Приказ от 25.12.1997 N 380 "О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации" стр. 17

- антиген-неспецифические факторы иммунной реактивности организма;
- фагоцитарная система;
- естественные киллерные клетки;
- гуморальные антиген-неспецифические факторы иммунной защиты;
- структура и функция лимфоидной системы;
- Т- и В-клеточная система иммунитета;
- антигены и иммуногены;
- иммуногенетика и молекулярные основы иммунного ответа;
- гормоны и цитокины иммунного ответа;
- регуляция иммунной системы;
- иммунологическая толерантность и аутоиммунитет;
- онтогенез иммунной системы;
- изоантигены системы крови и антитела к клеткам крови;
- врожденные и приобретенные иммунодефицитные состояния;
- иммунная система при инфекциях;
- аллергия и атопические заболевания;
- методы оценки иммунного статуса;
- лабораторные методы исследования иммунной системы:
- исследование антиген-неспецифического клеточного и гуморального иммунитета; исследование Т- и В-лимфоцитов и продуктов их жизнедеятельности.
По медико-генетическим исследованиям:
- предмет и задачи медицинской генетики;
- понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью;
- генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности;
- гены и признаки;
- изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутагенные факторы;
- методы диагностики наследственных болезней: цитогенетические, морфологические, биохимические, пренатальные.
3. Знания смежных дисциплин:
- современные методы обследования больного;
- организация и объем первой врачебной медицинской помощи в военно-полевых условиях, при массовых поражениях населения и катастрофах;
- основы первичной реанимации;
- основные источники облучения человека, основы радиационной безопасности, гигиенического нормирования радиационного фактора.
4. Умения:
По общим вопросам диагностической работы:
- оказать помощь на догоспитальном этапе при механической асфиксии, утоплении, поражении молнией, электрическим током;
- поставить лабораторный диагноз и провести дифференциальный диагноз, использовав клинические и дополнительные методы исследований;
- провести анализ работы лаборатории, определить способы ее улучшения;
- провести анализ расхождения лабораторного диагноза с клиническим и патологоанатомическим диагнозом, выявить ошибки и разработать мероприятия по улучшению качества диагностической работы;
- организовать рабочее место для проведения морфологических (цитологических), биохимических, иммунологических, генетических и других исследований;
- организовать работу среднего медицинского персонала;
- провести лабораторное обследование больных с помощью экспресс-методов (при отравлениях, массовых поражениях, катастрофах, авариях);
- работать с контрольным материалом - сывороткой крови, клеточной суспензией, мазками и др.;
- оценить результаты исследования и сформулировать заключение (поставить лабораторный диагноз);
- определить необходимость дополнительного обследования больного;
- оформить документацию, предусмотренную нормативными документами МЗ РФ;
- работать на анализаторах, имеющихся в лаборатории.
По биохимическим исследованиям:
- получить сыворотку, плазму крови, взвесь эритроцитов, собрать мочу для исследования;
- приготовить реактивы;
- обработать химическую посуду;
- построить калибровочные кривые;