Приказ от 25.12.1997 N 380 "О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации" стр. 36

К БИОЛОГУ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ НА 2-Ю, 1-Ю И ВЫСШУЮ
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КАТЕГОРИИ
В соответствии с требованиями специальности биолог должен ЗНАТЬ и УМЕТЬ:
вторая катег.
первая катег.
высшая катег.
1. Общие знания:
- основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
+
+
+
- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения, правовые вопросы;
-
-
+
- основы медицинской статистики, учета и анализа основных клинико-диагностических показателей;
+
+
+
- основы медицинского страхования и деятельности клинико-диагностических лабораторий в условиях бюджетно-страховой медицины;
-
-
+
- основы анатомии и физиологии человека, особенности, соответствующие полу и возрасту;
+
+
+
- основы и клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний;
+
+
+
- основы первичной профилактики заболеваний и санитарно-просветительной работы;
+
+
+
- основы международной классификации болезней;
-
+
+
- современные направления развития медицины.
-
+
+
2. Специальные знания:
- директивные документы, определяющие деятельность лабораторной службы;
+
+
+
- система организации лабораторной службы в стране, задачи и ее структура;
-
+
+
- организация работы лабораторий, обслуживающих отделения реанимации, службы крови, кожно-венерологических, онкологических, туберкулезных и др. диспансеров;
-
-
+
- основные принципы работы централизованной лаборатории, в том числе медицинских диагностических центров;
-
+
+
- основы первичной профилактики заболеваний и санитарно-просветительной работы;
+
+
+
- положение об аккредитации клинико-диагностических лабораторий;
-
+
+
- основы техники безопасности в клинико-диагностических лабораториях;
+
+
+
- современные методы лабораторной диагностики;
+
+
+
- краткие сведения о структуре и функциях органов кроветворения нервной ткани, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной, половой и других систем; строении и функциях желез внутренней секреции, серозных оболочек, опорно-двигательного аппарата, кожи;
+
+
+
- структура и функции клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биожидкостей;
+
+
+
- правила и способы получения биоматериала для морфологических,биохимических, генетических, иммунологических, бактериологических,серологических и других исследований;
+
+
+
- приготовление, фиксация и окраска препаратов для морфологического исследования;
+
+
+
- консервирование и хранение биоматериалов;
+
+
+
- краткие сведения о лабораторной диагностике основных заболеваний системы кровообращения, кроветворения, дыхания, мочеполовой системы, системы пищеварения, печени и желчных путей, опорно-двигательной системы, соединительной ткани, мышечной ткани, эндокринной системы;
+
+
+
- изменение лабораторных показателей под влиянием лечения;
-
+
+
- влияние физической нагрузки, пищи, алкоголя, медицинских процедур и др. на результаты лабораторных исследований;
-
+
+
- лабораторная диагностика неотложных состояний (инфаркт миокарда, инсульт, черепно-мозговая травма, "острый живот", внематочная беременность, гипогликемическая и диабетическая кома, сепсис, геморрагический, трансфузионный, анафилактический шок, острые аллергические реакции и др.);
+
+
+
- лабораторная диагностика инфекционных и паразитарных болезней;
-
+
+
- лабораторная диагностика онкологических заболеваний;
-
+
+
- диагностика ВИЧ-инфекций;
+
+
+
- влияние биологических факторов (возраст, пол, дневные ритмы, месячные циклы, сезонные вариации и др.) на результаты лабораторных исследований;
+
+
+
- принципы и методы лабораторного контроля за концентрацией лекарственных средств в организме больных;
-
-
+
- организация внутри- и межлабораторного контроля качества лабораторных исследований;
-
+
+
По гематологическим исследованиям:
- теорию кроветворения (кинетику клеток гемопоэза, функции, место пребывания в организме);
+
+
+
- понятия эффективный, неэффективный эритропоэз, нейтропоэз;
+
+
+
- морфология клеток гемопоэза в норме;
+
+
+
- понятия эритроцитоз и эритроцитопения, лейкоцитоз и лейкоцитопения, тромбоцитоз и тромбоцитопения;
+
+
+
- изменение показателей гемограммы и миелограммы при реактивных состояниях;
+
+
+
- основные клинические и лабораторные признаки внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза и заболеваний, сопровождающихся гемолизом;
+
+
+
- понятие об апоптозе, некрозе;
-
+
+
- особенности изменения гемограммы, миелограммы и лимфоцитограммы при заболеваниях органов кроветворения (анемиях, лейкозах, геморрагических диатезах, и др. заболеваниях);
+
+
+
- понятие о миелоидной дисплазии;
-
+
+
- основные и дополнительные лабораторные исследования, необходимые в дифференциальной диагностике заболеваний органов кроветворения;
+
+
+
- основные принципы цитохимического и иммунологического анализа.
-
+
+
По общеклиническим исследованиям:
- морфологию клеточных и других элементов в мокроте;
+
+
+
- особенности характера мокроты при различных инфекционно-воспалительных, аллергических, паразитарных заболеваниях легких;
+
+
+
- морфология клеточных и др. элементов мочи;
+
+
+
- мочевые синдромы и их значение в диагностике заболеваний органов мочевой системы;
+
+
+
- основные методы определения физических и химических показателей мочи;
+
+
+
- изменения анализа мочи при наиболее часто встречающихся заболеваниях почек и мочевого пузыря;
+
+
+
- элементы кала, копрограмма;
+
+
+
- копрологические синдромы и их значение в диагностике заболеваний пищеварительной системы, печени, поджелудочной железы;
+
+
+
- основные методы определения физических и химических показателей кала;
+
+
+
- изменения копрологического анализа при наиболее частой патологии органов пищеварительной системы;
+
+
+
- физико-химический и морфологический состав содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки;
+
+
+
- изменения состава содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы;
+
+
+
- ликвор и выпотные жидкости - морфологический состав, физико-химические свойства, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травме и др.;
+
+
+
- морфология и клеточный состав отделяемого женских и мужских половых органов, цитограмма при различных заболеваниях;
+
+
+
- понятие о бактериальных вагинозах;
-
+
+
- гормональная цитология;
-
+
+
- основные характеристики эпителия кожи, волос, ногтей и их изменение при различных патологических процессах.
+
+
+
По цитологическим исследованиям:
- клетка, ткани. Краткие сведения об особенностях строения, функции и эмбриогенезе различных тканей;
+
+
+
- рост, развитие и клинические признаки опухолей различных локализаций;
+
+
+
- классификации опухолей;
+
+
+
- морфологическую картину острого и хронического воспалительного процесса, в том числе гранулематозного;
+
+
+
- основные признаки пролиферации, гиперплазии, метаплазии и других фоновых процессов.
+
+
+
По биохимическим исследованиям:
- понятие о гомеостазе, биохимические механизмы сохранения (поддержания) гомеостаза;
+
+
+
- нормальная физиология и патология обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния, система гемостаза и др.;
+
+
+
- лабораторные показатели нарушения обмена веществ при наиболее часто встречающихся заболеваниях;
+
+
+
- основные методы исследования обмена веществ, гормонов, ферментов, системы гемостаза и др.
+
+
+
По паразитологическим исследованиям:
- способы взятия, доставки, сохранения материала для паразитологических исследований;
+
+
+
- основные методы паразитологических исследований крови, фекалий, дуоденального содержимого, желчи, мочи, мокроты;
+
+
+
- специальные методы паразитологических исследований (окраска фиксированных препаратов фекалий, исследование ликвора и др.);
-
-
+
- основные морфологические характеристики гельминтов;
+
+
+
- количественные методы паразитологических исследований;
-
+
+
- основные морфологические характеристики и дифференциальная диагностика гельминтов (взрослых особей, яиц, личинок), заболевания, вызываемые ими;
+
+
+
- основные морфологические характеристики и дифференциальная диагностика простейших кишечника и заболевания, вызываемые ими;
+
+
+
- морфология малярийных паразитов в тонком мазке и толстой капле крови;
+
+
+
- морфология возбудителей тропических и редких паразитозов (филярии,лейшмании,трипаносомы, циклоспоры, изоспоры, акантамебы неглерии и пр.) и заболевания, вызываемые ими;
-
-
+
- морфология возбудителей грибковых заболеваний;
-
+
+
- морфология возбудителей венерических заболеваний.
+
+
+
По иммунологическим исследованиям:
- учение об иммунитете, виды иммунитета;
+
+
+
- функциональная организация иммунной системы;
+
+
+
- неспецифические факторы иммунной реактивности организма;
+
+
+
- фагоцитарная система;
+
+
+
- естественные киллерные клетки, происхождение, свойства, механизмы активации, иммунобиологическая функция в норме и патологии;
+
+
+
- гуморальные антиген-неспецифические факторы иммунной защиты;
+
+
+
- структура и функция лимфоидной системы;
+
+
+
- Т- и В-клеточные системы иммунитета;
+
+
+
- антигены и иммуногены;
+
+
+
- иммуноглобулины (антитела);
+
+
+
- клиническое применение иммуноглобулинов;
-
+
+
- иммуногенетика и молекулярные основы иммунного ответа;
-
+
+
- гормоны и цитокины иммунной системы;
+
+
+
- физиология и регуляция иммунной системы;
+
+
+
- иммунологическая толерантность и аутоиммунитет;
+
+
+
- методы исследования клеточных и гуморальных факторов иммунной системы;
+
+
+
- клиническое значение исследования содержания и функциональной активности гранулоцитов, моноцитов крови, естественных киллеров и Тк-лимфоцитов;
-
+
+
- клиническое значение исследования содержания и функциональной активности неспецифических гуморальных факторов: белков системы комплемента, лизоцима, острофазных белков;
-
+
+
- клиническое значение исследования содержания и функциональной активности Т-, В-лимфоцитов и их субпопуляций;
-
+
+
- клиническое значение исследования содержания иммуноглобулинов разных классов и субклассов;
+
+
+
- механизмы протективного иммунитета при различных инфекционных заболеваниях;
-
+
+
- иммунотропность инфекционных агентов и инфекции иммунной системы;
-
-
+
- иммунодиагностика инфекционных болезней;
+
+
+
- лабораторно-клинические исследования в прогнозировании характера течения инфекционных заболеваний;
-
+
+
- иммунитет при пересадке органов и тканей;
-
+
+
- наследственные (первичные) и приобретенные (вторичные) иммунодефицитные состояния;
-
+
+
- принципы лабораторной диагностики иммунодефицитов;
+
+
+
- антигенные системы эритроцитов человека (АВО и др. системы);
+
+
+
- иммунологический конфликт матери и плода по антигенам клеток крови;
-
+
+
- иммунные и аутоиммунные гемолитические анемии (прямая и непрямая пробы Кумбса и др. методы);
-
+
+
- антигены лейкоцитов человека;
-
+
+
- антилейкоцитарные антитела и их роль в патологии (осложнения при переливании крови, лейкопении, нейтропении новорожденных);
-
+
+
- аллергические заболевания, иммунодиагностика аллергических реакций немедленного типа;
+
+
+
- иммунодиагностика аллергических реакций замедленного типа;
-
-
+
- иммунодиагностика системных заболеваний соединительной ткани;
-
-
+
- иммунодиагностика аутоиммунных заболеваний эндокринной системы;
+
+
+
- иммунная система при опухолевых заболеваниях и их иммунодиагностика;
-
+
+
- изменение иммунореактивности онкологических больных;
-
-
+
- неоплазмы иммунной системы;
-
-
+
- иммунодиагностика моноклональных гаммапатий;
-
+
+
- иммунология болезней нервной системы и иммунологические методы их исследования;
-
+
+
- организация работы иммунологических лабораторий;
-
-
+
- современное техническое оборудование для выполнения тестов;
-
-
+
По медико-генетическим исследованиям:
- предмет и задачи медицинской генетики;
+
+
+
- понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью;
+
+
+
- роль нуклеиновых кислот в хранении и реализации генетической информации;
-
+
+
- генетический код: основные характеристики, этапы расшифровки;
-
+
+
- генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности: роль ядра и цитоплазмы, хромосомы и хромосомный набор, структурно-функциональная организация хромосом, структурные перестройки хромосом, их типы и хромосомный дисбаланс;
-
+
+
- гены и признаки: законы передачи наследственных признаков (гомо- игетерозиготность), генотип и фенотип;
+
+
+
- основные типы наследования;
+
+
+
- иммуногенетические взаимоотношения макрои микроорганизма;
-
+
+
- изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутагенные факторы;
-
-
+
- методы диагностики наследственных болезней: цитогенетические, морфологические, биохимические, пренатальные;
+
+
+
- выявление наследственной патологии новорожденных;
+
+
+
- медико-генетическое консультирование (лабораторное исследование, определение генетического риска).
-
+
+
3. Знания смежных и сопутствующих дисциплин
- современные методы обследования больного;
+
+
+
- основы первичной реанимации;
+
+
+
- основы дозиметрии ионизирующих излучений;
+
+
+
- основные источники облучения человека, основы радиационной безопасности, гигиенического нормирования радиационного фактора;
-
+
+
4. Умения:
- оказать помощь на догоспитальном этапе при механической асфиксии, утоплении, поражении электрическим током;
+
+
+
- сформулировать лабораторный диагноз с выделением характерныхпоказателей и сопутствующих изменений;
-
+
+
- владеть методом статистического анализа;
-
+
+
- владеть навыками проведения внутрилабораторного и межлабораторного контроля качества лабораторных исследований;
-
+
+
- провести анализ работы лаборатории, определить способы ее улучшения;
-
-
+
- на основе анализа статистических показателей определить перечень организационных мероприятий и разработать меры по их выполнению для улучшения диагностического процесса;
-
+
+
- организовать рабочее место для проведения морфологических (цитологических), биохимических, иммунологических, генетических и другихисследований;
+
+
+
- организовать работу среднего медицинского персонала;
+
+
+
- провести лабораторное обследование больных с помощью экспресс-методов (при отравлениях, массовых поражениях, катастрофах, авариях);
+
+
+
- отобрать материал для микроскопического исследования;
+
+
+
- приготовить, зафиксировать и окрасить препарат для исследования клеточных элементов;
+
+
+
- отобрать и обработать биоматериал для биохимического исследования;
+
+
+
- работать с контрольным материалом (сывороткой, клеточной суспензией, мазками и др.);
+
+
+
- оценить результаты исследования;
+
+
+
- оформить документацию, предусмотренную директивными документами МЗ РФ;
+
+
+
- работать на анализаторах, имеющихся в лаборатории.
+
+
+
По гематологическим исследованиям:
- идентифицировать клеточные элементы периферической крови, костного мозга, лимфатического узла;
+
+
+
- провести морфологическую, цитохимическую дифференциальную диагностику острых лейкозов;
-
+
+
- провести морфологическую, дифференциальную диагностику хронических лейкозов;
-
+
+
- характеризовать стадии хронических лейкозов и динамику гематологических изменений;
-
+
+
- провести морфологическую дифференциальную диагностику парапротеинемических гемобластозов и их иммунохимическую идентификацию;
-
+
+
- дифференцировать различные формы анемий по лабораторным показателям;
+
+
+
- интерпретировать динамику лабораторных показателей в различные стадии болезни;
-
+
+
- диагностировать агранулоцитоз по гематологическим показателям;
+
+
+
- интерпретировать динамику лабораторных показателей периферической крови и костного мозга при агранулоцитозе;
-
+
+
- провести дифференциальную лабораторную диагностику геморрагических диатезов;
-
+
+
- оценить изменения периферической крови и костного мозга при миелоидной дисплазии;
-
-
+
- дифференцировать LE-клетки;
+
+
+
- идентифицировать лабораторные показатели при гистиоцитозах.
-
-
+
По общеклиническим исследованиям:
- идентифицировать клеточные и другие элементы в мокроте, моче, желудочном и дуоденальном содержимом, ликворе, экссудатах, транссудатах, отделяемом половых органов, коже, волосах, ногтях, соскобах и другом биоматериале;
+
+
+
- оценить лабораторные показатели при заболеваниях легких, пищеварительной системы, органов мочевыделительной и половой системы, поражениях серозных оболочек;
-
+
+
- определять клинико-диагностическое значение лабораторных показателей.
+
+
+
По цитологическим исследованиям:
- выявлять клеточные элементы острого и хронического воспалительного процесса, в том числе гранулематозного, элементы грануляционной ткани;
+
+
+
- дифференцировать пролиферацию, гиперплазию, метаплазию и другие фоновые процессы;
+
+
+
- цитохимические исследования цитологического материала (PAS-реакция, липиды, ферменты);
-
-
-
- отбор доставленного материала, приготовление и окраска препаратов для цитологического исследования (пунктаты из опухолей различной локализации, транссудаты, экссудаты, секреты, экскреты, мокрота, соскобы с поверхности эрозий, язв, ран, свищей, материал гинекологических профилактических осмотров, материал, полученный при эндоскопических исследованиях и др.);
+
+
+
- микроскопическое исследование материала, полученного при гинекологических профилактических осмотрах (скрининг),
+
+
+
По клинической биохимии:
- приготовить биоматериал для исследования;
+
+
+
- приготовить реактивы;
+
+
+
- обработать химическую посуду;
+
+
+
- проводить доступную очистку вещества;
+
+
+
- строить калибровочные кривые;
+
+
+
- проводить биохимические исследования;
+
+
+
- работать на приборах, которыми оснащена лаборатория;
+
+
+
- подобрать соответствующие реактивы для методов клинической биохимии, адаптировать реактивы для используемой аппаратуры;
-
+
+
- производить необходимые расчеты;
+
+
+
- владеть методами исследования обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния, системы гемостаза и др.;
+
+
+
- определить последовательность биохимических исследований;
-
+
+
- проводить контроль качества лабораторных исследований;
+
+
+
- владеть методами постановки ориентировочной и расширенной коагулограммы;
-
+
+
- проводить заменные пробы для выявления дефицита факторов;
-
+
+
- выявлять патологию тромбоцитарно-сосудистого, плазменного гемостаза, фибринолиза, антикоагулянтного звена.
-
+
+
По паразитологическим исследованиям:
- дать рекомендации по правилам сбора, доставки, сохранения материала для паразитологических исследований;
+
+
+
- приготовить препараты тонкого мазка и толстой капли с последующей окраской по Романовскому;
+
+
+
- идентифицировать до вида возбудителей малярийных паразитов в тонком мазке и толстой капле крови и определить интенсивность паразитемии;
+
+
+
- исследовать пробы фекалий, желчи, дуоденального содержимого, мочи, мокроты с применением основных паразитологических методов,идентифицировать в них возбудителей гельминтозов, протозоозов;
+
+
+
- исследовать биоматериалы с применением специальных паразитологических методов (окраска фиксированных препаратов фекалий, мокроты, ликвора) и идентифицировать возбудителей паразитозов;
-
-
+
- идентифицировать в исследуемом биоматериале возбудителей тропических и редких паразитов;
-
-
+
- идентифицировать в биоматериале возбудителей венерических заболеваний;
+
+
+
- идентифицировать в биоматериале возбудителей грибковых заболеваний;
-
+
+
По иммунологическим исследованиям:
- определить групповую и резус-принадлежность;
+
+
+
- проводить исследование совместимости крови донора и реципиента при гемотрансфузиях и трансплантациях;
-
+
+
- владеть навыками постановки методов определения клеточного и гуморального иммунитета;
-
+
+
- проводить иммунологическое исследование при бесплодии и патологии беременности, эндокринных расстройствах и заболеваниях, острых и хронических интоксикациях и инфекциях, при онкологических заболеваниях, болезнях сердечно-сосудистой, кроветворной, дыхательной, мочевыделительной систем, органов пищеварения, кожи;
-
-
+
- проводить иммунологические исследования для диагностики болезней иммунной системы: врожденных и приобретенных иммунодефицитов, аутоиммунной патологии, аллергических заболеваний.
-
+
+
По медико-генетическим исследованиям:
- провести диагностику по половому хроматину;
+
+
+
- определить Х и У хромосомы;
+
+
+
- исследовать кариотип;
+
+
+
- культивировать лимфоциты крови для хромосомного анализа;
-
+
+
- приготовить препараты культуры лимфоцитов;
-
+
+
- приготовить хромосомные препараты;
-
+
+
- провести различное специальное окрашивание препаратов;
+
+
+
- провести кариотипирование;
-
+
+
- провести индивидуальную идентификацию хромосом;
-
+
+
- анализировать число и структуру аномалий кариотипа;
+
+
+
- владеть полуколичественными методами диагностики наследственных болезней;
-
-
+
- владеть молекулярно-генетическими методами диагностики;
+
+
+
- владеть физико-химическими методами диагностики наследственных болезней;
+
+
+
- владеть методами пренатальной диагностики наследственных болезней.
-
-
+
5. Манипуляции:
- реанимационные мероприятия (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца);
+
+
+
- промывание желудка через зонд;
+
+
+
- фиксация позвоночника, конечностей при
+
+
+
переломах, травмах;
- остановка кровотечения;
+
+
+
- определение групповой принадлежности крови;
+
+
+
- взятие капиллярной крови для лабораторного анализа;
+
+
+
- взятие венозной крови для анализа.
+
+
+
Начальник Управления организации
медицинской помощи населению
А.И.ВЯЛКОВ

Приложение 20 Аттестационные требования к медицинскому технологу

Приложение 20
Утверждены
Приказом Минздрава России
от 25 декабря 1997 г. N 380
АТТЕСТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МЕДИЦИНСКОМУ ТЕХНОЛОГУ
вторая катег.
первая катег.
высшая катег.
1. Общие знания:
- основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
+
+
+
- организацию лабораторной службы в стране, ее задачи, структуру и перспективы развития;
+-
+
+
- значение лабораторных клинических исследований для сохранения здоровья пациента и диагностики заболеваний;
+
+
+
- основы медицинской статистики, учета и анализа основных клинико-диагностических показателей;
+
+
+
- основные требования к организации делопроизводства в клинико-диагностической лаборатории;
+
+
+
- современные методы лабораторной диагностики;
+-
+
+
- виды и принципы мониторинга качества лабораторных исследований;
+-
+
+
- причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа;
+
+
+
- основы техники безопасности при работе в клинико-диагностической лаборатории;
+
+
+
- инструктивные материалы по соблюдению правил санитарно-противоэпидемического режима в клинико-диагностической лаборатории;
+
+
+
- Устав и Правила внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения, должностные инструкции клинико-диагностической лаборатории;
+
+
+
- основы медицины катастроф.
+
+
+
2. Специальные знания:
- основы анатомии и физиологии;
+
+
+
- структура и функции органов кроветворения, нервной ткани, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной, половой и других систем, строение и функции желез, серозных оболочек, кожи;
+
+
+
- структура и функции клетки, возрастные особенности клеточного составаорганов, тканей и биожидкостей;
+
+
+
- сущность типовых патологических процессов на клеточном, тканевом, системном уровнях;
+-
+
+
- лабораторные показатели функционирования человеческого организма в условиях нормы и возрастном аспекте;
+-
+
+
- общие закономерности возникновения, развития и течения патологических процессов и основных заболеваний человека;
+-
+
+
- основы функционирования здорового организма и факторы риска;
+-
+
+
- основные принципы взаимодействия организма человека с окружающей средой;
+
+
+
- правила и способы получения биоматериала для лабораторных исследований;
+
+
+
- основы лабораторной диагностики основных заболеваний системы крови, системы дыхания, мочеполовой системы, системы пищеварения, печени и желчных путей, соединительной ткани, онкологических заболеваний, ВИЧ-инфекций;
+-
+
+
- основы комплексного подхода к лабораторному обследованию больного;
-
+
+
- правила приготовления реактивов;
+
+
+
- организация внутри- и межлабораторного контроля качества лабораторных исследований;
+-
+-
+
- правила подготовки пациента для различных лабораторных исследований;
+
+
+
- влияние биологических факторов, терапии, пищи и др. на результатылабораторного анализа;
+-
+
+
- значение и методы лабораторного обнаружения лекарственных веществ, ядов, токсинов в биожидкостях.
-
+-
+
По гематологическим исследованиям:
- теорию кроветворения (кинетику клеток гемопоэза, функции, место пребывания в организме;
+
+
+
- морфологию клеток гемопоэза в норме;
+
+
+
- понятия эффективный, неэффективный эритропоэз, мегакариопоэз, нейтропоэз;
-
+-
+
- понятия эритроцитоз и эритропения, лейкоцитоз и лейкопения, тромбоцитоз и тромбоцитопения;
+
+
+
- изменения показателей гемограммы при реактивных состояниях;
-
+
+
- изменения показателей миелограммы при реактивных состояниях;
-
-
+
- причины и лабораторные признаки внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза;
-
+-
+
- особенности изменения гемограммы при заболеваниях органов кроветворения (анемиях, лейкозах, геморрагических диатезах и др. заболеваниях);
-
-
+
- понятия о миелоидной дисплазии;
-
-
+
- изменения миелограммы при заболеваниях органов кроветворения;
-
-
+
- основные принципы цитохимического анализа, диагностическое значение;
-
-
+
- морфологические особенности эритроцитов при различных анемиях.
-
+-
+
По общеклиническим исследованиям:
- значение лабораторных показателей при исследовании мокроты (физические свойства, морфология форменных элементов) для диагностики заболеваний дыхательных путей;
+-
+
+
- основные методы и диагностическое значение исследования физических, химических показателей мочи;
+
+
+
- морфология клеточных и других элементов мочи;
+
+
+
- мочевые синдромы и их значение в диагностике заболеваний органовмочевой системы;
-
+
+
- основные методы и диагностическое значение определения физических и химических показателей кала;
+
+
+
- форменные элементы кала, их выявление;
+
+
+
- копрологические синдромы и их значение в диагностике заболеваний пищеварительной системы, печени, поджелудочной железы;
-
+-
+
- изменение копрологического анализа при наиболее частой патологии органов пищеварительной системы;
+-
+
+
- физико-химический и морфологический состав содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки;
+-
+
+
- изменения состава содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы;
+-
+
+
- ликвор и выпотные жидкости - морфологический состав, физико-химические свойства, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и др.;
+-
+
+
- морфология и клеточный состав отделяемого женских и мужских половых органов;
-
+
+
- лабораторная диагностика мужского бесплодия;
-
+
+
- гормональное зеркало;
-
+
+
- основные характеристики эпителия кожи, волос, ногтей и их изменения при различных патологических процессах.
+
+
+
По цитологическим исследованиям:
- правила взятия и обработки материала для цитологических исследований;
+
+
+
- морфологическую картину воспалительного процесса, грануломатозной и грануляционной тканей;
+-
+
+
- основные признаки пролиферации, дисплазии, метаплазии, фоновых процессов;
- признаки реактивной гиперплазии, опухолевых поражений, метастазирования.
-
+-
+
По биохимическим исследованиям:
- понятие о гомеостазе, биохимические механизмы сохранения (поддержания) гомеостаза;
+
+
+
- нормальная физиология обмена белков, углеводов, липидов, ферментов,гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния;
+
+
+
- причины и виды патологии обменных процессов в организме;
+
+
+
- система гемостаза;
+-
+
+
- патобиохимические механизмы развития основных синдромов;
-
+-
+
- лабораторные показатели нарушения обмена веществ при наиболее часто встречающихся заболеваниях;
-
+-
+
- основные методы исследования обмена веществ, гормонов, ферментов, системы гемостаза и др.
+
+
+
По паразитологическим исследованиям:
- основные морфологические характеристики гельминтов;
+
+
+
- морфологические различия видов гельминтов и их яиц;
+
+
+
- паразиты малярии, виды, стадии развития;
+
+
+
- морфология малярийных паразитов;
+
+
+
- простейшие - вид, стадии развития, морфология;
+
+
+
- заболевания, вызванные простейшими;
+-
+
+
- правила приготовления препаратов для исследования морфологии паразитов.
+
+
+
По иммунологическим исследованиям:
- учение об иммунитете, виды иммунитета;
+
+
+
- иммунная система, иммунокомпетентные клетки и их функции;
+
+
+
- антигены: виды, характеристика;
+
+
+
- иммуноглобулины (антитела), классификация, структура и функции;
+
+
+
- взаимодействие антиген-антитело;
+
+
+
- неспецифические факторы иммунной реактивности организма, фагоцитарная система, система комплемента, интерфероны и др.;
+
+
+
- молекулярные и молекулярно-клеточные основы иммунного ответа;
-
+-
+
- трансплантационный иммунитет;
-
+-
+
- возрастные особенности иммунного статуса;
+-
+
+
- иммунодефицитные состояния;
+-
+
+
- иммунологическая система при инфекциях, опухолях, лимфопролиферативных процессах, заболеваниях соединительной ткани;
+-
+
+
- аллергия и атопические заболевания;
+
+
+
- методы оценки иммунного статуса;
-
+
+
- методы исследования неспецифической резистентности организма, клеточного и гуморального иммунитета;
-
+-
+
- изоантигены системы крови;
+
+
+
- изоиммунизация и аутоиммунизация, конфликты матери и плода, иммунные и аутоиммунные заболевания.
+-
+
+
По медико-генетическим исследованиям:
- предмет и задачи медицинской генетики;
+
+
+
- понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью;
+
+
+
- генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности;
-
-
+
- гены и признаки;
-
-
+
- изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутогенные факторы;
-
-
+
- метод диагностики наследственных болезней: цитогенетические, морфологические, биохимические, пренатальные.
-
-
-
3. Знания по смежным и сопутствующим дисциплинам:
- основные принципы биомедицинской этики и деонтологии, этические особенности поведения сотрудника клинико-диагностической лаборатории, основные этические проблемы при проведении клинических лабораторных исследований;
+
+
+
- представление о биосфере как системе, ее свойствах, динамике и перспективах развития;
+-
+
+
- механизмы функционирования природных экосистем;
+-
+
+
- принципы формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в разные возрастные периоды;
+-
+
+
- представление о гигиене как основе профилактической медицины;
+
+
+
- общие принципы фармакокинетики и фармакодинамики основных лекарственных средств;
+-
+-
+
- побочные действия основных групп лекарственных средств и изменениярезультатов лабораторных исследований;
+-
+-
+
- представление о видах катастроф, их причинах и последствиях;
+
+
+
- представление о наиболее распространенных патологических процессах в организме при различных катастрофах;
+
+
+
- общие принципы оказания неотложной помощ при несчастных случаях;
+-
+
+
- представление о типах ЭВМ, основных операционных системах, текстовых редакторах, базах данных.
+
+
+
4. Умения:
- взять биологический материал для лабораторного исследования;
+
+
+
- организовать рабочее место для выполнения лабораторных исследований;
+
+
+
- организовать работу младшего (среднего) персонала в клинико-диагностической лаборатории;
+
+
+
- подготовить лабораторную посуду, инструментарий и оборудование для проведения лабораторного анализа;
+
+
+
- провести стерилизацию лабораторной посуды и инструментария;
+
+
+
- провести дезинфекцию биоматериала;
+
+
+
- прием, маркировка и регистрация поступившего в лабораторию биоматериала, хранение;
+
+
+
- регистрировать проведенные исследования;
+
+
+
- вести учетно-отчетную документацию;
+
+
+
- пользоваться лабораторной аппаратурой при выполнении лабораторных исследований и подготовительных мероприятий;
+
+
+
- пользоваться методами статистической обработки исследований для оценки качества лабораторных анализов;
+-
+
+
- проводить внутрилабораторный и межлабораторный контроль качества лабораторных исследований;
+-
+
+
- на основании анализа статистических показателей определить причины погрешностей (преаналитические и аналитические) и разработать мероприятия для повышения точности и надежности лабораторных исследований;
+-
+
+
- участвовать в разработке и внедрении новых методов лабораторного анализа;
+-
+
- на основании результатов анализа дать качественную и количественную оценку объекта исследований;
+
+
+
- дифференцировать нормальные и патологические показатели результатов лабораторного исследования;
+
+
+
- по результатам анализа выявлять признаки типовых патологических процессов в органах и тканях;
+-
+
+
- строить калибровочные графики;
+
+
+
- приготовить, зафиксировать и окрасить препараты для исследованияклеточных элементов;
+
+
+
- отобрать материал для микроскопического исследования;
+
+
+
- адекватно оценивать ситуацию и оказывать первую помощь при несчастных случаях;
+
+
+
- работать на ЭВМ на уровне пользователя;
+
+
+
- владеть техникой микроскопирования: световая микроскопия, поляризационная микроскопия, фазово-контрастная микроскопия, флуоресцентная микроскопия.
+
+
+
По гематологическим исследованиям:
- взять капиллярную кровь для лабораторного исследования;
+
+
+
- определить гемоглобин;
+
+
+
- определить свободный гемоглобин плазмы;
+
+
+
- подсчитать количество эритроцитов в крови
+
+
+
- определить серповидность эритроцитов;
+-
+
+
- определить гематокритную величину:
+
+
+
- рассчитать среднюю концентрацию гемоглобина в эритроците, средний объем эритроцитов;
+
+
+
- построить график распределения эритроцитов по величине диаметра (кривая Прайс-Джонса);
+
+
+
- определить осмотическую резистентность эритроцитов;
+
+
+
- подсчитать эритроциты с базофильной зерностостью;
+-
+
+
- подсчитать ретикулоциты;
+
+
+
- подсчитать тромбоциты;
+
+
+
- определить скорость оседания эритроцитов;
+
+
+
- подсчитать количество лейкоцитов;
+
+
+
- приготовить, зафиксировать, окрасить мазки крови для подсчета лейкоцитарной формулы;
+
+
+
- подсчитать лейкоцитарную формулу;
+
+
+
- дифференцировать нормальные, морфологически измененные и патологические клетки крови при подсчете лейкоцитарной формулы;
+
+
+
- подсчитать миелокариоциты;
+-
+
+
- подсчитать мегакариоциты;
+-
+
+
- дифференцировать клетки костного мозга;
+-
+
+
- подсчитать сидероциты и сидеробласты (в мазках крови и костного мозга);
+
+
+
- приготовить лейкоконцентрат;
+
+
+
- обнаружить клетки красной волчанки (LE-клетки);
+-
+
+
- приготовить препараты крови для исследования на малярийные паразиты;
+
+
+
- исследовать кровь на малярийные паразиты;
+
+
+
- приготовить препараты для цитохимического исследования клеток крови и костного мозга;
+
+
+
- определить активность ферментов в клетках крови;
+-
+
+
- определить липиды в клетках крови;
+-
+
+
- определить нейтральные мукополисахариды в клетках крови и костного мозга;
+-
+
+
- определить вязкость крови.
+
+
+
По общеклиническим исследованиям: исследование мочи:
- определить физические и химические свойства;
+
+
+
- определить химические показатели мочи (белок, глюкоза, билирубин, уробилиноиды, кетоновые тела и др.);
+
+
+
- провести пробу по Зимницкому;
+
+
+
- подготовить препараты для микроскопического исследования;
+
+
+
- микроскопическое исследование осадка;
+
+
+
- подсчитать количество форменных элементов осадка;
+
+
+
исследование желудочной секреции:
- определить физические и химические свойства;
+
+
+
- произвести химическое исследование (кислотность, активность пепсина, молочную кислоту);
+
+
+
- приготовить препараты для микроскопического исследования;
+
+
+
- микроскопическое исследование желудочного содержимого;
+
+
+
исследование дуоденального содержимого:
- определить количество, цвет, прозрачность, наличие хлопьев;
+
+
+
- подготовить препараты для микроскопического исследования;
+
+
+
- микроскопическое исследование;
+
+
+
исследование кала:
- определить физические и химические свойства;
+
+
+
- приготовить препараты для микроскопического исследования;
+
+
+
- микроскопическое исследование;
+
+
+
- обнаружить яйца гельминтов;
+
+
+
- обнаружить простейшие;
+
+
+
исследование спинномозговой жидкости:
- определить цвет, прозрачность, фибринозную пленку;
+
+
+
- обнаружить и определить белок;
+
+
+
- определить количество форменных элементов (цитоз);
+
+
+
- дифференцировать клеточные элементы в нативных и окрашенных препаратах;
+
+
+
исследование экссудатов и транссудатов:
- определить физические и химические свойства;
+
+
+
- обнаружить и определить белок;
+
+
+
- приготовить препараты для микроскопического исследования;
+
+
+
- микроскопическое исследование;
+-
+
+
исследование мокроты:
- определить количество, цвет, характер, консистенцию, запах, деление на слои;
+
+
+
- приготовить препараты для микроскопического исследования;
+
+
+
- микроскопическое исследование;
+-
+
+
- приготовить препараты и обнаружить гемосидерин;
+
+
+
- приготовить окрашенные препараты для обнаружения микобактерий туберкулеза;
+
+
+
- обнаружить микобактерии туберкулеза;
+-
+
+
исследование отделяемого из половых органов:
- окрасить препараты для микроскопического исследования;
+
+
+
- определить степень чистоты влагалищного содержимого;
+
+
+
- обнаружить трихомонады и гонококки;
+
+
+
- обнаружить бледную спирохету;
+-
+
+
- определить гормональный профиль;
+-
+
+
- исследовать секрет простаты;
+-
+-
+
- определить цвет, количество, запах, вязкость, рН эякулята;
+
+
+
- приготовить препараты для микроскопического исследования эякулята;
+
+
+
- определить подвижность сперматозоидов;
+
+
+
- подсчитать количество сперматозоидов в 1 мл и во всем эякуляте;
+-
+
+
- определить "живые" и "мертные" сперматозоиды;
+-
+
+
- стимулировать подвижность сперматозоидов ("оживление");
+-
+
+
- обнаружить фруктозу в эякуляте;
+-
+
+
исследование при грибковых поражениях:
- приготовить препараты для микроскопического исследования из кожи, волос и ногтей;
+
+
+
- идентифицировать элементы в препаратах кожи, волос, ногтей.
+
+
+
По цитологическим исследованиям:
- приготовить стекла, фиксаторы, красители;
+
+
+
- окрасить цитологические препараты;
+
+
+
- цитохимические исследования цитологического материала: (PAS-реакция, липиды, ферменты);
+-
+
+
- отбор доставленного материала, приготовление и окраска препаратов для цитологического исследования (пунктаты из опухолей различной локализации, транссудаты, экссудаты, секреты, экскреты, мокрота, соскобы с поверхности эрозий, язв, ран, свищей, материал гинекологических осмотров, материал, полученный при эндоскопических исследованиях и др.);
+
+
+
- микроскопическое исследование материала, полученного при гинекологических профилактических осмотрах (скрининг).
+
+
+
биохимические исследования:
- определить показатели белкового обмена (общий белок, белковые фракции, мочевину, мочевую кислоту, креатинин и др.);
+
+
+
- определить показатели липидного обмена (липопротеиды, фракции липопротеидов, холестерин, фосфолипиды и др.);
+
+
+
- показатели углеводного обмена;
+
+
+
- определить белки острой фазы воспаления (серомукоид, сиаловые кислоты, С-реактивный белок);
+
+
+
- определить показатели минерального обмена в плазме крови, моче (натрий, калий, хлориды, кальций, железо и др.);
+
+
+
- показатели кислотно-основного равновесия (КОР) крови;
+
+
+
- определить активность ферментов в сыворотке крови и моче(аспартатаминотрансферазы, аланинаминотрансферазы, креатинкиназы,лактатдегидрогеназы, липазы, кислой и щелочной фосфатазы и др.);
+
+
+
- определить показатели гормонального профиля: 17-кетостероидов в моче, 17-оксикортикостероидов и др.;
+
+
+
токсикологические исследования:
- определить мышьяк в крови, моче и тканях;
+-
+-
+
- определить ртуть в крови, моче и тканях;
+-
+-
+
- определить свинец в крови, моче и тканях;
+-
+-
+
- определить алколоиды в биологических материалах;
+-
+-
+
- определить снотворные и седативные препараты в биологических материалах;
+-
+-
+
- газохроматографический анализ летучих соединений (этанол, метанол, ацетон, эфир, бензол);
+-
+-
+
показатели состояния гемостаза:
- определить активированное время рекальцификации плазмы (разными методами);
+
+
+
- определить протромбиновое время (тромбопластиновое) разными методами;
+
+
+
- определить содержание фибриногена в плазме крови;
+
+
+
- определить растворимые комплексы фибриномономеров (РКФМ) или другие паракоагуляционные тесты;
+-
+-
+
- определить тромбиновое время (ТВ) с протаминсульфатом и рептилазное время;
+-
+-
+
- определить фибринолитическую активность плазмы;
+-
+-
+
- определить агрегацию и адгезию тромбоцитов;
+-
+-
+
- продукты деградации фибриногена (фибрина) (ПДФ);
+
+
+
- определить плазменные факторы свертывания крови;
+
+
+
- определить толерантность плазмы к гепарину или определить антитромбин III;
+
+
+
- определить время кровотечения;
+
+
+
- определить время свертывания цельной крови;
+
+
+
- определить степень ретракции кровяного сгустка или определить степень ретракции плазменного сгустка;
+
+
+
- аутокоагуляционный тест.
+-
+-
+
По паразитологическим исследованиям:
- различать на препаратах представителей класса членистоногих;
+-
+-
+
- идентифицировать чесоточного зудня в соскобе кожи;
+-
+-
+
- идентифицировать малярийных паразитов в препаратах крови;
+-
+-
+
- идентифицировать яйца гельминтов и личинок гельминтов в кале.
+-
+-
+
По иммунологическим исследованиям:
иммунологические исследования для диагностики неинфекционных болезней и реакций неспецифического иммунитета:
- определить группу крови по системе АВО;
+
+
+
- определить рузус-фактор;
+
+
+
- прямая проба Кумбса;
+
+
+
- непрямая проба Кумбса;
+
+
+
- определить антилейкоцитарные антитела (лейколизины, лейкоагглютинины);
-
-
+
- определить антитромбоцитарные антитела (тромбоцитолизины);
-
-
+
серологические исследования для диагностики сифилиса; серологические реакции:
- агглютинация на стекле;
+
+
+
- развернутая агглютинация;
+
+
+
- пассивная агглютинация;
+
+
+
- торможение агглютинации;
+-
+
+
- преципетация (кольцепреципетация и преципетация в геле);
+
+
+
- связывание комплемента;
+-
+
+
- прямая и непрямая РИФ;
-
+-
+
- ИФА;
-
+-
+
- ПЦР;
-
+-
+
клиническая иммунология:
- определить количество Т- и В-лимфоцитов в периферической крови;
+-
+-
+
- определить концентрацию различных классов иммуноглобулинов;
+-
+-
+
- определить фагоцитарную активность лейкоцитов;
+-
+-
+
- определить комплементарную активность сыворотки крови;
+
+
+
- определить ревматоидный фактор в сыворотке крови;
+-
+-
+
- определить антитела в ДНК;
+-
+
+
- определить антинуклеарный фактор;
+-
+
+
- определить циркулирующие иммунные комплексы;
+-
+
+
- определить альфа-фетопротеин;
+-
+
+
- определить активность анти-О-стрептолизина в сыворотке крови;
+
+
+
- определить активность антигиалуронидазы в сыворотке крови;
+
+
+
- маркеры опухолей (иммунофлуоресцентный, иммунолюминисцентный анализ и др.).
-
-
+
По медико-генетическим исследованиям:
- провести диагностику по половому хроматину;
+-
+
+
- определить Х и Y хромосомы;
-
+-
+
- исследовать кариотип;
-
-
+
- культивировать лимфоциты и приготовить препараты культуры лимфоцитов для хромосомного анализа;
-
+-
+
- приготовить хромосомные препараты;
-
+-
+
- окрасить хромосомный препарат с помощью рутинной и дифференцированной окраски;
+
+
+
- уметь проводить скрининг-тестирование (в зависимости от метода, применяемого в лаборатории).
-
+-
+
Начальник Управления организации
медицинской помощи населению
А.И.ВЯЛКОВ

Приложение 21 Аттестационные требования к медицинскому лабораторному технику

Приложение 21
Утверждены
Приказом Минздрава России
от 25 декабря 1997 г. N 380
АТТЕСТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К МЕДИЦИНСКОМУ ЛАБОРАТОРНОМУ ТЕХНИКУ
вторая катег.
первая катег.
высшая катег.
1. Общие знания:
- Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде;
+
+
+
- основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
+
+
+
- организацию лабораторной службы в стране, ее задачи, структуру и и перспективы развития;
+
+
+
- основы медицинской статистики, учета и анализа основных клинико-диагностических показателей;
+
+
+
- основные требования к организации делопроизводства в клинико-диагностической лаборатории;
+
+
+
- современные методы лабораторной диагностики;
+-
+
+
- виды и принципы мониторинга качества лабораторных исследований;
-
+-
+
- причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа;
+
+
+
- основы техники безопасности при работе в клинико-диагностической лаборатории;
+
+
+
- инструктивные материалы по соблюдению правил санитарно-противоэпидемического режима в клинико-диагностической лаборатории;
+
+
+
- Устав и Правила внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения, должностные инструкции клинико-диагностической лаборатории;
+
+
+
- правила подготовки пациента для различных лабораторных исследований.
+
+
+
2. Специальные знания:
- основы анатомии и физиологии;
+
+
+
- структура и функции органов кроветворения, нервной ткани, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной, половой и других систем, строение и функции желез, серозных оболочек, кожи;
+
+
+
- структура и функции клетки, возрастные особенности клеточного составаорганов, тканей и биожидкостей;
+
+
+
- сущность типовых патологических процессов на клеточном, тканевом, системном уровнях;
-
-
+
- лабораторные показатели функционирования человеческого организма в условиях нормы и возрастном аспекте;
+
+
+
- общие закономерности возникновения, развития и течения патологических процессов и основных заболеваний человека;
-
-
+
- клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний и состояния здоровья человека;
+
+
+
- основы функционирования здорового организма и факторы риска;
+
+
+
- основные принципы взаимодействия организма человека с окружающей средой;
+
+
+
- правила и способы получения биоматериала для лабораторных исследований;
+
+
+
- основы лабораторной диагностики основных заболеваний системы крови, системы дыхания, мочеполовой системы, системы пищеварения, печени и желчных путей, соединительной ткани, онкологических заболеваний, ВИЧ-инфекций;
-
+
+
- основы комплексного подхода к лабораторному обследованию больного;
-
-
+
- правила приготовления реактивов;
+
+
+
- организация внутри- и межлабораторного контроля качества лабораторных исследований;
-
-
+
По гематологическим исследованиям:
- теорию кроветворения (кинетику клеток гемопоэза, функции, место пребывания в организме;
+
+
+
- морфологию клеток гемопоэза в норме;
+
+
+
- понятия эритроцитоз и эритропения, лейкоцитоз и лейкопения, тромбоцитоз и тромбоцитопения;
+
+
+
- изменения показателей гемограммы при реактивных состояниях;
-
+
+
- причины и лабораторные признаки внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза;
-
+
+
- особенности изменения гемограммы при заболеваниях органов кроветворения (анемиях, лейкозах, геморрагических диатезах и др. заболеваниях);
-
+
+
- основные принципы цитохимического анализа, диагностическое значение;
-
-
+
- морфологические особенности эритроцитов при различных анемиях.
-
+
+
По общеклиническим исследованиям:
- значение лабораторных показателей при исследовании мокроты (физические свойсва, морфология форменных элементов) для диагностики заболеваний дыхательных путей;
+
+
+
- основные методы и диагностическое значение исследования физических, химических показателей мочи;
+
+
+
- морфология клеточных и других элементов мочи;
+
+
+
- основные методы и диагностическое значение определения физических и химических показателей кала;
-
+
+
- форменные элементы кала, их выявление;
+
+
+
- изменение копрологического анализа при наиболее частой патологии органов пищеварительной системы;
-
+
+
- физико-химический и морфологический состав содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки;
+
+
+
- изменения состава содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы;
+
+
+
- ликвор и выпотные жидкости - морфологический состав, физико-химические свойства, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и др.;
+
+
+
- морфология и клеточный состав отделяемого женских и мужских половых органов;
-
+
+
- основные характеристики эпителия кожи, волос, ногтей и их изменения при различных патологических процессах.
-
+
+
По цитологическим исследованиям:
- правила взятия и обработки материала для цитологических исследований;
+
+
+
- морфологическую картину воспалительного процесса, грануломатозной и грануляционной тканей.
-
+
+
По биохимическим исследованиям:
- понятие о гомеостазе, биохимические механизмы сохранения (поддержания) гомеостаза;
+
+
+
- нормальная физиология обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния;
+
+
+
- причины и виды патологии обменных процессов в организме;
-
-
+
- система гемостаза;
-
+
+
- лабораторные показатели нарушения обмена веществ при наиболее часто встречающихся заболеваниях;
-
-
+
- основные методы исследования обмена веществ, гормонов, ферментов, системы гемостаза и др.
+
+
+
По паразитологическим исследованиям:
- основные морфологические характеристики гельминтов;
+
+
+
- морфологические различия видов гельминтов и их яиц;
+
+
+
- паразиты малярии, виды, стадии развития;
+
+
+
- морфология малярийных паразитов;
+
+
+
- простейшие - вид, стадии развития, морфология;
+
+
+
- заболевания, вызванные простейшими;
-
+
+
- правила приготовления препаратов для исследования морфологии паразитов.
+
+
+
По иммунологическим исследованиям:
- учение об иммунитете, виды иммунитета;
+
+
+
- иммунная система, иммунокомпетентные клетки и их функции;
+
+
+
- антигены: виды, характеристика;
+
+
+
- иммуноглобулины (антитела), классификация, структура и функции;
+
+
+
- взаимодействие антиген-антитело;
+
+
+
- неспецифические факторы иммунной реактивности организма, фагоцитарная система, система комплемента, интерфероны и др.;
+
+
+
- возрастные особенности иммунного статуса;
-
+
+
- иммунодефицитные состояния;
-
+
+
- иммунологическая система при инфекциях, опухолях, лимфопролиферативных процессах, заболеваниях соединительной ткани;
-
-
+
- аллергия и атопические заболевания;
-
+
+
- изоантигены системы крови;
-
-
+
- изоиммунизация и аутоиммунизация, конфликты матери и плода, иммунные и аутоиммунные заболевания.
-
-
+
По медико-генетическим исследованиям:
- предмет и задачи медицинской генетики;
+
+
+
- понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью;
+
+
+
- генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности;
-
-
+
- гены и признаки;
-
-
+
- изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутогенные факторы;
-
-
+
3. Знания по смежным и сопутствующим дисциплинам:
- основные принципы биомедицинской этики и деонтологии, этические особенности поведения сотрудника клинико-диагностической лаборатории, основные этические проблемы при проведении клинических лабораторных исследований;
+
+
+
- представление о биосфере как системе, ее свойствах, динамике и перспективах развития;
+
+
+
- механизмы функционирования природных экосистем;
+
+
+
- принципы формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в разные возрастные периоды;
+
+
+
- представление о гигиене как основе профилактичекой медицины;
+
+
+
- общие принципы фармакокинетики и фармакодинамики основных лекарственных средств;
-
+
+
- побочные действия основных групп лекарственных средств и изменения результатов лабораторных исследований;
-
+
+
- представление о видах катастроф, их причинах и последствиях;
+
+
+
- представление о наиболее распространенных патологических процессах в организме при различных катастрофах;
+
+
+
- общие принципы оказания неотложной помощи при несчастных случаях;
+
+
+
- представление о типах ЭВМ, основных операционных системах, текстовых редакторах, базах данных.
+
+
+
4. Умения:
- взять биологический материал для лабораторного исследования;
+
+
+
- организовать рабочее место для выполнения лабораторных исследований;
+
+
+
- организовать работу младшего персонала в клинико-диагностической лаборатории;
+
+
+
- подготовить лабораторную посуду, инструментарий и оборудование дляпроведения лабораторного анализа;
+
+
+
- провести стерилизацию лабораторной посуды и инструментария;
+
+
+
- провести дезинфекцию биоматериала;
+
+
+
- прием, маркировка и регистрация поступившего в лабораторию биоматериала, хранение;
+
+
+
- регистрировать проведенные исследования;
+
+
+
- вести учетно-отчетную документацию;
+
+
+
- пользоваться лабораторной аппаратурой при выполнении лабораторных исследований и подготовительных мероприятий;
+
+
+
- пользоваться методами статистической обработки исследований для оценки качества лабораторных анализов;
-
-
+
- проводить внутрилабораторный и межлабораторный контроль качества лабораторных исследований;
-
-
+
- на основании результатов анализа дать качественную и количественную оценку объекта исследований;
-
-
+
- дифференцировать нормальные и патологические показатели результатов лабораторного исследования;
-
+
+
- по результатам анализа выявлять признаки типовых патологических процессов в органах и тканях;
-
-
+
- строить калибровочные графики;
+
+
+
- приготовить, зафиксировать и окрасить препараты для исследованияклеточных элементов;
+
+
+
- отобрать материал для микроскопического исследования;
+
+
+
- оказывать первую помощь при несчастных случаях;
+
+
+
- работать на ЭВМ на уровне пользователя;
+
+
+
- владеть техникой микроскопирования: световая микроскопия, поляризационная микроскопия, фазово-контрастная микроскопия, флуоресцентная микроскопия.
-
+
+
По гематологическим исследованиям:
- взять капиллярную кровь для лабораторного исследования;
+
+
+
- произвести исследование клинического анализа крови (определениегемоглобина, гематокритной величины, СОЭ, количества эритроцитов илейкоцитов, подсчет лейкоцитарной формулы);
+
+
+
- определить осмотическую резистентность эритроцитов;
+
+
+
- подсчитать эритроциты с базофильной зернистостью;
-
+
+
- приготовить, зафиксировать, окрасить мазки крови для подсчета лейкоцитарной формулы;
+
+
+
- дифференцировать нормальные, морфологически измененные и патологические клетки крови при подсчете лейкоцитарной формулы;
-
+
+
- приготовить лейкоконцентрат;
+
+
+
- приготовить препараты крови для исследования на малярийные паразиты;
+
+
+
- исследовать кровь на малярийных паразитов;
-
+
+
- приготовить препараты для цитохимического исследования клеток циркулирующей крови и костного мозга;
+
+
+
- определить активность ферментов в клетках циркулирующей крови;
-
-
+
- определить липиды в клетках циркулирующей крови;
-
-
+
- определить вязкость крови.
+
+
+
По общеклиническим исследованиям: исследование мочи:
- определить физические и химические свойства;
+
+
+
- определить химические показатели мочи (белок, глюкоза, билирубин,уробилиноиды, кетоновые тела и др.);
+
+
+
- провести пробу по Зимницкому;
+
+
+
- подготовить препараты для микроскопического исследования;
+
+
+
- микроскопическое исследование осадка;
+
-
+
- подсчитать количество форменных элементов осадка;
+
+
+
исследование желудочной секреции:
- определить физические свойства;
+
+
+
- произвести химическое исследование (кислотность, активность пепсина, молочную кислоту);
+
+
+
- приготовить препараты для микроскопического исследования;
+
+
+
- микроскопическое исследование желудочного содержимого;
-
-
+
исследование дуоденального содержимого:
- определить количество, цвет, прозрачность, наличие хлопьев;
+
+
+
- подготовить препараты для микроскопического исследования;
+
+
+
- микроскопическое исследование;
+
+
+
исследование кала:
- определить физические и химические свойства (в том числе кровь, белок, стеркобилин, уробилин);
+
+
+
- приготовить препараты для микроскопического исследования;
+
+
+
- микроскопическое исследование;
+
+
+
- обнаружить яйца гельминтов;
+
+
+
- обнаружить простейшие;
-
+
+
- обнаружить личинки гельминтов;
+
+
+
исследование спинномозговой жидкости:
- определить цвет, прозрачность, фибринозную пленку;
+
+
+
- обнаружить и определить белок;
+
+
+
- определить количество форменных элементов (цитоз);
+
+
+
- дифференцировать клеточные элементы в нативных и окрашенных препаратах;
-
-
+
исследование экссудатов и транссудатов:
- определить количество, характер, цвет, прозрачность, относительную плотность;
+
+
+
- обнаружить и определить белок;
+
+
+
- приготовить препараты для микроскопического исследования;
+
+
+
- микроскопическое исследование;
-
+
+
исследование мокроты:
- определить физические свойства;
+
+
+
- приготовить препараты для микроскопического исследования;
+
+
+
- микроскопическое исследование;
-
+
+
- приготовить препараты и обнаружить гемосидерин;
-
+
+
- приготовить окрашенные препараты для обнаружения микобактерий туберкулеза;
+
+
+
- обнаружить микобактерии туберкулеза;
-
-
+
исследование отделяемого из половых органов:
- окрасить препараты для микроскопического исследования;
+
+
+
- определить степень чистоты влагалищного содержимого;
-
+
+
- обнаружить трихомонады и гонококки;
-
+
+
- определить гормональный профиль;
-
-
+
- исследовать секрет простаты;
-
+
+
- определить цвет, количество, запах, вязкость, рН эякулята;
-
+
+
- приготовить препараты для микроскопического исследования эякулята;
-
+
+
- определить подвижность сперматозоидов;
-
-
+
исследование при грибковых поражениях:
- приготовить препараты для микроскопического исследования из кожи, волос и ногтей;
+
+
+
- идентифицировать элементы в препаратах кожи, волос, ногтей.
-
-
+
По цитологическим исследованиям:
- приготовить стекла, фиксаторы, красители;
+
+
+
- окрасить цитологические препараты;
+
+
+
- цитохимическое исследование цитологического материала: (PAS-реакция, липиды, ферменты);
+
+
+
- отбор доставленного материала, приготовление и окраска препаратов для цитологического исследования (пунктаты из опухолей различной локализации, транссудаты, экссудаты, секреты, экскреты, мокрота, соскобы с поверхности эрозий, язв, ран, свищей, материал гинекологических осмотров, материал, полученный при эндоскопических исследоваиях и др.);
+
+
+
- микроскопическое исследование материала, полученного пригинекологических профилактических осмотрах (скрининг).
+
+
+
биохимические исследования:
- определить показатели белкового обмена (общий белок, белковые фракции, мочевину, мочевую кислоту, креатинин и др.);
+
+
+
- определить показатели липидного обмена (липопротеиды, фракции липопротеидов, холестерин, фосфолипиды и др.);
+
+
+
- показатели углеводного обмена;
+
+
+
- определить белки острой фазы воспаления (серомукоид, сиаловые кислоты, С-реактивный белок);
+
+
+
- определить показатели минерального обмена в плазме крови, моче (натрий, калий, хлориды, кальций, железо и др.);
+
+
+
- показатели кислотно-основного равновесия (КОР) крови;
+
+
+
- определить активность ферментов в сыворотке крови и моче (аспартатамино-трансферазы, аланинаминотрансферазы, креатинкиназы, лактатдегидрогеназы, липазы, кислой и щелочной фосфатазы и др.);
+
+
+
- определить показатели гормонального профиля: 17-кетостероидов в моче, 17-оксикортикостероидов и др.;
+
+
+
показатели состояния гемостаза:
- определить активированное время рекальцификации плазмы (разнымиметодами);
+
+
+
- определить протромбиновое время (тромбопластиновое) разными методами;
+
+
+
- определить содержание фибриногена в плазме крови;
+
+
+
- определить растворимые комплексы фибриномономеров (РКФМ) или другие паракоагуляционные тесты;
-
-
+
- определить тромбиновое время (ТВ) с протаминсульфатом и рептилазное время;
-
-
+
- определить фибринолитическую активность плазмы;
-
+
+
- определить плазменные факторы;
+
+
+
- определить толерантность плазмы к гепарину или определить антитромбин III;
+
+
+
- определить время кровотечения;
+
+
+
- определить время свертывания цельной крови;
+
+
+
- определить степень ретракции кровяного сгустка или определить степень ретракции плазменного сгустка;
+
+
+
- аутокоагуляционный тест.
-
+
+
По паразитологическим исследованиям:
- различать на препаратах представителей класса членистоногих;
-
+
+
- идентифицировать чесоточного зудня в соскобе кожи;
-
+
+
- идентифицировать малярийных паразитов в препаратах крови;
-
-
+
- идентифицировать яйца гельминтов и личинок гельминтов в кале.
+
+
+
По иммунологическим исследованиям:
иммунологические исследования для диагностики неинфекционных болезней и реакций неспецифического иммунитета:
- определить группу крови по системе АВО;
+
+
+
- определить рузус-фактор;
+
+
+
- прямая проба Кумбса;
-
+
+
- непрямая проба Кумбса;
-
+
+
- определить антилейкоцитарные антитела (лейколизины, лейкоагглютинины);
-
-
+
- определить антитромбоцитарные антитела (тромбоцитолизины);
-
-
+
серологические исследования для диагностики сифилиса; серологические реакции:
- агглютинация на стекле;
+
+
+
- развернутая агглютинация;
-
+
+
- пассивная агглютинация;
-
+
+
- торможение агглютинации;
-
-
+
- преципетация (кольцепреципетация и преципетация в геле);
-
+
+
- связывание комплемента;
-
-
+
клиническая иммунология:
- определить количество Т- и В-лимфоцитов в периферической крови;
+
+
+-
- определить концентрацию различных классов иммуноглобулинов;
+
+
+-
- определить фагоцитарную активность лейкоцитов;
+
+
+
- определить комплементарную активность сыворотки крови;
-
-
-
- определить С-реактивный белок;
+
+
+
- определить ревматоидный фактор в сыворотке крови;
+
+
+
- определить антитела в ДНК;
-
-
+
- определить антинуклеарный фактор;
-
+
+
- определить циркулирующие иммунные комплексы;
-
-
+
- определить альфа-фетопротеин;
-
-
+
- определить активность анти-О-стрептолизина в сыворотке крови;
+
+
+
- определить активность антигиалуронидазы в сыворотке крови.
+
+
+
Начальник Управления
организации медицинской
помощи населению
А.И.ВЯЛКОВ