- определить белки острой фазы воспаления (серомукоид, сиаловые кислоты, С-реактивный белок);
- определить показатели минерального обмена в плазме крови, моче (натрий, калий, хлориды, кальций, железо и др.);
- показатели кислотно-основного равновесия (КОР) крови;
- определить активность ферментов в сыворотке крови и моче (аспартатаминотрансферазы, аланинаминотрансферазы, креатинкиназы, лактатдегидрогеназы, липазы, кислой и щелочной фосфатазы и др.);
- определить показатели гормонального профиля: 17-кетостероидов в моче, 17-оксикортикостероидов и др.;
показатели состояния гемостаза:
- активированное время рекальцификации плазмы;
- протромбиновое время (тромбопластиновое);
- содержание фибриногена в плазме крови;
- толерантность плазмы к гепарину;
- время кровотечения;
- время свертывания крови;
- степень ретракции кровяного сгустка.
По паразитологическим исследованиям:
- различать на препаратах представителей класса членистоногих;
- идентифицировать чесоточного зудня в соскобе кожи;
- идентифицировать яйца гельминтов и личинок гельминтов в кале.
По иммунологическим исследованиям:
иммунологические исследования для диагностики неинфекционных болезней и реакций неспецифического иммунитета:
- определить группу крови по системе АВО;
- определить резус-фактор;
- прямая и непрямая пробы Кумбса;
серологические исследования для диагностики сифилиса:
- серологические реакции;
- агглютинация на стекле;
- развернутая агглютинация;
- преципитация (кольцепреципитация и преципитация в геле).
Начальник Управления организации
медицинской помощи населению
А.И.ВЯЛКОВ
Приложение 18 Аттестационные требования к врачу клинической лабораторной диагностики
Приложение 18
Утверждены
Приказом Минздрава России
от 25 декабря 1997 г. N 380
АТТЕСТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ВРАЧУ КЛИНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ <*>
--------------------------------
<*> Аттестационные требования являются основой для оценки знаний и умений специалиста при проведении аттестационного экзамена на квалификационную категорию. Для специалистов, имеющих узкую специализацию и стаж работы по узкой специальности не менее 5 лет, экзамен может проводиться по соответствующей субдисциплине.
Для аттестации на соответствующую квалификационную категорию в соответствии с требованиями специальности врач клинической лабораторной диагностики должен ЗНАТЬ и УМЕТЬ:
вторая катег. | первая катег. | высшая катег. | |
1. Общие знания: | |||
- основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; | + | + | + |
- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения; | + | + | + |
- основы медицинской статистики, учета и анализа основных клинико-диагностических показателей; | + | + | + |
- основы медицинского страхования; | + | + | + |
- основы анатомии и физиологии человека, особенности, связанные с полом и возрастом; | + | + | + |
- основы и клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний; | + | + | + |
- основы первичной профилактики заболеваний и санитарно-просветительной работы; | + | + | + |
- основы международной классификации болезней; | + | + | + |
- современные направления развития медицины. | + | + | + |
2. Специальные знания: | |||
- нормативные документы, определяющие деятельность лабораторной службы; | + | + | + |
- система организации лабораторной службы в стране, задачи и ее структура; | + | + | + |
- организация работы лабораторий, обслуживающих отделения реанимации, службы крови, кожно-венерологических, онкологических, туберкулезных и др. диспансеров; | - | + | + |
- основные принципы работы централизованной лаборатории, в том числе медицинских диагностических центров; | - | + | + |
- положение о сертификации клинико-диагностических лабораторий; | + | + | + |
- основы техники безопасности в клинико-диагностических лабораториях; | + | + | + |
- представление о моделях, формах, уровнях и способах коммуникации, типах ЭВМ, основных операционных системах, базах данных и т.д. | +- | + | |
- современные методы лабораторной диагностики; | + | + | + |
- структура и функции органов кроветворения нервной ткани, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной, половой и др. систем; строение и функция желез внутренней секреции, серозных оболочек, опорно-двигательного аппарата, кожи; | + | + | + |
- структура и функции клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биожидкостей; | + | + | + |
- краткие сведения по патологической анатомии заболеваний различных органов; | + | + | + |
- правила и способы получения биоматериала для морфологических, биохимических, генетических, иммунологических, бактериологических, серологических и других исследований; | + | + | + |
- приготовление, фиксация и окраска препаратов для морфологического исследования; | + | + | + |
- консервирование и хранение биоматериалов; | + | + | + |
- этиология, патогенез, клиника и лабораторная диагностика основных заболеваний системы кровообращения, системы крови, системы дыхания, мочеполовой системы, системы пищеварения, печени и желчных путей, опорно-двигательной системы, соединительной ткани, мышечной ткани, эндокринной системы; | + | + | + |
- изменение лабораторных показателей под влиянием лечения; | - | + | + |
- влияние физической нагрузки, пищи, алкоголя, медицинских процедур и др. на результаты лабораторных исследований; | - | + | + |
- патогенез, лабораторная диагностика неотложных состояний (инфаркт миокарда, инсульт, черепно-мозговая травма, "острый живот", внематочная беременность, гипогликемическая и диабетическая кома, сепсис, геморрагический, трансфузионный, анафилактический шок, острые аллергические реакции и др.); | + | + | + |
- основы клиники и лабораторная диагностика инфекционных и паразитарных болезней; | - | + | + |
- основы клиники и ранней диагностики онкологических заболеваний; | - | + | + |
- клиника и диагностика ВИЧ-инфекций; | + | + | + |
- влияние биологических факторов (возраст, пол, дневные ритмы, месячные циклы, сезонные вариации и др.) на результаты лабораторных исследований; | + | + | + |
- принципы и методы лабораторного контроля за концентрацией лекарственных средств в организме больных; | - | + | + |
- организация внутри- и межлабораторного контроля качества. | + | + | + |
По гематологическим исследованиям: | |||
- теорию кроветворения (кинетику клеток гемопоэза, функции, место пребывания в организме); | + | + | + |
- понятие "эффективный", "неэффективный" эритропоэз, нейтропоэз; | + | + | + |
- морфология клеток гемопоэза в норме; | + | + | + |
- понятие эритроцитоз и эритроцитопения, лейкоцитоз и лейкоцитопения, тромбоцитоз и тромбоцитопения; | + | + | + |
- изменение показателей гемограммы и миелограммы при реактивных состояниях; | + | + | + |
- основные клинические и лабораторные признаки внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза, заболеваний, сопровождающихся гемолизом; | + | + | + |
- понятие об апоптозе, некрозе; | - | + | + |
- особенности изменения гемограммы, миелограммы и лимфоцитограммы при заболеваниях органов кроветворения (анемиях, лейкозах, геморрагических диатезах, и др. заболеваниях); | + | + | + |
- понятие о миелоидной дисплазии; | - | + | + |
- основные и дополнительные лабораторные исследования, необходимые в дифференциальной диагностике заболеваний органов кроветворения; | + | + | + |
- основные принципы цитохимического и иммунологического анализа. | - | + | + |
По общеклиническим исследованиям: | |||
- морфологию клеточных и др. элементов в мокроте; | + | + | + |
- особенности характера мокроты при различных процессах в легких; | + | + | + |
- изменения мокроты при различных инфекционно-воспалительных, аллергических, паразитарных заболеваниях легких; | + | + | + |
- морфология клеточных и др. элементов мочи; | + | + | + |
- мочевые синдромы и их значение в диагностике заболеваний органов мочевой системы; | + | + | + |
- основные методы определения физических и хим. показателей мочи; | + | + | + |
- изменения анализа мочи при наиболее часто встречающихся заболеваниях почек и мочевого пузыря; | + | + | + |
- элементы кала, копрограмма; | + | + | + |
- копрологические синдромы и их значение в диагностике заболеваний пищеварительной системы, печени, поджелудочной железы; | + | + | + |
- основные методы определения физических и химических показателей кала; | + | + | + |
- изменения копрологического анализа при наиболее частой патологии органов пищеварительной системы; | + | + | + |
- физико-химический и морфологический состав содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки; | + | + | + |
- изменения состава содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы; | + | + | + |
- ликвор и выпотные жидкости - морфологический состав, физико-химические свойства, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травме и др.; | + | + | + |
- морфология и клеточный состав отделяемого женских и мужских половых органов, цитограмма при различных заболеваниях; | + | + | + |
- понятие о бактериальных вагинозах; | - | + | + |
- гормональная цитология; | - | + | + |
- основные характеристики эпителия кожи, волос, ногтей и их изменение при различных патологических процессах. | + | + | + |
По цитологическим исследованиям: | |||
- клетка ткани. Краткие сведения об особенностях строения, функции и эмбриогенезе различных тканей; | + | + | + |
- рост, развитие и клинические признаки опухолей различных локализаций; | + | + | + |
- классификации опухолей; | + | + | + |
- общее представление о методах лечения онкологических больных; | + | + | + |
- морфологическая картина острого и хронического воспалительного процесса, в том числе гранулематозного; | + | + | + |
- основные признаки пролиферации, гиперплазии, метаплазии и др. фоновых процессов; | + | + | + |
- цитологические критерии злокачественности; | + | + | + |
- особенности предраковых состояний, понятие о дисплазии; | + | + | + |
- доброкачественные и злокачественные опухоли; | + | + | + |
- особенности метастазирования опухолей различной локализации; | + | + | + |
- особенности и возможности дифференциальной диагностики опухолей разной локализации; | + | + | + |
- новые количественные методы в цитологии; | - | - | + |
- цитохимические и иммунохимические исследования в цитологии. | - | + | + |
По биохимическим исследованиям: | |||
- понятие о гомеостазе, биохимические механизмы сохранения (поддержания) гомеостаза; | + | + | + |
- нормальная физиология и патология обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния, система гемостаза и др.; | + | + | + |
- патобиохимические механизмы развития основных синдромов; | - | + | + |
- лабораторные показатели нарушения обмена веществ при наиболее часто встречающихся заболеваниях; | + | + | + |
- основные методы исследования обмена веществ, гормонов, ферментов, системы гемостаза и др. | + | + | + |
По паразитологическим исследованиям: | |||
- способы взятия, доставки, сохранения материала для паразитологических исследований; | + | + | + |
- основные методы паразитологических исследований крови, фекалий, дуоденального содержимого, желчи, мочи, мокроты; | + | + | + |
- специальные методы паразитологических исследований (окраска фиксированных препаратов фекалий, исследование ликвора и др.); | - | - | + |
- основные морфологические характеристики гельминтов; | + | + | + |
- количественные методы паразитологических исследований; | - | + | + |
- основные морфологические характеристики и дифференциальная диагностика гельминтов (взрослых особей, яиц, личинок), заболевания, вызываемые ими; | + | + | + |
- основные морфологические характеристики и дифференциальная диагностика простейших кишечника и заболевания, вызываемые ими; | + | + | + |
- морфология малярийных паразитов в тонком мазке и толстой капле крови; | + | + | + |
- морфология возбудителей тропических и редких паразитозов (филярии,лейшмании, трипаносомы, циклоспоры, изоспоры, акантамебы и пр.) и заболевания, вызываемые ими; | - | - | + |
- морфология возбудителей грибковых заболеваний; | - | + | + |
- морфология возбудителей венерических заболеваний. | + | + | + |
По иммунологическим исследованиям: | |||
- учение об иммунитете, виды иммунитета; | + | + | + |
- функциональная организация иммунной системы; | + | + | + |
- неспецифические факторы иммунной активности организма; | + | + | + |
- фагоцитарная система; | + | + | + |
- естественные киллерные клетки, происхождение, свойства, механизмы; | + | + | + |
- гуморальные антиген-неспецифические факторы иммунной защиты; | + | + | + |
- структура и функция лимфоидной системы; | + | + | + |
- Т- и В-клеточные системы иммунитета; | + | + | + |
- антигены и иммуногены; | + | + | + |
- иммуноглобулины (антитела); | + | + | + |
- клиническое применение иммуноглобулинов; | - | + | + |
- иммуногенетика и молекулярные основы иммунного ответа; | - | + | + |
- гормоны и цитокины иммунной системы; | + | + | + |
- физиология и регуляция иммунной системы; | + | + | + |
- иммунологическая толерантность и аутоиммунитет; | + | + | + |
- методы исследования клеточных и гуморальных факторов иммунной системы; | + | + | + |
- клиническое значение исследования содержания и функциональной активности гранулоцитов, моноцитов крови, естественных киллеров и Тк-лимфоцитов; | - | + | + |
- клиническое значение исследования содержания и функциональной активности неспецифических гуморальных факторов: белков системы комплемента, лизоцима, острофазных белков; | - | + | + |
- клиническое значение исследования содержания и функциональной активности Т-, В-лимфоцитов и их субпопуляций; | - | + | + |
- клиническое значение исследования содержания иммуноглобулинов разных классов и субклассов; | + | + | + |
- механизмы протективного иммунитета при различных инфекционных заболеваниях; | - | + | + |
- иммунотропность инфекционных агентов и инфекции иммунной системы; | - | - | + |
- иммунодиагностика инфекционных болезней; | + | + | + |
- лабораторно-клиническое исследование в прогнозировании характера течения инфекционных заболеваний; | - | + | + |
- иммунитет при пересадке органов и тканей; | - | + | + |
- наследственные (первичные) и приобретенные (вторичные) иммунодефицитные состояния; | - | + | + |
- принципы лабораторной диагностики иммунодефицитов, антигенные системы эритроцитов человека (АВО и др. системы); | + | + | + |
- иммунологический конфликт матери и плода по антигенам клеток крови; | - | - | + |
- иммунные и аутоиммунные гемолитические анемии (прямая и непрямая пробы Кумбса и др. методы); | - | - | + |
- антигены лейкоцитов человека; | - | + | + |
- антилейкоцитарные антитела и их роль в патологии (осложнения при переливании крови, лейкопении, нейтропении новорожденных); | - | + | + |
- аллергические заболевания, иммунодиагностика аллергических заболеваний немедленного типа; | - | + | + |
- иммунодиагностика аллергических реакций замедленного типа; | - | + | + |
- иммунодиагностика системных заболеваний соединительной ткани; | - | - | + |
- иммунодиагностика аутоиммунных заболеваний эндокринной системы; | + | + | + |
- иммунная система при опухолевых заболеваниях и их иммунодиагностика; | - | + | + |
- изменение иммунореактивности онкологических больных; | - | - | + |
- неоплазмы иммунной системы; | - | - | + |
- иммунодиагностика моноклональных гаммапатий; | - | + | + |
- иммунология болезней нервной системы и иммунологические методы их исследования; | - | + | + |
- организация работы иммунологических лабораторий; | - | - | + |
- современное техническое оборудование для выполнения тестов; | - | - | + |
- тактика иммунолабораторного обследования больных в клиниках разного профиля; | - | + | + |
- интерпретация иммунологических результатов при инфекционных, нервных, гематологических и других болезнях. | - | + | + |
По медико-генетическим исследованиям: | |||
- предмет и задачи медицинской генетики; | + | + | + |
- понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью; | + | + | + |
- роль нуклеиновых кислот в хранении и реализации генетической информации; | - | + | + |
- генетический код: основные характеристики, этапы расшифровки; | - | + | + |
- генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности: роль ядра и цитоплазмы, хромосомы и хромосомный набор, структурно-функциональная организация хромосом, структурные перестройки хромосом, их типы и хромосомный дисбаланс; | - | + | + |
- гены и признаки: законы передачи наследственных признаков (гомо- и гетерозиготность), генотип и фенотип; | + | + | + |
- основные типы наследования; | + | + | + |
- иммуногенетические взаимоотношения макрои микроорганизма; | - | + | + |
- изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутагенные факторы; | - | - | + |
- методы диагностики наследственных болезней: цитогенетические, морфологические, биохимические, пренатальные; | + | + | + |
- выявление наследственной патологии новорожденных; | + | + | + |
- медико-генетическое консультирование (лабораторное исследование, определение генетического риска). | - | + | + |
3. Знания смежных и сопутствующих дисциплин | |||
- современные методы обследования больного; | + | + | + |
- организация и объем первой врачебной медицинской помощи в военно-полевых условиях, при массовых поражениях населения и катастрофах; | + | + | + |
- основы первичной реанимации; | + | + | + |
- основы дозиметрии ионизирующих излучений; | + | + | + |
- основы клиники, условия и риск возникновения радиационно обусловленных заболеваний у участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и населения, подвергшегося радиационному воздействию в результате радиационных аварий; | - | + | + |
- основные источники облучения человека, основы радиационной безопасности, гигиенического нормирования радиационного фактора; | + | + | + |
- современные представления об этиологии и патогенезе наиболее распространенных заболеваний. | - | + | + |
4. Умения: | |||
- оказать помощь на догоспитальном этапе при механической асфиксии, утоплении, поражении электрическим током; | + | + | + |
- поставить лабораторный диагноз в соответствии с классификацией ВОЗ и провести дифференциальный диагноз, использовав клинические и дополнительные методы исследований; | + | + | + |
- сформулировать лабораторный диагноз с выделением характерных показателей, сопутствующих изменений и данных за осложнения; | - | + | + |
- владеть методом статистического анализа; | - | + | + |
- владеть навыками проведения внутрилабораторного и межлабораторного контроля качества лабораторных исследований; | - | + | + |
- провести анализ работы лаборатории, определить способы ее улучшения; | - | - | + |
- на основе анализа статистических показателей определить перечень организационных мероприятий и разработать меры по их выполнению для улучшения диагностического процесса; | - | + | + |
- провести анализ расхождения лабораторного диагноза с клиническим и патологоанатомическим диагнозами, выявить ошибки и разработать мероприятия по улучшению качества диагностической работы; | + | + | + |
- организовать рабочее место для проведения морфологических (цитологических), биохимических, иммунологических, генетических и других исследований; | + | + | + |
- организовать работу среднего медицинского персонала; | + | + | + |
- провести лабораторное обследование больных с помощью экспресс-методов (при отравлениях, массовых поражениях, катастрофах, авариях); | + | + | + |
- отобрать материал для микроскопического исследования; | + | + | + |
- приготовить, зафиксировать и окрасить препарат для исследования клеточных элементов; | + | + | + |
- отобрать и обработать биоматериал для биохимического исследования; | + | + | + |
- работать с контрольным материалом (сывороткой, клеточной суспензией, мазками и др.); | + | + | + |
- оценить и интерпретировать результаты исследования; | + | + | + |
- сделать заключение по результатам исследования (поставить лабораторный диагноз); | + | + | + |
- определить необходимость дополнительного обследования больного; | - | + | + |
- предложить программу дополнительного обследования больного, принять участие в лечебно-диагностическом процессе; | - | + | + |
- оформить документацию, предусмотренную документами МЗ РФ; | + | + | + |
- работать на анализаторах, имеющихся в лаборатории. | + | + | + |
По гематологическим исследованиям: | |||
- идентифицировать клеточные элементы периферической крови, костного мозга, лимфатического узла; | + | + | + |
- интерпретировать изменения крови, костного мозга при различных патологических состояниях; | - | + | + |
- провести морфологическую цитохимическую дифференциальную диагностику острых лейкозов; | - | + | + |
- провести дифференциальную диагностику хронических лейкозов; | - | + | + |
- характеризовать стадии хронических лейкозов и динамику гематологических изменений; | - | + | + |
- провести дифференциальную диагностику парапротеинемических гемобластозов и их иммунохимическую идентификацию; | - | + | + |
- дифференцировать различные формы анемий; | + | + | + |
- определить критерии эффективности лечения гематологических заболеваний; | - | - | + |
- интерпретировать динамику лабораторных показателей в различные стадии болезни; | - | + | + |
- диагностировать агранулоцитоз; | + | + | + |
- интерпретировать динамику лабораторных показателей периферической крови и костного мозга при агранулоцитозе; | - | + | + |
- провести дифференциальную лабораторную диагностику геморрагических диатезов; | - | + | + |
- оценить изменения периферической крови и костного мозга при миелоидной дисплазии; | - | - | + |
- дифференцировать LE-клетки; | + | + | + |
- идентифицировать лабораторные показатели при гистиоцитозах; | - | - | + |
- определять клинико-диагностическое значение гематологических показателей. | + | + | + |
По общеклиническим исследованиям: | |||
- идентифицировать клеточные и другие элементы в мокроте, моче, желудочном и дуоденальном содержимом, ликворе, экссудатах, транссудатах, отделяемом половых органов, коже, волосах, ногтях, соскобах и другом биоматериале; | + | + | + |
- интерпретировать лабораторные показатели при заболеваниях легких, пищеварительной системы, органов мочевыделительной и половой системы, поражениях серозных оболочек; | - | + | + |
- определять клинико-диагностическое значение лабораторных показателей. | + | + | + |
По цитологическим исследованиям: | |||
- диагностировать по клеточным элементам острый и хронический воспалительный процесс, в том числе гранулематозный; | + | + | + |
- выявлять элементы грануляционной ткани; | + | + | + |
- выявлять пролиферацию, гиперплазию, метаплазию и другие фоновые процессы; | + | + | + |
- выявлять предраковые состояния; | + | + | + |
- диагностировать опухолевые поражения и другие заболевания: органов дыхания (исследование мокроты), мочевыводительной системы (почки, мочеточники, мочевой пузырь, уретра), молочной железы, женских половых органов, серозных оболочек. Микрофлора влагалища и шейки матки в норме и при воспалительных заболеваниях. Скрининг рака шейки матки. Дифференциально-диагностические признаки реактивных и опухолевых поражений; | + | + | + |
- диагностировать опухолевые поражения и другие заболевания: органов дыхания (исследование материала бронхоскопий), пищеварительной системы (пищевода, желудка, кишечника, поджелудочной железы, печени), слюнной и щитовидной желез, языка, миндалин, носоглотки, гортани, тела матки; | - | + | + |
- диагностировать опухолевые поражения и другие заболевания органов: яичника, мужских половых органов (предстательная железа, яичко, половой член), кожи и ее придатков, мягких тканей и костей. | - | - | + |
По клинической биохимии: | |||
- приготовить биоматериал для исследования; | + | + | + |
- приготовить реактивы; | + | + | + |
- обработать химическую посуду; | + | + | + |
- проводить доступную очистку веществ; | + | + | + |
- строить калибровочные кривые; | + | + | + |
- проводить биохимические исследования; | + | + | + |
- работать на приборах, которыми оснащена лаборатория; | + | + | + |
- подобрать соответствующие реактивы для методов клинической биохимии, адаптировать реактивы для используемой аппаратуры; | - | + | + |
- производить необходимые расчеты; | + | + | + |
- выявлять нарушения обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального и кислотно-основного состояния, системы гемостаза и др.; | - | + | + |
- определить последовательность биохимических исследований; | - | + | + |
- оценивать результаты биохимических исследований; | + | + | + |
- проводить контроль качества лабораторных исследований; | + | + | + |
- составить программу лабораторной диагностики при плановом обследовании больных и при острых состояниях (диабетическая кома, острый панкреатит, инфаркт миокарда и др.); | - | - | + |
- определять клинико-диагностическое значение результатов биохимических исследований; | + | + | + |
- владеть методами постановки ориентировочной и расширенной коагулограммы; | - | + | + |
- проводить заменные пробы для выявления дефицита факторов свертывания крови; | - | + | + |
- выявлять патологию тробоцитарно-сосудистого, плазменного гемостаза, фибринолиза, антикоагулянтного звена; | - | + | + |
- диагностировать приобретенные и наследственные коагулопатии; | - | + | + |
- интерпретировать лабораторные показатели нарушения гемостаза при заболеваниях печени, желудочно-кишечного тракта и других органов; | - | + | + |
- оценивать эффективность лечения непрямыми антикоагулянтами, гепарином, дезагрегантами, тромболитическими, фибринолитическими средствами и др. препаратами; | - | - | + |
- определять клинико-диагностическое значение лабораторных показателей. | + | + | + |
По паразитологическим исследованиям: | |||
- давать рекомендации по правилам сбора, доставки, сохранения материала для паразитологических исследований; | + | + | + |
- приготовить препараты тонкого мазка и толстой капли с последующей окраской по Романовскому; | + | + | + |
- идентифицировать до вида возбудителей малярийных паразитов в тонком мазке и толстой капле крови и определить интенсивность паразитемии; | + | + | + |
- исследовать пробы фекалий, желчи, дуоденального содержимого, мочи, мокроты с применением основных паразитологических методов,идентифицировать в них возбудителей гельминтозов, протозоозов; | + | + | + |
- исследовать биоматериалы с применением специальных паразитологических методов (окраска фиксированных препаратов фекалий, мокроты, ликвора) и идентифицировать возбудителей паразитозов; | - | + | + |
- идентифицировать в исследуемом биоматериале возбудителей тропических и редких паразитов; | - | - | + |
- идентифицировать в биоматериале возбудителей венерических заболеваний; | + | + | + |
- идентифицировать в биоматериале возбудителей грибковых заболеваний; | - | + | + |
- интерпретировать результаты паразитологических исследований, составить программу обследования. | - | + | + |
По иммунологическим исследованиям: | |||
- определить групповую и резус-принадлежность; | + | + | + |
- проводить исследование совместимости крови донора и реципиента при гемотрансфузиях и трансплантациях; | - | + | + |
- определить иммунный статус организма; | - | + | + |
- владеть навыками определения клеточного и гуморального иммунитета; | - | + | + |
- проводить иммунологическое исследование при бесплодии и патологии беременности, эндокринных расстройствах и заболеваниях, острых и хронических интоксикациях и инфекциях; | - | - | + |
- выявлять иммунологическую заинтересованность при онкологических заболеваниях, болезнях сердечно-сосудистой, кроветворной, дыхательной, мочевыделительной систем, органов пищеварения, кожи; | - | - | + |
- диагностировать болезни иммунной системы: врожденные и приобретенные иммунодефициты, аутоиммунную патологию, аллергические заболевания. | - | + | + |
По медико-генетическим исследованиям: | |||
- провести диагностику по половому хроматину; | + | + | + |
- определить Х и У хромосомы; | + | + | + |
- исследовать кариотип; | + | + | + |
- культивировать лимфоциты крови для хромосомного анализа; | - | + | + |
- приготовить препараты культуры лимфоцитов; | - | + | + |
- приготовить хромосомные препараты; | - | + | + |
- провести различное специальное окрашивание препаратов; | + | + | + |
- провести кариотипирование; | - | + | + |
- провести индивидуальную идентификацию хромосом; | - | + | + |
- анализировать число и структуру аномалий кариотипа; | + | + | + |
- владеть полуколичественными методами диагностики наследственных болезней; | + | + | + |
- владеть молекулярно-генетическими методами диагностики; | - | - | + |
- владеть физико-биохимическими методами диагностики наследственных болезней; | + | + | + |
- владеть методами пренатальной диагностики наследственных болезней. | - | - | + |
5. Манипуляции: | |||
- реанимационные мероприятия (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца); | + | + | + |
- промывание желудка через зонд; | + | + | + |
- фиксация позвоночника, конечностей при переломах, травмах; | + | + | + |
- остановка кровотечения; | + | + | + |
- взятие капиллярной крови для лабораторного анализа; | + | + | + |
- взятие венозной крови для анализа. | + | + | + |
Начальник Управления организации
медицинской помощи населению
А.И.ВЯЛКОВ
Приложение 19 Аттестационные требования к биологу для аттестации на 2-ю, 1-ю и высшую квалификационные категории
Приложение 19
Утверждены
Приказом Минздрава России
от 25 декабря 1997 г. N 380
АТТЕСТАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ