Волоки, проложенные поперек склона горы, в поперечном сечении должны быть горизонтальными.
В горных условиях трактор или бесчокерная машина должны находиться вне опасной зоны самостоятельного движения деревьев (хлыстов).
117. При трелевке тракторами необходимо соблюдать следующие требования:
1) чокеровать деревья (хлысты) на расстоянии 0,5 - 0,7 м от комлевого среза или на расстоянии 0,9 - 1,2 м от конца вершины;
2) устанавливать трактор для сбора пачки деревьев (хлыстов) на волоке так, чтобы его продольная ось совпадала с направлением движения пачки, а отклонение составляло не более 15°.
118. При трелевке тракторами запрещается:
1) находиться работнику на расстоянии менее 5 м от формируемой пачки деревьев (хлыстов) и движущегося с ней трактора;
2) освобождать зажатые между пнями деревья (хлысты) во время движения и при натянутом тяговом канате трактора;
3) переходить через движущийся канат, поправлять сцепку деревьев (хлыстов), отцеплять или прицеплять деревья (хлысты) во время движения каната или трактора, а также отцеплять зацепившийся чокер;
4) садиться на трактор, сходить с него и высовываться из кабины во время его движения;
5) отцеплять деревья (хлысты) до сброса пачки на землю и ослабления грузового каната лебедки трактора;
6) во время чокеровки находиться с подгорной стороны;
7) производить ремонт, смазку и чистку узлов и механизмов трактора при работающем двигателе;
8) трогать трактор с места без подачи звукового сигнала;
9) включать лебедку и начинать движение без сигнала чокеровщика, не убедившись в том, что чокеровщик находится в безопасном месте;
10) переключать передачи при движении трактора под уклон;
11) цеплять трактор за сухостойные, сырорастущие деревья и пни для самовывешивания при спадании гусениц.
119. Трелевать с расстояния ближе 50 м или двойной высоты древостоя, превышающей 50-метровую величину, а в горных условиях ближе 60 м от места валки запрещается.
Если вальщик одновременно является чокеровщиком, тракторист обязан у границы опасной зоны остановить трактор, подать вальщику условный сигнал и только по получении разрешения вальщика заезжать в опасную зону валки к месту сбора пачки деревьев (хлыстов).
120. При трелевке бесчокерными машинами в темное время суток на лесосеке должно работать не менее 2 работников.
121. В технологической карте на выполнение лесосечных работ должен быть указан порядок работы тракторов и машин, их взаимодействие между собой и с валочными машинами.
122. Снимать зависшие деревья с помощью захвата или манипулятора бесчокерной машины запрещается. Для этих целей следует использовать тяговое усилие передвижения бесчокерной машины с выполнением требований, указанных в подразделах Правил "Валка деревьев бензиномоторными пилами".
123. При осуществлении трелевки в темное время суток машинисты должны быть обеспечены автономными средствами освещения, с помощью которых можно подавать сигналы и безопасно передвигаться по лесосеке в случае аварийной ситуации.
Трелевка канатными установками
124. Монтаж канатных установок должен осуществляться в соответствии с технологической картой (проектом) на разработку лесосеки, примыкающей к трассе.
В технологической карте (проекте) с использованием канатных установок должны содержаться:
ситуация трассы;
продольный профиль канатной установки;
расчетные тяговые усилия;
провис несущего каната;
нагрузки, приходящиеся на опоры;
опорные устройства;
краткое описание устройства опор;
крепление несущего каната;
устройство верхней и нижней станций.
Для канатных установок с небольшой (до 350 м) дальностью трелевки в технологической карте допускается указывать только ситуацию трассы и ее продольный профиль.
125. Перед монтажом канатной установки между монтажниками должна быть установлена связь: звуковая, визуальная, радио или телефонная связь.
Линия телефонной связи должна прокладываться с использованием деревьев вне зоны просеки под трассу. Прокладка линии телефонной связи осуществляется до начала монтажа канатной установки.
126. В качестве опор в канатных трелевочных установках следует применять деревья или бревна, не имеющие гнили и трещин.
Диаметр опор (стоек) в верхнем отрубе определяется расчетом для каждой установки. Опоры должны иметь не менее чем четырехкратный запас прочности.
127. Лебедка должна быть установлена на горизонтальной площадке и находиться от головной опоры на расстоянии 40 длин грузового барабана, но не ближе 20 м.
Лебедка должна быть закреплена за пни (якоря) диаметром не менее 30 см четырьмя растяжками - двумя боковыми и двумя задними так, чтобы исключалась возможность смещения ее во время работы. Диаметр каната растяжек должен быть не менее диаметра тягового каната.
128. Естественные и искусственные опоры следует закреплять не менее чем тремя растяжками. Длина каждой растяжки должна быть не менее полуторной высоты опоры без учета длины, необходимой для закрепления растяжки на опоре и к якорю. При рабочей высоте опор более 16 м их закрепляют на высоте 2/3 их длины с дополнительным поясом растяжек.
129. Несущий канат трелевочной установки, растяжки опор и наземные блоки следует крепить к здоровым, с ненарушенной корневой системой пням диаметром не менее 25 см и высотой от 0,3 до 0,5 м, а также к свайным или закладным якорям.
Пни, к которым крепятся несущий канат, растяжки, блоки, окариваются и по периметру шейки пня делаются зарубки (желобок), в которые помещают канат.
Для создания якорей из нескольких пней необходимо связать требуемое их число стальными канатами с последовательным или веерообразным натяжением. При отсутствии пней необходимо пользоваться типовыми винтовыми, свайными или закладными якорями (анкерами).
Растущее дерево, используемое в качестве якоря, должно быть закреплено двумя растяжками.
130. При подъеме искусственной опоры необходимо выполнить следующие требования:
1) выбрать здоровое дерево диаметром не менее 24 см на высоте 1,5 - 1,8 м от земли, растущее вблизи места установки опоры, спилить на нем сучья на высоте 6 - 8 м от земли, забить костыли на высоте 5 - 7 м от земли и повесить на них блок соответствующей грузоподъемности, через который пропустить канат трактора или лебедки;
2) закрепить дерево двумя растяжками со стороны, противоположной подвешенному блоку;