К БИОЛОГУ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ НА 2-Ю, 1-Ю И ВЫСШУЮ
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КАТЕГОРИИ
В соответствии с требованиями специальности биолог должен ЗНАТЬ и УМЕТЬ:
вторая катег. | первая катег. | высшая катег. | |
1. Общие знания: | |||
- основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; | + | + | + |
- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения, правовые вопросы; | - | - | + |
- основы медицинской статистики, учета и анализа основных клинико-диагностических показателей; | + | + | + |
- основы медицинского страхования и деятельности клинико-диагностических лабораторий в условиях бюджетно-страховой медицины; | - | - | + |
- основы анатомии и физиологии человека, особенности, соответствующие полу и возрасту; | + | + | + |
- основы и клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний; | + | + | + |
- основы первичной профилактики заболеваний и санитарно-просветительной работы; | + | + | + |
- основы международной классификации болезней; | - | + | + |
- современные направления развития медицины. | - | + | + |
2. Специальные знания: | |||
- директивные документы, определяющие деятельность лабораторной службы; | + | + | + |
- система организации лабораторной службы в стране, задачи и ее структура; | - | + | + |
- организация работы лабораторий, обслуживающих отделения реанимации, службы крови, кожно-венерологических, онкологических, туберкулезных и др. диспансеров; | - | - | + |
- основные принципы работы централизованной лаборатории, в том числе медицинских диагностических центров; | - | + | + |
- основы первичной профилактики заболеваний и санитарно-просветительной работы; | + | + | + |
- положение об аккредитации клинико-диагностических лабораторий; | - | + | + |
- основы техники безопасности в клинико-диагностических лабораториях; | + | + | + |
- современные методы лабораторной диагностики; | + | + | + |
- краткие сведения о структуре и функциях органов кроветворения нервной ткани, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной, половой и других систем; строении и функциях желез внутренней секреции, серозных оболочек, опорно-двигательного аппарата, кожи; | + | + | + |
- структура и функции клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биожидкостей; | + | + | + |
- правила и способы получения биоматериала для морфологических, биохимических, генетических, иммунологических, бактериологических, серологических и других исследований; | + | + | + |
- приготовление, фиксация и окраска препаратов для морфологического исследования; | + | + | + |
- консервирование и хранение биоматериалов; | + | + | + |
- краткие сведения о лабораторной диагностике основных заболеваний системы кровообращения, кроветворения, дыхания, мочеполовой системы, системы пищеварения, печени и желчных путей, опорно-двигательной системы, соединительной ткани, мышечной ткани, эндокринной системы; | + | + | + |
- изменение лабораторных показателей под влиянием лечения; | - | + | + |
- влияние физической нагрузки, пищи, алкоголя, медицинских процедур и др. на результаты лабораторных исследований; | - | + | + |
- лабораторная диагностика неотложных состояний (инфаркт миокарда, инсульт, черепно-мозговая травма, "острый живот", внематочная беременность, гипогликемическая и диабетическая кома, сепсис, геморрагический, трансфузионный, анафилактический шок, острые аллергические реакции и др.); | + | + | + |
- лабораторная диагностика инфекционных и паразитарных болезней; | - | + | + |
- лабораторная диагностика онкологических заболеваний; | - | + | + |
- диагностика ВИЧ-инфекций; | + | + | + |
- влияние биологических факторов (возраст, пол, дневные ритмы, месячные циклы, сезонные вариации и др.) на результаты лабораторных исследований; | + | + | + |
- принципы и методы лабораторного контроля за концентрацией лекарственных средств в организме больных; | - | - | + |
- организация внутри- и межлабораторного контроля качества лабораторных исследований; | - | + | + |
По гематологическим исследованиям: | |||
- теорию кроветворения (кинетику клеток гемопоэза, функции, место пребывания в организме); | + | + | + |
- понятия эффективный, неэффективный эритропоэз, нейтропоэз; | + | + | + |
- морфология клеток гемопоэза в норме; | + | + | + |
- понятия эритроцитоз и эритроцитопения, лейкоцитоз и лейкоцитопения, тромбоцитоз и тромбоцитопения; | + | + | + |
- изменение показателей гемограммы и миелограммы при реактивных состояниях; | + | + | + |
- основные клинические и лабораторные признаки внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза и заболеваний, сопровождающихся гемолизом; | + | + | + |
- понятие об апоптозе, некрозе; | - | + | + |
- особенности изменения гемограммы, миелограммы и лимфоцитограммы при заболеваниях органов кроветворения (анемиях, лейкозах, геморрагических диатезах, и др. заболеваниях); | + | + | + |
- понятие о миелоидной дисплазии; | - | + | + |
- основные и дополнительные лабораторные исследования, необходимые в дифференциальной диагностике заболеваний органов кроветворения; | + | + | + |
- основные принципы цитохимического и иммунологического анализа. | - | + | + |
По общеклиническим исследованиям: | |||
- морфологию клеточных и других элементов в мокроте; | + | + | + |
- особенности характера мокроты при различных инфекционно-воспалительных, аллергических, паразитарных заболеваниях легких; | + | + | + |
- морфология клеточных и др. элементов мочи; | + | + | + |
- мочевые синдромы и их значение в диагностике заболеваний органов мочевой системы; | + | + | + |
- основные методы определения физических и химических показателей мочи; | + | + | + |
- изменения анализа мочи при наиболее часто встречающихся заболеваниях почек и мочевого пузыря; | + | + | + |
- элементы кала, копрограмма; | + | + | + |
- копрологические синдромы и их значение в диагностике заболеваний пищеварительной системы, печени, поджелудочной железы; | + | + | + |
- основные методы определения физических и химических показателей кала; | + | + | + |
- изменения копрологического анализа при наиболее частой патологии органов пищеварительной системы; | + | + | + |
- физико-химический и морфологический состав содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки; | + | + | + |
- изменения состава содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы; | + | + | + |
- ликвор и выпотные жидкости - морфологический состав, физико-химические свойства, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травме и др.; | + | + | + |
- морфология и клеточный состав отделяемого женских и мужских половых органов, цитограмма при различных заболеваниях; | + | + | + |
- понятие о бактериальных вагинозах; | - | + | + |
- гормональная цитология; | - | + | + |
- основные характеристики эпителия кожи, волос, ногтей и их изменение при различных патологических процессах. | + | + | + |
По цитологическим исследованиям: | |||
- клетка, ткани. Краткие сведения об особенностях строения, функции и эмбриогенезе различных тканей; | + | + | + |
- рост, развитие и клинические признаки опухолей различных локализаций; | + | + | + |
- классификации опухолей; | + | + | + |
- морфологическую картину острого и хронического воспалительного процесса, в том числе гранулематозного; | + | + | + |
- основные признаки пролиферации, гиперплазии, метаплазии и других фоновых процессов. | + | + | + |
По биохимическим исследованиям: | |||
- понятие о гомеостазе, биохимические механизмы сохранения (поддержания) гомеостаза; | + | + | + |
- нормальная физиология и патология обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния, система гемостаза и др.; | + | + | + |
- лабораторные показатели нарушения обмена веществ при наиболее часто встречающихся заболеваниях; | + | + | + |
- основные методы исследования обмена веществ, гормонов, ферментов, системы гемостаза и др. | + | + | + |
По паразитологическим исследованиям: | |||
- способы взятия, доставки, сохранения материала для паразитологических исследований; | + | + | + |
- основные методы паразитологических исследований крови, фекалий, дуоденального содержимого, желчи, мочи, мокроты; | + | + | + |
- специальные методы паразитологических исследований (окраска фиксированных препаратов фекалий, исследование ликвора и др.); | - | - | + |
- основные морфологические характеристики гельминтов; | + | + | + |
- количественные методы паразитологических исследований; | - | + | + |
- основные морфологические характеристики и дифференциальная диагностика гельминтов (взрослых особей, яиц, личинок), заболевания, вызываемые ими; | + | + | + |
- основные морфологические характеристики и дифференциальная диагностика простейших кишечника и заболевания, вызываемые ими; | + | + | + |
- морфология малярийных паразитов в тонком мазке и толстой капле крови; | + | + | + |
- морфология возбудителей тропических и редких паразитозов (филярии, лейшмании,трипаносомы, циклоспоры, изоспоры, акантамебы неглерии и пр.) и заболевания, вызываемые ими; | - | - | + |
- морфология возбудителей грибковых заболеваний; | - | + | + |
- морфология возбудителей венерических заболеваний. | + | + | + |
По иммунологическим исследованиям: | |||
- учение об иммунитете, виды иммунитета; | + | + | + |
- функциональная организация иммунной системы; | + | + | + |
- неспецифические факторы иммунной реактивности организма; | + | + | + |
- фагоцитарная система; | + | + | + |
- естественные киллерные клетки, происхождение, свойства, механизмы активации, иммунобиологическая функция в норме и патологии; | + | + | + |
- гуморальные антиген-неспецифические факторы иммунной защиты; | + | + | + |
- структура и функция лимфоидной системы; | + | + | + |
- Т- и В-клеточные системы иммунитета; | + | + | + |
- антигены и иммуногены; | + | + | + |
- иммуноглобулины (антитела); | + | + | + |
- клиническое применение иммуноглобулинов; | - | + | + |
- иммуногенетика и молекулярные основы иммунного ответа; | - | + | + |
- гормоны и цитокины иммунной системы; | + | + | + |
- физиология и регуляция иммунной системы; | + | + | + |
- иммунологическая толерантность и аутоиммунитет; | + | + | + |
- методы исследования клеточных и гуморальных факторов иммунной системы; | + | + | + |
- клиническое значение исследования содержания и функциональной активности гранулоцитов, моноцитов крови, естественных киллеров и Тк-лимфоцитов; | - | + | + |
- клиническое значение исследования содержания и функциональной активности неспецифических гуморальных факторов: белков системы комплемента, лизоцима, острофазных белков; | - | + | + |
- клиническое значение исследования содержания и функциональной активности Т-, В-лимфоцитов и их субпопуляций; | - | + | + |
- клиническое значение исследования содержания иммуноглобулинов разных классов и субклассов; | + | + | + |
- механизмы протективного иммунитета при различных инфекционных заболеваниях; | - | + | + |
- иммунотропность инфекционных агентов и инфекции иммунной системы; | - | - | + |
- иммунодиагностика инфекционных болезней; | + | + | + |
- лабораторно-клинические исследования в прогнозировании характера течения инфекционных заболеваний; | - | + | + |
- иммунитет при пересадке органов и тканей; | - | + | + |
- наследственные (первичные) и приобретенные (вторичные) иммунодефицитные состояния; | - | + | + |
- принципы лабораторной диагностики иммунодефицитов; | + | + | + |
- антигенные системы эритроцитов человека (АВО и др. системы); | + | + | + |
- иммунологический конфликт матери и плода по антигенам клеток крови; | - | + | + |
- иммунные и аутоиммунные гемолитические анемии (прямая и непрямая пробы Кумбса и др. методы); | - | + | + |
- антигены лейкоцитов человека; | - | + | + |
- антилейкоцитарные антитела и их роль в патологии (осложнения при переливании крови, лейкопении, нейтропении новорожденных); | - | + | + |
- аллергические заболевания, иммунодиагностика аллергических реакций немедленного типа; | + | + | + |
- иммунодиагностика аллергических реакций замедленного типа; | - | - | + |
- иммунодиагностика системных заболеваний соединительной ткани; | - | - | + |
- иммунодиагностика аутоиммунных заболеваний эндокринной системы; | + | + | + |
- иммунная система при опухолевых заболеваниях и их иммунодиагностика; | - | + | + |
- изменение иммунореактивности онкологических больных; | - | - | + |
- неоплазмы иммунной системы; | - | - | + |
- иммунодиагностика моноклональных гаммапатий; | - | + | + |
- иммунология болезней нервной системы и иммунологические методы их исследования; | - | + | + |
- организация работы иммунологических лабораторий; | - | - | + |
- современное техническое оборудование для выполнения тестов; | - | - | + |
По медико-генетическим исследованиям: | |||
- предмет и задачи медицинской генетики; | + | + | + |
- понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью; | + | + | + |
- роль нуклеиновых кислот в хранении и реализации генетической информации; | - | + | + |
- генетический код: основные характеристики, этапы расшифровки; | - | + | + |
- генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности: роль ядра и цитоплазмы, хромосомы и хромосомный набор, структурно-функциональная организация хромосом, структурные перестройки хромосом, их типы и хромосомный дисбаланс; | - | + | + |
- гены и признаки: законы передачи наследственных признаков (гомо- и гетерозиготность), генотип и фенотип; | + | + | + |
- основные типы наследования; | + | + | + |
- иммуногенетические взаимоотношения макрои микроорганизма; | - | + | + |
- изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутагенные факторы; | - | - | + |
- методы диагностики наследственных болезней: цитогенетические, морфологические, биохимические, пренатальные; | + | + | + |
- выявление наследственной патологии новорожденных; | + | + | + |
- медико-генетическое консультирование (лабораторное исследование, определение генетического риска). | - | + | + |
3. Знания смежных и сопутствующих дисциплин | |||
- современные методы обследования больного; | + | + | + |
- основы первичной реанимации; | + | + | + |
- основы дозиметрии ионизирующих излучений; | + | + | + |
- основные источники облучения человека, основы радиационной безопасности, гигиенического нормирования радиационного фактора; | - | + | + |
4. Умения: | |||
- оказать помощь на догоспитальном этапе при механической асфиксии, утоплении, поражении электрическим током; | + | + | + |
- сформулировать лабораторный диагноз с выделением характерных показателей и сопутствующих изменений; | - | + | + |
- владеть методом статистического анализа; | - | + | + |
- владеть навыками проведения внутрилабораторного и межлабораторного контроля качества лабораторных исследований; | - | + | + |
- провести анализ работы лаборатории, определить способы ее улучшения; | - | - | + |
- на основе анализа статистических показателей определить перечень организационных мероприятий и разработать меры по их выполнению для улучшения диагностического процесса; | - | + | + |
- организовать рабочее место для проведения морфологических (цитологических), биохимических, иммунологических, генетических и других исследований; | + | + | + |
- организовать работу среднего медицинского персонала; | + | + | + |
- провести лабораторное обследование больных с помощью экспресс-методов (при отравлениях, массовых поражениях, катастрофах, авариях); | + | + | + |
- отобрать материал для микроскопического исследования; | + | + | + |
- приготовить, зафиксировать и окрасить препарат для исследования клеточных элементов; | + | + | + |
- отобрать и обработать биоматериал для биохимического исследования; | + | + | + |
- работать с контрольным материалом (сывороткой, клеточной суспензией, мазками и др.); | + | + | + |
- оценить результаты исследования; | + | + | + |
- оформить документацию, предусмотренную директивными документами МЗ РФ; | + | + | + |
- работать на анализаторах, имеющихся в лаборатории. | + | + | + |
По гематологическим исследованиям: | |||
- идентифицировать клеточные элементы периферической крови, костного мозга, лимфатического узла; | + | + | + |
- провести морфологическую, цитохимическую дифференциальную диагностику острых лейкозов; | - | + | + |
- провести морфологическую, дифференциальную диагностику хронических лейкозов; | - | + | + |
- характеризовать стадии хронических лейкозов и динамику гематологических изменений; | - | + | + |
- провести морфологическую дифференциальную диагностику парапротеинемических гемобластозов и их иммунохимическую идентификацию; | - | + | + |
- дифференцировать различные формы анемий по лабораторным показателям; | + | + | + |
- интерпретировать динамику лабораторных показателей в различные стадии болезни; | - | + | + |
- диагностировать агранулоцитоз по гематологическим показателям; | + | + | + |
- интерпретировать динамику лабораторных показателей периферической крови и костного мозга при агранулоцитозе; | - | + | + |
- провести дифференциальную лабораторную диагностику геморрагических диатезов; | - | + | + |
- оценить изменения периферической крови и костного мозга при миелоидной дисплазии; | - | - | + |
- дифференцировать LE-клетки; | + | + | + |
- идентифицировать лабораторные показатели при гистиоцитозах. | - | - | + |
По общеклиническим исследованиям: | |||
- идентифицировать клеточные и другие элементы в мокроте, моче, желудочном и дуоденальном содержимом, ликворе, экссудатах, транссудатах, отделяемом половых органов, коже, волосах, ногтях, соскобах и другом биоматериале; | + | + | + |
- оценить лабораторные показатели при заболеваниях легких, пищеварительной системы, органов мочевыделительной и половой системы, поражениях серозных оболочек; | - | + | + |
- определять клинико-диагностическое значение лабораторных показателей. | + | + | + |
По цитологическим исследованиям: | |||
- выявлять клеточные элементы острого и хронического воспалительного процесса, в том числе гранулематозного, элементы грануляционной ткани; | + | + | + |
- дифференцировать пролиферацию, гиперплазию, метаплазию и другие фоновые процессы; | + | + | + |
- цитохимические исследования цитологического материала (PAS-реакция, липиды, ферменты); | - | - | - |
- отбор доставленного материала, приготовление и окраска препаратов для цитологического исследования (пунктаты из опухолей различной локализации, транссудаты, экссудаты, секреты, экскреты, мокрота, соскобы с поверхности эрозий, язв, ран, свищей, материал гинекологических профилактических осмотров, материал, полученный при эндоскопических исследованиях и др.); | + | + | + |
- микроскопическое исследование материала, полученного при гинекологических профилактических осмотрах (скрининг), | + | + | + |
По клинической биохимии: | |||
- приготовить биоматериал для исследования; | + | + | + |
- приготовить реактивы; | + | + | + |
- обработать химическую посуду; | + | + | + |
- проводить доступную очистку вещества; | + | + | + |
- строить калибровочные кривые; | + | + | + |
- проводить биохимические исследования; | + | + | + |
- работать на приборах, которыми оснащена лаборатория; | + | + | + |
- подобрать соответствующие реактивы для методов клинической биохимии, адаптировать реактивы для используемой аппаратуры; | - | + | + |
- производить необходимые расчеты; | + | + | + |
- владеть методами исследования обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния, системы гемостаза и др.; | + | + | + |
- определить последовательность биохимических исследований; | - | + | + |
- проводить контроль качества лабораторных исследований; | + | + | + |
- владеть методами постановки ориентировочной и расширенной коагулограммы; | - | + | + |
- проводить заменные пробы для выявления дефицита факторов; | - | + | + |
- выявлять патологию тромбоцитарно-сосудистого, плазменного гемостаза, фибринолиза, антикоагулянтного звена. | - | + | + |
По паразитологическим исследованиям: | |||
- дать рекомендации по правилам сбора, доставки, сохранения материала для паразитологических исследований; | + | + | + |
- приготовить препараты тонкого мазка и толстой капли с последующей окраской по Романовскому; | + | + | + |
- идентифицировать до вида возбудителей малярийных паразитов в тонком мазке и толстой капле крови и определить интенсивность паразитемии; | + | + | + |
- исследовать пробы фекалий, желчи, дуоденального содержимого, мочи, мокроты с применением основных паразитологических методов, идентифицировать в них возбудителей гельминтозов, протозоозов; | + | + | + |
- исследовать биоматериалы с применением специальных паразитологических методов (окраска фиксированных препаратов фекалий, мокроты, ликвора) и идентифицировать возбудителей паразитозов; | - | - | + |
- идентифицировать в исследуемом биоматериале возбудителей тропических и редких паразитов; | - | - | + |
- идентифицировать в биоматериале возбудителей венерических заболеваний; | + | + | + |
- идентифицировать в биоматериале возбудителей грибковых заболеваний; | - | + | + |
По иммунологическим исследованиям: | |||
- определить групповую и резус-принадлежность; | + | + | + |
- проводить исследование совместимости крови донора и реципиента при гемотрансфузиях и трансплантациях; | - | + | + |
- владеть навыками постановки методов определения клеточного и гуморального иммунитета; | - | + | + |
- проводить иммунологическое исследование при бесплодии и патологии беременности, эндокринных расстройствах и заболеваниях, острых и хронических интоксикациях и инфекциях, при онкологических заболеваниях, болезнях сердечно-сосудистой, кроветворной, дыхательной, мочевыделительной систем, органов пищеварения, кожи; | - | - | + |
- проводить иммунологические исследования для диагностики болезней иммунной системы: врожденных и приобретенных иммунодефицитов, аутоиммунной патологии, аллергических заболеваний. | - | + | + |
По медико-генетическим исследованиям: | |||
- провести диагностику по половому хроматину; | + | + | + |
- определить Х и У хромосомы; | + | + | + |
- исследовать кариотип; | + | + | + |
- культивировать лимфоциты крови для хромосомного анализа; | - | + | + |
- приготовить препараты культуры лимфоцитов; | - | + | + |
- приготовить хромосомные препараты; | - | + | + |
- провести различное специальное окрашивание препаратов; | + | + | + |
- провести кариотипирование; | - | + | + |
- провести индивидуальную идентификацию хромосом; | - | + | + |
- анализировать число и структуру аномалий кариотипа; | + | + | + |
- владеть полуколичественными методами диагностики наследственных болезней; | - | - | + |
- владеть молекулярно-генетическими методами диагностики; | + | + | + |
- владеть физико-химическими методами диагностики наследственных болезней; | + | + | + |
- владеть методами пренатальной диагностики наследственных болезней. | - | - | + |
5. Манипуляции: | |||
- реанимационные мероприятия (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца); | + | + | + |
- промывание желудка через зонд; | + | + | + |
- фиксация позвоночника, конечностей при | + | + | + |
переломах, травмах; | |||
- остановка кровотечения; | + | + | + |
- определение групповой принадлежности крови; | + | + | + |
- взятие капиллярной крови для лабораторного анализа; | + | + | + |
- взятие венозной крови для анализа. | + | + | + |
Начальник Управления организации
медицинской помощи населению
А.И.ВЯЛКОВ
Приложение 20 Аттестационные требования к медицинскому технологу
Приложение 20
Утверждены
Приказом Минздрава России
от 25 декабря 1997 г. N 380
АТТЕСТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МЕДИЦИНСКОМУ ТЕХНОЛОГУ
вторая катег. | первая катег. | высшая катег. | |
1. Общие знания: | |||
- основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; | + | + | + |
- организацию лабораторной службы в стране, ее задачи, структуру и перспективы развития; | +- | + | + |
- значение лабораторных клинических исследований для сохранения здоровья пациента и диагностики заболеваний; | + | + | + |
- основы медицинской статистики, учета и анализа основных клинико-диагностических показателей; | + | + | + |
- основные требования к организации делопроизводства в клинико-диагностической лаборатории; | + | + | + |
- современные методы лабораторной диагностики; | +- | + | + |
- виды и принципы мониторинга качества лабораторных исследований; | +- | + | + |
- причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа; | + | + | + |
- основы техники безопасности при работе в клинико-диагностической лаборатории; | + | + | + |
- инструктивные материалы по соблюдению правил санитарно-противоэпидемического режима в клинико-диагностической лаборатории; | + | + | + |
- Устав и Правила внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения, должностные инструкции клинико-диагностической лаборатории; | + | + | + |
- основы медицины катастроф. | + | + | + |
2. Специальные знания: | |||
- основы анатомии и физиологии; | + | + | + |
- структура и функции органов кроветворения, нервной ткани, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной, половой и других систем, строение и функции желез, серозных оболочек, кожи; | + | + | + |
- структура и функции клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биожидкостей; | + | + | + |
- сущность типовых патологических процессов на клеточном, тканевом, системном уровнях; | +- | + | + |
- лабораторные показатели функционирования человеческого организма в условиях нормы и возрастном аспекте; | +- | + | + |
- общие закономерности возникновения, развития и течения патологических процессов и основных заболеваний человека; | +- | + | + |
- основы функционирования здорового организма и факторы риска; | +- | + | + |
- основные принципы взаимодействия организма человека с окружающей средой; | + | + | + |
- правила и способы получения биоматериала для лабораторных исследований; | + | + | + |
- основы лабораторной диагностики основных заболеваний системы крови, системы дыхания, мочеполовой системы, системы пищеварения, печени и желчных путей, соединительной ткани, онкологических заболеваний, ВИЧ-инфекций; | +- | + | + |
- основы комплексного подхода к лабораторному обследованию больного; | - | + | + |
- правила приготовления реактивов; | + | + | + |
- организация внутри- и межлабораторного контроля качества лабораторных исследований; | +- | +- | + |
- правила подготовки пациента для различных лабораторных исследований; | + | + | + |
- влияние биологических факторов, терапии, пищи и др. на результаты лабораторного анализа; | +- | + | + |
- значение и методы лабораторного обнаружения лекарственных веществ, ядов, токсинов в биожидкостях. | - | +- | + |
По гематологическим исследованиям: | |||
- теорию кроветворения (кинетику клеток гемопоэза, функции, место пребывания в организме; | + | + | + |
- морфологию клеток гемопоэза в норме; | + | + | + |
- понятия эффективный, неэффективный эритропоэз, мегакариопоэз, нейтропоэз; | - | +- | + |
- понятия эритроцитоз и эритропения, лейкоцитоз и лейкопения, тромбоцитоз и тромбоцитопения; | + | + | + |
- изменения показателей гемограммы при реактивных состояниях; | - | + | + |
- изменения показателей миелограммы при реактивных состояниях; | - | - | + |
- причины и лабораторные признаки внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза; | - | +- | + |
- особенности изменения гемограммы при заболеваниях органов кроветворения (анемиях, лейкозах, геморрагических диатезах и др. заболеваниях); | - | - | + |
- понятия о миелоидной дисплазии; | - | - | + |
- изменения миелограммы при заболеваниях органов кроветворения; | - | - | + |
- основные принципы цитохимического анализа, диагностическое значение; | - | - | + |
- морфологические особенности эритроцитов при различных анемиях. | - | +- | + |
По общеклиническим исследованиям: | |||
- значение лабораторных показателей при исследовании мокроты (физические свойства, морфология форменных элементов) для диагностики заболеваний дыхательных путей; | +- | + | + |
- основные методы и диагностическое значение исследования физических, химических показателей мочи; | + | + | + |
- морфология клеточных и других элементов мочи; | + | + | + |
- мочевые синдромы и их значение в диагностике заболеваний органов мочевой системы; | - | + | + |
- основные методы и диагностическое значение определения физических и химических показателей кала; | + | + | + |
- форменные элементы кала, их выявление; | + | + | + |
- копрологические синдромы и их значение в диагностике заболеваний пищеварительной системы, печени, поджелудочной железы; | - | +- | + |
- изменение копрологического анализа при наиболее частой патологии органов пищеварительной системы; | +- | + | + |
- физико-химический и морфологический состав содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки; | +- | + | + |
- изменения состава содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы; | +- | + | + |
- ликвор и выпотные жидкости - морфологический состав, физико-химические свойства, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и др.; | +- | + | + |
- морфология и клеточный состав отделяемого женских и мужских половых органов; | - | + | + |
- лабораторная диагностика мужского бесплодия; | - | + | + |
- гормональное зеркало; | - | + | + |
- основные характеристики эпителия кожи, волос, ногтей и их изменения при различных патологических процессах. | + | + | + |
По цитологическим исследованиям: | |||
- правила взятия и обработки материала для цитологических исследований; | + | + | + |
- морфологическую картину воспалительного процесса, грануломатозной и грануляционной тканей; | +- | + | + |
- основные признаки пролиферации, дисплазии, метаплазии, фоновых процессов; | |||
- признаки реактивной гиперплазии, опухолевых поражений, метастазирования. | - | +- | + |
По биохимическим исследованиям: | |||
- понятие о гомеостазе, биохимические механизмы сохранения (поддержания) гомеостаза; | + | + | + |
- нормальная физиология обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния; | + | + | + |
- причины и виды патологии обменных процессов в организме; | + | + | + |
- система гемостаза; | +- | + | + |
- патобиохимические механизмы развития основных синдромов; | - | +- | + |
- лабораторные показатели нарушения обмена веществ при наиболее часто встречающихся заболеваниях; | - | +- | + |
- основные методы исследования обмена веществ, гормонов, ферментов, системы гемостаза и др. | + | + | + |
По паразитологическим исследованиям: | |||
- основные морфологические характеристики гельминтов; | + | + | + |
- морфологические различия видов гельминтов и их яиц; | + | + | + |
- паразиты малярии, виды, стадии развития; | + | + | + |
- морфология малярийных паразитов; | + | + | + |
- простейшие - вид, стадии развития, морфология; | + | + | + |
- заболевания, вызванные простейшими; | +- | + | + |
- правила приготовления препаратов для исследования морфологии паразитов. | + | + | + |
По иммунологическим исследованиям: | |||
- учение об иммунитете, виды иммунитета; | + | + | + |
- иммунная система, иммунокомпетентные клетки и их функции; | + | + | + |
- антигены: виды, характеристика; | + | + | + |
- иммуноглобулины (антитела), классификация, структура и функции; | + | + | + |
- взаимодействие антиген-антитело; | + | + | + |
- неспецифические факторы иммунной реактивности организма, фагоцитарная система, система комплемента, интерфероны и др.; | + | + | + |
- молекулярные и молекулярно-клеточные основы иммунного ответа; | - | +- | + |
- трансплантационный иммунитет; | - | +- | + |
- возрастные особенности иммунного статуса; | +- | + | + |
- иммунодефицитные состояния; | +- | + | + |
- иммунологическая система при инфекциях, опухолях, лимфопролиферативных процессах, заболеваниях соединительной ткани; | +- | + | + |
- аллергия и атопические заболевания; | + | + | + |
- методы оценки иммунного статуса; | - | + | + |
- методы исследования неспецифической резистентности организма, клеточного и гуморального иммунитета; | - | +- | + |
- изоантигены системы крови; | + | + | + |
- изоиммунизация и аутоиммунизация, конфликты матери и плода, иммунные и аутоиммунные заболевания. | +- | + | + |
По медико-генетическим исследованиям: | |||
- предмет и задачи медицинской генетики; | + | + | + |
- понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью; | + | + | + |
- генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности; | - | - | + |
- гены и признаки; | - | - | + |
- изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутогенные факторы; | - | - | + |
- метод диагностики наследственных болезней: цитогенетические, морфологические, биохимические, пренатальные. | - | - | - |
3. Знания по смежным и сопутствующим дисциплинам: | |||
- основные принципы биомедицинской этики и деонтологии, этические особенности поведения сотрудника клинико-диагностической лаборатории, основные этические проблемы при проведении клинических лабораторных исследований; | + | + | + |
- представление о биосфере как системе, ее свойствах, динамике и перспективах развития; | +- | + | + |
- механизмы функционирования природных экосистем; | +- | + | + |
- принципы формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в разные возрастные периоды; | +- | + | + |
- представление о гигиене как основе профилактической медицины; | + | + | + |
- общие принципы фармакокинетики и фармакодинамики основных лекарственных средств; | +- | +- | + |
- побочные действия основных групп лекарственных средств и изменения результатов лабораторных исследований; | +- | +- | + |
- представление о видах катастроф, их причинах и последствиях; | + | + | + |
- представление о наиболее распространенных патологических процессах в организме при различных катастрофах; | + | + | + |
- общие принципы оказания неотложной помощ при несчастных случаях; | +- | + | + |
- представление о типах ЭВМ, основных операционных системах, текстовых редакторах, базах данных. | + | + | + |
4. Умения: | |||
- взять биологический материал для лабораторного исследования; | + | + | + |
- организовать рабочее место для выполнения лабораторных исследований; | + | + | + |
- организовать работу младшего (среднего) персонала в клинико-диагностической лаборатории; | + | + | + |
- подготовить лабораторную посуду, инструментарий и оборудование для проведения лабораторного анализа; | + | + | + |
- провести стерилизацию лабораторной посуды и инструментария; | + | + | + |
- провести дезинфекцию биоматериала; | + | + | + |
- прием, маркировка и регистрация поступившего в лабораторию биоматериала, хранение; | + | + | + |
- регистрировать проведенные исследования; | + | + | + |
- вести учетно-отчетную документацию; | + | + | + |
- пользоваться лабораторной аппаратурой при выполнении лабораторных исследований и подготовительных мероприятий; | + | + | + |
- пользоваться методами статистической обработки исследований для оценки качества лабораторных анализов; | +- | + | + |
- проводить внутрилабораторный и межлабораторный контроль качества лабораторных исследований; | +- | + | + |
- на основании анализа статистических показателей определить причины погрешностей (преаналитические и аналитические) и разработать мероприятия для повышения точности и надежности лабораторных исследований; | +- | + | + |
- участвовать в разработке и внедрении новых методов лабораторного анализа; | +- | + | |
- на основании результатов анализа дать качественную и количественную оценку объекта исследований; | + | + | + |
- дифференцировать нормальные и патологические показатели результатов лабораторного исследования; | + | + | + |
- по результатам анализа выявлять признаки типовых патологических процессов в органах и тканях; | +- | + | + |
- строить калибровочные графики; | + | + | + |
- приготовить, зафиксировать и окрасить препараты для исследования клеточных элементов; | + | + | + |
- отобрать материал для микроскопического исследования; | + | + | + |
- адекватно оценивать ситуацию и оказывать первую помощь при несчастных случаях; | + | + | + |
- работать на ЭВМ на уровне пользователя; | + | + | + |
- владеть техникой микроскопирования: световая микроскопия, поляризационная микроскопия, фазово-контрастная микроскопия, флуоресцентная микроскопия. | + | + | + |
По гематологическим исследованиям: | |||
- взять капиллярную кровь для лабораторного исследования; | + | + | + |
- определить гемоглобин; | + | + | + |
- определить свободный гемоглобин плазмы; | + | + | + |
- подсчитать количество эритроцитов в крови | + | + | + |
- определить серповидность эритроцитов; | +- | + | + |
- определить гематокритную величину: | + | + | + |
- рассчитать среднюю концентрацию гемоглобина в эритроците, средний объем эритроцитов; | + | + | + |
- построить график распределения эритроцитов по величине диаметра (кривая Прайс-Джонса); | + | + | + |
- определить осмотическую резистентность эритроцитов; | + | + | + |
- подсчитать эритроциты с базофильной зерностостью; | +- | + | + |
- подсчитать ретикулоциты; | + | + | + |
- подсчитать тромбоциты; | + | + | + |
- определить скорость оседания эритроцитов; | + | + | + |
- подсчитать количество лейкоцитов; | + | + | + |
- приготовить, зафиксировать, окрасить мазки крови для подсчета лейкоцитарной формулы; | + | + | + |
- подсчитать лейкоцитарную формулу; | + | + | + |
- дифференцировать нормальные, морфологически измененные и патологические клетки крови при подсчете лейкоцитарной формулы; | + | + | + |
- подсчитать миелокариоциты; | +- | + | + |
- подсчитать мегакариоциты; | +- | + | + |
- дифференцировать клетки костного мозга; | +- | + | + |
- подсчитать сидероциты и сидеробласты (в мазках крови и костного мозга); | + | + | + |
- приготовить лейкоконцентрат; | + | + | + |
- обнаружить клетки красной волчанки (LE-клетки); | +- | + | + |
- приготовить препараты крови для исследования на малярийные паразиты; | + | + | + |
- исследовать кровь на малярийные паразиты; | + | + | + |
- приготовить препараты для цитохимического исследования клеток крови и костного мозга; | + | + | + |
- определить активность ферментов в клетках крови; | +- | + | + |
- определить липиды в клетках крови; | +- | + | + |
- определить нейтральные мукополисахариды в клетках крови и костного мозга; | +- | + | + |
- определить вязкость крови. | + | + | + |
По общеклиническим исследованиям: исследование мочи: | |||
- определить физические и химические свойства; | + | + | + |
- определить химические показатели мочи (белок, глюкоза, билирубин, уробилиноиды, кетоновые тела и др.); | + | + | + |
- провести пробу по Зимницкому; | + | + | + |
- подготовить препараты для микроскопического исследования; | + | + | + |
- микроскопическое исследование осадка; | + | + | + |
- подсчитать количество форменных элементов осадка; | + | + | + |
исследование желудочной секреции: | |||
- определить физические и химические свойства; | + | + | + |
- произвести химическое исследование (кислотность, активность пепсина, молочную кислоту); | + | + | + |
- приготовить препараты для микроскопического исследования; | + | + | + |
- микроскопическое исследование желудочного содержимого; | + | + | + |
исследование дуоденального содержимого: | |||
- определить количество, цвет, прозрачность, наличие хлопьев; | + | + | + |
- подготовить препараты для микроскопического исследования; | + | + | + |
- микроскопическое исследование; | + | + | + |
исследование кала: | |||
- определить физические и химические свойства; | + | + | + |
- приготовить препараты для микроскопического исследования; | + | + | + |
- микроскопическое исследование; | + | + | + |
- обнаружить яйца гельминтов; | + | + | + |
- обнаружить простейшие; | + | + | + |
исследование спинномозговой жидкости: | |||
- определить цвет, прозрачность, фибринозную пленку; | + | + | + |
- обнаружить и определить белок; | + | + | + |
- определить количество форменных элементов (цитоз); | + | + | + |
- дифференцировать клеточные элементы в нативных и окрашенных препаратах; | + | + | + |
исследование экссудатов и транссудатов: | |||
- определить физические и химические свойства; | + | + | + |
- обнаружить и определить белок; | + | + | + |
- приготовить препараты для микроскопического исследования; | + | + | + |
- микроскопическое исследование; | +- | + | + |
исследование мокроты: | |||
- определить количество, цвет, характер, консистенцию, запах, деление на слои; | + | + | + |
- приготовить препараты для микроскопического исследования; | + | + | + |
- микроскопическое исследование; | +- | + | + |
- приготовить препараты и обнаружить гемосидерин; | + | + | + |
- приготовить окрашенные препараты для обнаружения микобактерий туберкулеза; | + | + | + |
- обнаружить микобактерии туберкулеза; | +- | + | + |
исследование отделяемого из половых органов: | |||
- окрасить препараты для микроскопического исследования; | + | + | + |
- определить степень чистоты влагалищного содержимого; | + | + | + |
- обнаружить трихомонады и гонококки; | + | + | + |
- обнаружить бледную спирохету; | +- | + | + |
- определить гормональный профиль; | +- | + | + |
- исследовать секрет простаты; | +- | +- | + |
- определить цвет, количество, запах, вязкость, рН эякулята; | + | + | + |
- приготовить препараты для микроскопического исследования эякулята; | + | + | + |
- определить подвижность сперматозоидов; | + | + | + |
- подсчитать количество сперматозоидов в 1 мл и во всем эякуляте; | +- | + | + |
- определить "живые" и "мертные" сперматозоиды; | +- | + | + |
- стимулировать подвижность сперматозоидов ("оживление"); | +- | + | + |
- обнаружить фруктозу в эякуляте; | +- | + | + |
исследование при грибковых поражениях: | |||
- приготовить препараты для микроскопического исследования из кожи, волос и ногтей; | + | + | + |
- идентифицировать элементы в препаратах кожи, волос, ногтей. | + | + | + |
По цитологическим исследованиям: | |||
- приготовить стекла, фиксаторы, красители; | + | + | + |
- окрасить цитологические препараты; | + | + | + |
- цитохимические исследования цитологического материала: (PAS-реакция, липиды, ферменты); | +- | + | + |
- отбор доставленного материала, приготовление и окраска препаратов для цитологического исследования (пунктаты из опухолей различной локализации, транссудаты, экссудаты, секреты, экскреты, мокрота, соскобы с поверхности эрозий, язв, ран, свищей, материал гинекологических осмотров, материал, полученный при эндоскопических исследованиях и др.); | + | + | + |
- микроскопическое исследование материала, полученного при гинекологических профилактических осмотрах (скрининг). | + | + | + |
биохимические исследования: | |||
- определить показатели белкового обмена (общий белок, белковые фракции, мочевину, мочевую кислоту, креатинин и др.); | + | + | + |
- определить показатели липидного обмена (липопротеиды, фракции липопротеидов, холестерин, фосфолипиды и др.); | + | + | + |
- показатели углеводного обмена; | + | + | + |
- определить белки острой фазы воспаления (серомукоид, сиаловые кислоты, С-реактивный белок); | + | + | + |
- определить показатели минерального обмена в плазме крови, моче (натрий, калий, хлориды, кальций, железо и др.); | + | + | + |
- показатели кислотно-основного равновесия (КОР) крови; | + | + | + |
- определить активность ферментов в сыворотке крови и моче (аспартатаминотрансферазы, аланинаминотрансферазы, креатинкиназы, лактатдегидрогеназы, липазы, кислой и щелочной фосфатазы и др.); | + | + | + |
- определить показатели гормонального профиля: 17-кетостероидов в моче, 17-оксикортикостероидов и др.; | + | + | + |
токсикологические исследования: | |||
- определить мышьяк в крови, моче и тканях; | +- | +- | + |
- определить ртуть в крови, моче и тканях; | +- | +- | + |
- определить свинец в крови, моче и тканях; | +- | +- | + |
- определить алколоиды в биологических материалах; | +- | +- | + |
- определить снотворные и седативные препараты в биологических материалах; | +- | +- | + |
- газохроматографический анализ летучих соединений (этанол, метанол, ацетон, эфир, бензол); | +- | +- | + |
показатели состояния гемостаза: | |||
- определить активированное время рекальцификации плазмы (разными методами); | + | + | + |
- определить протромбиновое время (тромбопластиновое) разными методами; | + | + | + |
- определить содержание фибриногена в плазме крови; | + | + | + |
- определить растворимые комплексы фибриномономеров (РКФМ) или другие паракоагуляционные тесты; | +- | +- | + |
- определить тромбиновое время (ТВ) с протаминсульфатом и рептилазное время; | +- | +- | + |
- определить фибринолитическую активность плазмы; | +- | +- | + |
- определить агрегацию и адгезию тромбоцитов; | +- | +- | + |
- продукты деградации фибриногена (фибрина) (ПДФ); | + | + | + |
- определить плазменные факторы свертывания крови; | + | + | + |
- определить толерантность плазмы к гепарину или определить антитромбин III; | + | + | + |
- определить время кровотечения; | + | + | + |
- определить время свертывания цельной крови; | + | + | + |
- определить степень ретракции кровяного сгустка или определить степень ретракции плазменного сгустка; | + | + | + |
- аутокоагуляционный тест. | +- | +- | + |
По паразитологическим исследованиям: | |||
- различать на препаратах представителей класса членистоногих; | +- | +- | + |
- идентифицировать чесоточного зудня в соскобе кожи; | +- | +- | + |
- идентифицировать малярийных паразитов в препаратах крови; | +- | +- | + |
- идентифицировать яйца гельминтов и личинок гельминтов в кале. | +- | +- | + |
По иммунологическим исследованиям: | |||
иммунологические исследования для диагностики неинфекционных болезней и реакций неспецифического иммунитета: | |||
- определить группу крови по системе АВО; | + | + | + |
- определить рузус-фактор; | + | + | + |
- прямая проба Кумбса; | + | + | + |
- непрямая проба Кумбса; | + | + | + |
- определить антилейкоцитарные антитела (лейколизины, лейкоагглютинины); | - | - | + |
- определить антитромбоцитарные антитела (тромбоцитолизины); | - | - | + |
серологические исследования для диагностики сифилиса; серологические реакции: | |||
- агглютинация на стекле; | + | + | + |
- развернутая агглютинация; | + | + | + |
- пассивная агглютинация; | + | + | + |
- торможение агглютинации; | +- | + | + |
- преципетация (кольцепреципетация и преципетация в геле); | + | + | + |
- связывание комплемента; | +- | + | + |
- прямая и непрямая РИФ; | - | +- | + |
- ИФА; | - | +- | + |
- ПЦР; | - | +- | + |
клиническая иммунология: | |||
- определить количество Т- и В-лимфоцитов в периферической крови; | +- | +- | + |
- определить концентрацию различных классов иммуноглобулинов; | +- | +- | + |
- определить фагоцитарную активность лейкоцитов; | +- | +- | + |
- определить комплементарную активность сыворотки крови; | + | + | + |
- определить ревматоидный фактор в сыворотке крови; | +- | +- | + |
- определить антитела в ДНК; | +- | + | + |
- определить антинуклеарный фактор; | +- | + | + |
- определить циркулирующие иммунные комплексы; | +- | + | + |
- определить альфа-фетопротеин; | +- | + | + |
- определить активность анти-О-стрептолизина в сыворотке крови; | + | + | + |
- определить активность антигиалуронидазы в сыворотке крови; | + | + | + |
- маркеры опухолей (иммунофлуоресцентный, иммунолюминисцентный анализ и др.). | - | - | + |
По медико-генетическим исследованиям: | |||
- провести диагностику по половому хроматину; | +- | + | + |
- определить Х и Y хромосомы; | - | +- | + |
- исследовать кариотип; | - | - | + |
- культивировать лимфоциты и приготовить препараты культуры лимфоцитов для хромосомного анализа; | - | +- | + |
- приготовить хромосомные препараты; | - | +- | + |
- окрасить хромосомный препарат с помощью рутинной и дифференцированной окраски; | + | + | + |
- уметь проводить скрининг-тестирование (в зависимости от метода, применяемого в лаборатории). | - | +- | + |
Начальник Управления организации
медицинской помощи населению
А.И.ВЯЛКОВ
Приложение 21 Аттестационные требования к медицинскому лабораторному технику
Приложение 21
Утверждены
Приказом Минздрава России
от 25 декабря 1997 г. N 380
АТТЕСТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МЕДИЦИНСКОМУ ЛАБОРАТОРНОМУ ТЕХНИКУ
вторая катег. | первая катег. | высшая катег. | |
1. Общие знания: | |||
- Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде; | + | + | + |
- основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; | + | + | + |
- организацию лабораторной службы в стране, ее задачи, структуру и и перспективы развития; | + | + | + |
- основы медицинской статистики, учета и анализа основных клинико-диагностических показателей; | + | + | + |
- основные требования к организации делопроизводства в клинико-диагностической лаборатории; | + | + | + |
- современные методы лабораторной диагностики; | +- | + | + |
- виды и принципы мониторинга качества лабораторных исследований; | - | +- | + |
- причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа; | + | + | + |
- основы техники безопасности при работе в клинико-диагностической лаборатории; | + | + | + |
- инструктивные материалы по соблюдению правил | санитарно-противоэпидемического режима в клинико-диагностической лаборатории;+ | + | + |
- Устав и Правила внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения, должностные инструкции клинико-диагностической лаборатории; | + | + | + |
- правила подготовки пациента для различных лабораторных исследований. | + | + | + |
2. Специальные знания: | |||
- основы анатомии и физиологии; | + | + | + |
- структура и функции органов кроветворения, нервной ткани, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной, половой и других систем, строение и функции желез, серозных оболочек, кожи; | + | + | + |
- структура и функции клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биожидкостей; | + | + | + |
- сущность типовых патологических процессов на клеточном, тканевом, системном уровнях; | - | - | + |
- лабораторные показатели функционирования человеческого организма в условиях нормы и возрастном аспекте; | + | + | + |
- общие закономерности возникновения, развития и течения патологических процессов и основных заболеваний человека; | - | - | + |
- клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний и состояния здоровья человека; | + | + | + |
- основы функционирования здорового организма и факторы риска; | + | + | + |
- основные принципы взаимодействия организма человека с окружающей средой; | + | + | + |
- правила и способы получения биоматериала для лабораторных исследований; | + | + | + |
- основы лабораторной диагностики основных заболеваний системы крови, системы дыхания, мочеполовой системы, системы пищеварения, печени и желчных путей, соединительной ткани, онкологических заболеваний, ВИЧ-инфекций; | - | + | + |
- основы комплексного подхода к лабораторному обследованию больного; | - | - | + |
- правила приготовления реактивов; | + | + | + |
- организация внутри- и межлабораторного контроля качества лабораторных исследований; | - | - | + |
По гематологическим исследованиям: | |||
- теорию кроветворения (кинетику клеток гемопоэза, функции, место пребывания в организме; | + | + | + |
- морфологию клеток гемопоэза в норме; | + | + | + |
- понятия эритроцитоз и эритропения, лейкоцитоз и лейкопения, тромбоцитоз и тромбоцитопения; | + | + | + |
- изменения показателей гемограммы при реактивных состояниях; | - | + | + |
- причины и лабораторные признаки внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза; | - | + | + |
- особенности изменения гемограммы при заболеваниях органов кроветворения (анемиях, лейкозах, геморрагических диатезах и др. заболеваниях); | - | + | + |
- основные принципы цитохимического анализа, диагностическое значение; | - | - | + |
- морфологические особенности эритроцитов при различных анемиях. | - | + | + |
По общеклиническим исследованиям: | |||
- значение лабораторных показателей при исследовании мокроты (физические свойсва, морфология форменных элементов) для диагностики заболеваний дыхательных путей; | + | + | + |
- основные методы и диагностическое значение исследования физических, | химических показателей мочи;+ | + | + |
- морфология клеточных и других элементов мочи; | + | + | + |
- основные методы и диагностическое значение определения физических и химических показателей кала; | - | + | + |
- форменные элементы кала, их выявление; | + | + | + |
- изменение копрологического анализа при наиболее частой патологии органов пищеварительной системы; | - | + | + |
- физико-химический и морфологический состав содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки; | + | + | + |
- изменения состава содержимого желудка и | двенадцатиперстной кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы;+ | + | + |
- ликвор и выпотные жидкости - морфологический состав, физико-химические свойства, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и др.; | + | + | + |
- морфология и клеточный состав отделяемого женских и мужских половых органов; | - | + | + |
- основные характеристики эпителия кожи, волос, ногтей и их изменения при различных патологических процессах. | - | + | + |
По цитологическим исследованиям: | |||
- правила взятия и обработки материала для | цитологических исследований;+ | + | + |
- морфологическую картину воспалительного процесса, грануломатозной и грануляционной тканей. | - | + | + |
По биохимическим исследованиям: | |||
- понятие о гомеостазе, биохимические механизмы сохранения (поддержания) гомеостаза; | + | + | + |
- нормальная физиология обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния; | + | + | + |
- причины и виды патологии обменных процессов в организме; | - | - | + |
- система гемостаза; | - | + | + |
- лабораторные показатели нарушения обмена веществ при | наиболее часто встречающихся заболеваниях;- | - | + |
- основные методы исследования обмена веществ, гормонов, ферментов, системы гемостаза и др. | + | + | + |
По паразитологическим исследованиям: | |||
- основные морфологические характеристики гельминтов; | + | + | + |
- морфологические различия видов гельминтов и их яиц; | + | + | + |
- паразиты малярии, виды, стадии развития; | + | + | + |
- морфология малярийных паразитов; | + | + | + |
- простейшие - вид, стадии развития, морфология; | + | + | + |
- заболевания, вызванные простейшими; | - | + | + |
- правила приготовления препаратов для исследования | морфологии паразитов.+ | + | + |
По иммунологическим исследованиям: | |||
- учение об иммунитете, виды иммунитета; | + | + | + |
- иммунная система, иммунокомпетентные клетки и их функции; | + | + | + |
- антигены: виды, характеристика; | + | + | + |
- иммуноглобулины (антитела), классификация, структура и функции; | + | + | + |
- взаимодействие антиген-антитело; | + | + | + |
- неспецифические факторы иммунной реактивности организма, фагоцитарная система, система комплемента, интерфероны и др.; | + | + | + |
- возрастные особенности иммунного статуса; | - | + | + |
- иммунодефицитные состояния; | - | + | + |
- иммунологическая система при инфекциях, опухолях, лимфопролиферативных процессах, заболеваниях соединительной ткани; | - | - | + |
- аллергия и атопические заболевания; | - | + | + |
- изоантигены системы крови; | - | - | + |
- изоиммунизация и аутоиммунизация, конфликты матери и плода, иммунные и аутоиммунные заболевания. | - | - | + |
По медико-генетическим исследованиям: | |||
- предмет и задачи медицинской генетики; | + | + | + |
- понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью; | + | + | + |
- генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности; | - | - | + |
- гены и признаки; | - | - | + |
- изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутогенные факторы; | - | - | + |
3. Знания по смежным и сопутствующим дисциплинам: | |||
- основные принципы биомедицинской этики и деонтологии, этические особенности поведения сотрудника клинико-диагностической лаборатории, основные этические проблемы при проведении клинических лабораторных исследований; | + | + | + |
- представление о биосфере как системе, ее свойствах, динамике и перспективах развития; | + | + | + |
- механизмы функционирования природных экосистем; | + | + | + |
- принципы формирования здорового образа жизни и | профилактики заболеваний в разные возрастные периоды;+ | + | + |
- представление о гигиене как основе профилактичекой медицины; | + | + | + |
- общие принципы фармакокинетики и фармакодинамики основных лекарственных средств; | - | + | + |
- побочные действия основных групп лекарственных средств и изменения результатов лабораторных исследований; | - | + | + |
- представление о видах катастроф, их причинах и последствиях; | + | + | + |
- представление о наиболее распространенных патологических процессах в организме при различных катастрофах; | + | + | + |
- общие принципы оказания неотложной помощи при несчастных случаях; | + | + | + |
- представление о типах ЭВМ, основных операционных системах, текстовых редакторах, базах данных. | + | + | + |
4. Умения: | |||
- взять биологический материал для лабораторного исследования; | + | + | + |
- организовать рабочее место для выполнения лабораторных исследований; | + | + | + |
- организовать работу младшего персонала в клинико-диагностической лаборатории; | + | + | + |
- подготовить лабораторную посуду, инструментарий и оборудование для | проведения лабораторного анализа;+ | + | + |
- провести стерилизацию лабораторной посуды и инструментария; | + | + | + |
- провести дезинфекцию биоматериала; | + | + | + |
- прием, маркировка и регистрация поступившего в лабораторию биоматериала, хранение; | + | + | + |
- регистрировать проведенные исследования; | + | + | + |
- вести учетно-отчетную документацию; | + | + | + |
- пользоваться лабораторной аппаратурой при выполнении лабораторных исследований и подготовительных мероприятий; | + | + | + |
- пользоваться методами статистической обработки исследований для оценки | качества лабораторных анализов;- | - | + |
- проводить внутрилабораторный и межлабораторный контроль качества лабораторных исследований; | - | - | + |
- на основании результатов анализа дать качественную и количественную оценку объекта исследований; | - | - | + |
- дифференцировать нормальные и патологические показатели результатов лабораторного исследования; | - | + | + |
- по результатам анализа выявлять признаки типовых патологических процессов в органах и тканях; | - | - | + |
- строить калибровочные графики; | + | + | + |
- приготовить, зафиксировать и окрасить препараты для исследования | клеточных элементов;+ | + | + |
- отобрать материал для микроскопического исследования; | + | + | + |
- оказывать первую помощь при несчастных случаях; | + | + | + |
- работать на ЭВМ на уровне пользователя; | + | + | + |
- владеть техникой микроскопирования: световая микроскопия, поляризационная микроскопия, фазово-контрастная микроскопия, флуоресцентная микроскопия. | - | + | + |
По гематологическим исследованиям: | |||
- взять капиллярную кровь для лабораторного исследования; | + | + | + |
- произвести исследование клинического анализа крови (определение | гемоглобина, гематокритной величины, СОЭ, количества эритроцитов и лейкоцитов, подсчет лейкоцитарной формулы);+ | + | + |
- определить осмотическую резистентность эритроцитов; | + | + | + |
- подсчитать эритроциты с базофильной зернистостью; | - | + | + |
- приготовить, зафиксировать, окрасить мазки крови для подсчета лейкоцитарной формулы; | + | + | + |
- дифференцировать нормальные, морфологически измененные и патологические клетки крови при подсчете лейкоцитарной формулы; | - | + | + |
- приготовить лейкоконцентрат; | + | + | + |
- приготовить препараты крови для исследования на малярийные паразиты; | + | + | + |
- исследовать кровь на малярийных паразитов; | - | + | + |
- приготовить препараты для цитохимического исследования клеток циркулирующей крови и костного мозга; | + | + | + |
- определить активность ферментов в клетках циркулирующей крови; | - | - | + |
- определить липиды в клетках циркулирующей крови; | - | - | + |
- определить вязкость крови. | + | + | + |
По общеклиническим исследованиям: исследование мочи: | |||
- определить физические и химические свойства; | + | + | + |
- определить химические показатели мочи (белок, глюкоза, билирубин, | уробилиноиды, кетоновые тела и др.);+ | + | + |
- провести пробу по Зимницкому; | + | + | + |
- подготовить препараты для микроскопического исследования; | + | + | + |
- микроскопическое исследование осадка; | + | - | + |
- подсчитать количество форменных элементов осадка; | + | + | + |
исследование желудочной секреции: | |||
- определить физические свойства; | + | + | + |
- произвести химическое исследование (кислотность, активность пепсина, молочную кислоту); | + | + | + |
- приготовить препараты для микроскопического исследования; | + | + | + |
- микроскопическое исследование желудочного содержимого; | - | - | + |
исследование дуоденального содержимого: | |||
- определить количество, цвет, прозрачность, наличие хлопьев; | + | + | + |
- подготовить препараты для микроскопического исследования; | + | + | + |
- микроскопическое исследование; | + | + | + |
исследование кала: | |||
- определить физические и химические свойства (в том числе кровь, белок, стеркобилин, уробилин); | + | + | + |
- приготовить препараты для микроскопического исследования; | + | + | + |
- микроскопическое исследование; | + | + | + |
- обнаружить яйца гельминтов; | + | + | + |
- обнаружить простейшие; | - | + | + |
- обнаружить личинки гельминтов; | + | + | + |
исследование спинномозговой жидкости: | |||
- определить цвет, прозрачность, фибринозную пленку; | + | + | + |
- обнаружить и определить белок; | + | + | + |
- определить количество форменных элементов (цитоз); | + | + | + |
- дифференцировать клеточные элементы в нативных и окрашенных препаратах; | - | - | + |
исследование экссудатов и транссудатов: | |||
- определить количество, характер, цвет, прозрачность, относительную плотность; | + | + | + |
- обнаружить и определить белок; | + | + | + |
- приготовить препараты для микроскопического исследования; | + | + | + |
- микроскопическое исследование; | - | + | + |
исследование мокроты: | |||
- определить физические свойства; | + | + | + |
- приготовить препараты для микроскопического исследования; | + | + | + |
- микроскопическое исследование; | - | + | + |
- приготовить препараты и обнаружить гемосидерин; | - | + | + |
- приготовить окрашенные препараты для обнаружения микобактерий туберкулеза; | + | + | + |
- обнаружить микобактерии туберкулеза; | - | - | + |
исследование отделяемого из половых органов: | |||
- окрасить препараты для микроскопического исследования; | + | + | + |
- определить степень чистоты влагалищного содержимого; | - | + | + |
- обнаружить трихомонады и гонококки; | - | + | + |
- определить гормональный профиль; | - | - | + |
- исследовать секрет простаты; | - | + | + |
- определить цвет, количество, запах, вязкость, рН эякулята; | - | + | + |
- приготовить препараты для микроскопического исследования эякулята; | - | + | + |
- определить подвижность сперматозоидов; | - | - | + |
исследование при грибковых поражениях: | |||
- приготовить препараты для микроскопического исследования из кожи, волос и ногтей; | + | + | + |
- идентифицировать элементы в препаратах кожи, волос, ногтей. | - | - | + |
По цитологическим исследованиям: | |||
- приготовить стекла, фиксаторы, красители; | + | + | + |
- окрасить цитологические препараты; | + | + | + |
- цитохимическое исследование цитологического материала: (PAS-реакция, липиды, ферменты); | + | + | + |
- отбор доставленного материала, приготовление и окраска препаратов для цитологического исследования (пунктаты из опухолей различной локализации, транссудаты, экссудаты, секреты, экскреты, мокрота, соскобы с поверхности эрозий, язв, ран, свищей, материал гинекологических осмотров, материал, полученный при эндоскопических исследоваиях и др.); | + | + | + |
- микроскопическое исследование материала, полученного при гинекологических профилактических осмотрах (скрининг). | + | + | + |
биохимические исследования: | |||
- определить показатели белкового обмена (общий белок, белковые фракции, мочевину, мочевую кислоту, креатинин и др.); | + | + | + |
- определить показатели липидного обмена (липопротеиды, фракции липопротеидов, холестерин, фосфолипиды и др.); | + | + | + |
- показатели углеводного обмена; | + | + | + |
- определить белки острой фазы воспаления (серомукоид, сиаловые кислоты, С-реактивный белок); | + | + | + |
- определить показатели минерального обмена в плазме крови, моче (натрий, калий, хлориды, кальций, железо и др.); | + | + | + |
- показатели кислотно-основного равновесия (КОР) крови; | + | + | + |
- определить активность ферментов в сыворотке крови и моче (аспартатамино-трансферазы, аланинаминотрансферазы, креатинкиназы, лактатдегидрогеназы, липазы, кислой и щелочной фосфатазы и др.); | + | + | + |
- определить показатели гормонального профиля: 17-кетостероидов в моче, 17-оксикортикостероидов и др.; | + | + | + |
показатели состояния гемостаза: | |||
- определить активированное время рекальцификации плазмы (разными | методами);+ | + | + |
- определить протромбиновое время (тромбопластиновое) разными методами; | + | + | + |
- определить содержание фибриногена в плазме крови; | + | + | + |
- определить растворимые комплексы фибриномономеров (РКФМ) или другие паракоагуляционные тесты; | - | - | + |
- определить тромбиновое время (ТВ) с протаминсульфатом и рептилазное время; | - | - | + |
- определить фибринолитическую активность плазмы; | - | + | + |
- определить плазменные факторы; | + | + | + |
- определить толерантность плазмы к гепарину или определить антитромбин III; | + | + | + |
- определить время кровотечения; | + | + | + |
- определить время свертывания цельной крови; | + | + | + |
- определить степень ретракции кровяного сгустка или определить степень ретракции плазменного сгустка; | + | + | + |
- аутокоагуляционный тест. | - | + | + |
По паразитологическим исследованиям: | |||
- различать на препаратах представителей класса членистоногих; | - | + | + |
- идентифицировать чесоточного зудня в соскобе кожи; | - | + | + |
- идентифицировать малярийных паразитов в препаратах крови; | - | - | + |
- идентифицировать яйца гельминтов и личинок гельминтов в кале. | + | + | + |
По иммунологическим исследованиям: | |||
иммунологические исследования для диагностики неинфекционных болезней и реакций неспецифического иммунитета: | |||
- определить группу крови по системе АВО; | + | + | + |
- определить рузус-фактор; | + | + | + |
- прямая проба Кумбса; | - | + | + |
- непрямая проба Кумбса; | - | + | + |
- определить антилейкоцитарные антитела (лейколизины, лейкоагглютинины); | - | - | + |
- определить антитромбоцитарные антитела (тромбоцитолизины); | - | - | + |
серологические исследования для диагностики сифилиса; серологические реакции: | |||
- агглютинация на стекле; | + | + | + |
- развернутая агглютинация; | - | + | + |
- пассивная агглютинация; | - | + | + |
- торможение агглютинации; | - | - | + |
- преципетация (кольцепреципетация и преципетация в геле); | - | + | + |
- связывание комплемента; | - | - | + |
клиническая иммунология: | |||
- определить количество Т- и В-лимфоцитов в периферической крови; | + | + | +- |
- определить концентрацию различных классов иммуноглобулинов; | + | + | +- |
- определить фагоцитарную активность лейкоцитов; | + | + | + |
- определить комплементарную активность сыворотки крови; | - | - | - |
- определить С-реактивный белок; | + | + | + |
- определить ревматоидный фактор в сыворотке крови; | + | + | + |
- определить антитела в ДНК; | - | - | + |
- определить антинуклеарный фактор; | - | + | + |
- определить циркулирующие иммунные комплексы; | - | - | + |
- определить альфа-фетопротеин; | - | - | + |
- определить активность анти-О-стрептолизина в сыворотке крови; | + | + | + |
- определить активность антигиалуронидазы в сыворотке крови. | + | + | + |
Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению
А.И.ВЯЛКОВ