Постановление Правительства РФ от 10 июля 1995 г. N 700 "О федеральной целевой программе "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" стр. 10

Объемы строительства жилья в районах, благоприятных для проживания на территории Российской Федерации, для граждан, выезжающих из округа, установленные в региональной программе, рассчитываются на основании количества переселяющихся граждан с учетом распределения их на лиц, направляющихся на жительство в города или сельскую местность. Площадь квартир, приходящаяся в сельских (усадебного типа) домах на одного проживающего, на 40 процентов больше по сравнению с показателями, характерными для городской застройки.
В региональной программе в таблицах 12, 13 и 14 рассчитываются следующие показатели:
физические объемы строительства жилья в районах въезда, определяемые с использованием строительных норм и правил;
доли физических объемов строительства в распределении по районам въезда переселяемых.
По объемно-планировочным решениям в структуре строительства жилья предусматривается преобладание многоквартирных домов городского типа. Это обусловлено их более низкой стоимостью по сравнению с домами коттеджной застройки и "жесткой" ограниченностью финансовых средств у застройщиков.

Подбор районов вселения граждан. Создание опорных зон переселения

Выбор районов строительства жилья для выезжающих граждан определяется интересами всех сторон, участвующих в реализации региональной программы (администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, администраций городов и районов округа, администраций принимающих территорий и мест вселения, строительных подрядных организаций, выполняющих заказы по программе переселения различных категорий населения). Категории граждан (пенсионеры, лица трудоспособного и нетрудоспособного возраста, социально малозащищенные слои, многодетные семьи) учитываются при подборе объектов строительства жилья.
Объекты строительства жилья для лиц пенсионного возраста подбираются в окраинных "тихих, спокойных" районах урбанизированных городов или поселках городского типа вблизи крупных городов.
На выбор объекта строительства жилья в большей степени влияет развитость социальной инфраструктуры переселения, так как удельный вес затрат на развитие и создание инфраструктуры значительно повышает стоимость строительства объекта.
Для лиц трудоспособного возраста рассматриваются объекты строительства жилья вблизи крупных промышленных предприятий, организаций, учреждений или "спальные" микрорайоны с высокоразвитой транспортной схемой.
Для лиц социально малозащищенных, многодетных семей предлагаются варианты переселения в сельскую местность (районные центры), поселки городского типа вблизи земельных угодий, исходя из следующих факторов: возможность строительства жилья собственными силами, условия для ведения подсобного хозяйства, относительно низкая стоимость строительства данных объектов жилья.
Выбор района вселения с учетом медико-биологического аспекта координируется со сложившимися направлениями миграции жителей округа. В настоящее время основная масса жителей округа смещается в районы переселения по меридиану в направлении, наиболее благоприятном для адаптации организма (Тюменская, Свердловская, Курганская и Омская области).
По соображениям национально-этнического характера из перечня территорий вселения по возможности исключаются страны СНГ вследствие действия группы факторов:
экономические факторы (низкий уровень жизни, низкий уровень социальной защиты и обеспечения, различие в денежных системах);
политические факторы (усиление националистических настроений, разница в системах государственного строительства);
социальные факторы (языковые барьеры).
Опыт переселения граждан г.Надыма в Украину показал, что выезжающие в настоящее время лица не могут адаптироваться в местах вселения, хотя изначально там проживали и имеют родственные связи, и возвращаются обратно в округ, сводя к нулевому эффекту затраты на их переселение.

Меры по трудоустройству и адаптации переселяемых граждан

Сведения о возможности трудоустройства переселяемых граждан представлены в таблицах 15 и 16. Обеспечение занятости переселенцев планируется с учетом доли переселенцев, направляющихся на жительство в города и сельскую местность. Количество желающих выехать в сельскую местность колеблется (в зависимости от районов вселения) от 15 процентов до 26 процентов.
Остро стоит задача обеспечения занятости трудоспособной части переселяемого контингента. Для ее решения предусмотрены следующие меры:
установление горизонтальных связей между центрами занятости округа и районов вселения на договорной основе;
определение потребностей и перечня необходимых специальностей и профессий в районах вселения;
определение профессиональной структуры и квалификационных параметров переселяемых граждан;
выборка лиц из числа переселяемых, имеющих профессии, специальности, необходимые в местах вселения граждан;
обучение и переквалификация граждан, профессии и специальности которых не имеют вакансий в местах переселения граждан;
использование основных средств ликвидируемых предприятий для развития предпринимательства и малого бизнеса в местах вселения;
передислокация производственных мощностей и трудовых ресурсов предприятий, организаций и учреждений, не имеющих объема работ в округе, в места вселения граждан.
Опыт переселения работников АО "Ямалстроймеханизация", включающего в себя две механизированные колонны N 126 и 144, из временного и аварийного жилья в поселке Уралец (г.Новый Уренгой) в Оренбургскую область (пос.Вязовка) показывает возможность использования их производственных мощностей для строительства коттеджного поселка на 150 жилых домов на месте вселения для работников механизированных колонн в течение 1995 - 1998 годов.
Вышеперечисленные проблемы находят свое решение в разработке комплексных программ по приему северных переселенцев в рамках взаимодействия и сотрудничества с южными районами Тюменской области и администрацией г.Тюмени путем заключения соответствующих договоров и соглашений. Примером может служить опыт работы АО "Пурнефтегаз", строящего на юге Тюменской области (в городах Заводоуковске и Ялуторовске) поселки для своих работников, включая линии по переработке мяса, молока и другой сельскохозяйственной продукции. Таким образом, выехавшие из районов Крайнего Севера обеспечивают жителей Севера продовольственными товарами. Аналогичную программу реализует АО "Ноябрьскнефтегаз" в Ставропольском крае.
В соответствии с соглашением между администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа и Российским акционерным обществом (РАО) "Газпром" о взаимном сотрудничестве РАО "Газпром" 18 апреля 1995 г. разработал и утвердил на 1995 год программу строительства жилья на территории России для отселения работников газовой отрасли и обслуживающих отраслей, в том числе проживающих в Ямало-Ненецком округе и отработавших в районах Крайнего Севера 10 и более лет.

Расчет необходимых затрат на организацию переселения граждан

Расчет финансовых затрат на организацию переселения граждан Ямало-Ненецкого автономного округа приведен в таблицах 17, 18. В целях укрупнения расчетов показатель удельных капитальных вложений по районам строительства жилья используется как единый для всей территории Российской Федерации в размере 1 миллиона рублей. При заключении конкретных договоров подряда на строительство жилья применяются показатели удельных капитальных вложений в объекты жилищного строительства, разработанные в ценах 1984 года с пересчетом этих показателей в цены 1994 года, в соответствии с переводными индексами, утвержденными бывшим Госстроем России, и повышающими коэффициентами, учитывающими территориальные различия в затратах.
Для снижения цены строительства и оптимизации затрат в округе сформирована база данных по объектам не завершенного строительством жилья на территории Российской Федерации. Отбор объектов производится на конкурсной основе после предоставления соответствующих документов или банковских гарантий, а также залога имеющегося имущества с учетом приоритетных районов вселения граждан. Счет финансирования объектов открывается в уполномоченном администрацией округа банке на территории округа. Финансирование осуществляется по выполненным этапам строительства с 25-процентным авансированием стоимости работ или путем предоставления кредитов, процентная ставка которых варьируется в зависимости от сроков ввода в действие объекта и качества выполненных работ.
В число необходимых работ, требующих дополнительных затрат, включаются также:
приемка в эксплуатацию объектов жилья или жилых комплексов;
организация переезда граждан к новому месту вселения;
затраты на обустройство граждан в районах вселения;
затраты на создание рабочих мест.
Затраты на обустройство граждан в районах вселения исчисляются из норматива обеспеченности: 18 квадратных метров площади квартир на человека в городе и 25 квадратных метров в сельской местности. Удельный вес затрат на жилье в общем объеме затрат на обустройство составляет 0,7.

Финансовое и организационное обеспечение программы переселения

Поступление финансовых ресурсов для строительства обеспечивается за счет следующих основных источников:
личные средства переселяемых граждан (сбережения, компенсации за оставляемое на территории округа жилье, жилищные кредиты);
средства окружного и местных бюджетов городов и районов округа;
средства предприятий и организаций, расположенных на территории округа;
средства федерального бюджета в виде капитальных вложений в жилищное строительство, ассигнований на поддержку территории, безвозмездных субсидий для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
средства внебюджетных фондов.
В округе с целью использования и аккумуляции различных финансовых средств постановлением Государственной Думы от 8 сентября 1994 г. и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15 июня 1994 г. N 664 создана государственная некоммерческая организация - специализированный фонд "Жилье" при администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, которой разработаны система привлечения личных средств граждан для переселения с использованием механизма именных жилищных накопительных счетов граждан и механизм получения жилищных кредитов.

Положение об именных жилищных накопительных счетах

Специализированный фонд "Жилье" при администрации Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2281 "О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы" и от 10 июня 1994 г. N 1180 "О жилищных кредитах" реализует программу "Именные жилищные накопительные счета" через уполномоченный администрацией округа банк согласно соглашению между банком и администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа.
Уполномоченный банк (его филиалы и отделения) принимает денежные средства от граждан Российской Федерации на именные жилищные накопительные счета (ИЖНС). Предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности вправе открывать ИЖНС для своих работников.