической, консультативной, лечебной и профилактической. Он должен сочетать глубокую теоретическую подготовку с практическими умениями, ответственно относиться к порученному делу, быть требовательным к себе и подчиненным, постоянно повышать свою профессиональную компетентность и уровень общей культуры, занимаясь непрерывным самообразованием.
Врач-специалист обязан применять на практике принципы научной организации труда, активно использовать электронно-вычислительную и лечебно-диагностическую технику применительно к профилю своей деятельности, уметь ориентироваться в современной научно-технической информации, эффективно использовать ее для решения практических задач, проявлять инициативу, принципиальность и добросовестность в работе, пропагандировать здоровый образ жизни и сам следовать ее принципам.
Врач-специалист должен строго соблюдать требованиям присяги врача Советского Союза, во всех своих действиях руководствоваться принципами коммунистической морали, выполнять свой гражданский долг, использовать в повседневной работе принципы врачебной этики и деонтологии, соблюдать врачебную тайну.
В подготовке квалификационных характеристик принимали участие: группа ЦНИЛ при кафедре медицинской педагогики и оптимизации учебного процесса ЦОЛИУВ под руководством проф. Муравьева М.В., кафедры ЦОЛИУВ, Ленинградского, Алма-Атинского, Ташкентского ГИДУВов, факультет усовершенствования врачей Одесского медицинского института, институт ревматизма АМН СССР, Ленинградский педиатрический медицинский институт, Всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени НИИ общей и судебной психиатрии им. В.Н.Сербского, Всесоюзный НИИ медицинских проблем формирования здорового образа жизни МЗ СССР, Московский НИИ глазных болезней им. Гельмгольца МЗ РСФСР, Московский НИИ уха, горла и носа МЗ РСФСР совместно с Управлением кадров и структурными подразделениями Министерства здравоохранения СССР.
Все квалификационные характеристики прошли рецензию во всех ГИДУВах и ФУВах страны, в 3-х республиканских министерствах здравоохранения, 10 областных отделах здравоохранения, ряде научно-исследовательских институтов (Всесоюзный НИИ дезинфекции и стерилизации МЗ СССР, Московский городской ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского, Центральный НИИ гастроэнтерологии Главного управления московского городского отдела здравоохранения, Московский областной ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский клинический институт им. М.В. Владимирского и др.).
1. Квалификационная характеристика специалиста врача-терапевта
В соответствии с требованиями специальности врач-терапевт должен знать и уметь:
1. Общие знания
- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
- общие вопросы организации терапевтической помощи в стране, работу больнично-поликлинических учреждений, организацию работы скорой и неотложной помощи взрослому и детскому населению;
- основные вопросы нормальной и патологической анатомии, нормальной и патологической физиологии, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции;
- основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочной баланс; возможные типы их нарушений и принципы лечения;
- систему кроветворения и гемостаза, физиологию и патофизиологию свертывающей системы крови, основы кровезаместительной терапии, показатели гомеостаза в норме и патологии;
- клиническую симптоматику и патогенез основных терапевтических заболеваний у взрослых и детей, их профилактику, диагностику и лечение, клиническую симптоматику пограничных состояний в терапевтической клинике;
- основы фармакотерапии в клинике внутренних болезней, фармакодинамику и фармакокинетику основных групп лекарственных средств, осложнения, вызванные применением лекарств, методы их коррекции;
- основы иммунобиологии и реактивности организма;
- организацию службы интенсивной терапии и реанимации в терапевтической клинике, оборудование палат интенсивной терапии и реанимации;
- основы немедикаментозной терапии, физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;
- основы рационального питания здоровых лиц, принципы диетотерапии терапевтических больных;
- противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции;
- ВТЭ при внутренних болезнях;
- диспансерное наблюдение за здоровыми и больными, проблемы профилактики;
- формы и методы санитарно-просветительной работы;
- принципы организации медицинской службы гражданской обороны.
2. Общие умения
- получить информацию о заболевании, применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки заболевания;
- оценить тяжесть состояния больного, принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния, определить объем и последовательность реанимационных мероприятий, оказать необходимую срочную помощь;
- определить специальные методы исследования (лабораторные, рентгенологические и функциональные);
- определить показания для госпитализации и организовать ее;
- провести дифференциальную диагностику, обосновать клинический диагноз, план и тактику ведения больного;
- оценить электрокардиограмму, фонокардиограмму, спирограмму, данные рентгенологического обследования и дать по ним заключение;
- определить степень нарушения гомеостаза и выполнить все мероприятия по его нормализации;
- назначить необходимые лекарственные средства и другие лечебные мероприятия;
- определить вопросы трудоспособности больного - временной или стойкой нетрудоспособности, перевод на другую работу;
- провести необходимые противоэпидемические мероприятия при выявлении инфекционного заболевания;
- провести диспансеризацию здоровых и больных, уметь анализировать результаты;