Экономия затрат и сокращение потерь в результате переселения северян
(млрд. рублей в ценах января 1993 года)
┌─────────────────────────────┬────────────┬─────────────┬──────────────┐
│ Показатели │ Всего │ I этап │ II этап │
├─────────────────────────────┼────────────┼─────────────┼──────────────┤
│Экономия затрат на социальной│ 2773 │ 1171 │ 1602 │
│инфраструктуре │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Снижение потерь от сокращения│ 738 │ 312 │ 426 │
│стихийной миграции │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Уменьшение потерь от снижения│ 345 │ 146 │ 139 │
│заболеваемости │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Экономия на разнице в прожи-│ 227 │ 96 │ 131 │
│точном минимуме переселенцев │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Итого │ 4083 │ 1725 │ 2358 │
└─────────────────────────────┴────────────┴─────────────┴──────────────┘
┌─────────────────────────────┬────────────┬─────────────┬──────────────┐
Приложение N 29
к федеральной целевой программе
"Строительство на территории
Российской Федерации жилья
для граждан, выезжающих
из районов Крайнего Севера
и приравненных к ним местностей"
к федеральной целевой программе
"Строительство на территории
Российской Федерации жилья
для граждан, выезжающих
из районов Крайнего Севера
и приравненных к ним местностей"
Интегральный эффект реализации Программы строительства на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей
(млрд. рублей в ценах января 1993 года)
┌───────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐
│ │ Значения показателей │
│ Показатели ├──────────┬──────────────┬─────────────┤
│ │ всего │ I этап │ II этап │
├───────────────────────────────┼──────────┼──────────────┼─────────────┤
│Все затраты, связанные с пере-│ 2925 │ 1235 │ 1690 │
│селением граждан из районов│ │ │ │
│Севера │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Сокращение затрат и потерь │ 4083 │ 1724 │ 2359 │
│ │ │ │ │
│Интегральный эффект │ 1158 │ 489 │ 669 │
└───────────────────────────────┴──────────┴──────────────┴─────────────┘
┌───────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐
Приложение N 30
к федеральной целевой программе
"Строительство на территории
Российской Федерации жилья
для граждан, выезжающих
из районов Крайнего Севера
и приравненных к ним местностей"
к федеральной целевой программе
"Строительство на территории
Российской Федерации жилья
для граждан, выезжающих
из районов Крайнего Севера
и приравненных к ним местностей"
Региональная программа переселения граждан Ямало-Ненецкого автономного округа
Введение
Ямало-Ненецкий автономный округ. В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации Ямало-Ненецкий автономный округ является субъектом Российской Федерации. Территория округа является неотъемлемой частью единой территории Российской Федерации. Автономный округ входит в административно-территориальные границы Тюменской области. В состав округа входят:
города окружного подчинения: Салехард, Лабытнанги, Муравленко, Надым, Новый Уренгой и Ноябрьск;
районы: Красносельскупский, Надымский, Приуральский, Пуровский, Тазовский, Шурышкарский и Ямальский.
Значение округа определяется его ролью в обеспечении природным газом, газоконденсатом и нефтью Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья. В общем объеме добычи газа в стране доля округа составляет 90 процентов. В 1994 году предприятия РАО "Газпром" добыли из недр 537,6 млрд.куб. метров природного газа, нефти и газового конденсата - 37,6 млн.тонн.
Ведутся работы по освоению новых месторождений нефти и газа в западной части округа (Пур-Тазовская группа) и Ямальского полуострова, с вводом которых добыча газа по прогнозам достигнет 600 млрд.куб. метров в год, а нефти и конденсата - 50 млн.тонн.
Потенциальные запасы природного газа составляют около 100 трлн.куб.метров, извлекаемые запасы нефти и газового конденсата - 10 - 20 млрд.тонн.
Таким образом, имея крупные запасы нефти и газа в регионе, его удобное географическое положение относительно центра России и развитую инфраструктуру нефтяной и газовой промышленности, можно сделать вывод о возрастании роли округа как топливно-сырьевой базы Российской Федерации в обозримом будущем.
С развитием нефтегазовой промышленности появится возможность освоения твердых полезных ископаемых Полярного Урала, где имеется единственное в России и третье в мире по запасам месторождение хромитовых руд. Прогнозные запасы хрома оцениваются в объеме 500 млн.тонн.
Запасы фосфорных руд оцениваются в 600 млн.тонн. К месторождению проведена грунтовая автомобильная дорога.
Для производства буровых работ в качестве утяжелителя буровых растворов используется барит, который в настоящее время закупается за валюту в Турции. Данный минерал имеется вблизи железной дороги Сейда - Лабытнанги. Большая группа месторождений баритов с поверхностным залеганием руд может в полном объеме удовлетворить потребность буровиков в этом материале на ближайшие 50 лет.
Промышленностью округа за I квартал 1995 г. произведено продукции в действующих ценах на 3041300,6 млн. рублей (рост в сравнении с соответствующим периодом прошлого года в 2,4 раза). Однако индекс физического объема производства составил 93,7 процента. Продолжается спад производства. Из 46 промышленных предприятий 26 сократили объем производства.
За I квартал текущего года добыто газа естественного 145,7 млрд.куб.метров, нефти - 7,5 млн.тонн, 1,4 млн.тонн газового конденсата.
К уровню прошлого года добыто меньше: газа естественного - на 0,8 млрд.куб.метров (0,5 процента), нефти - на 0,8 млн.тонн (10,1 процента), газового конденсата - на 0,1 млн.тонн (6,2 процента). Сократился выпуск железобетонных изделий, керамзитового гравия, цемента.
Проблемы округа связаны с моноотраслевой структурой развития промышленного производства, базирующейся на добыче нефти, природного газа и газового конденсата при отсутствии мощностей по их переработке.
Геологические запасы указанных ресурсов не восполняются, поэтому при истощении месторождений встанет вопрос о дальнейшей судьбе крупных городов, построенных газовиками и нефтяниками.
Первыми на очереди по сокращению населения ввиду падающей добычи газа стоят города Надым, Новый Уренгой. Попытка РАО "Газпром" придать городу Надыму статус базового центра для дальнейшего освоения месторождений восточной части округа (Пур-Тазовского нефтегазоносного района) и Ямальского полуострова может на некоторое время отодвинуть проблему, но не решить ее кардинально. Правительство заинтересовано в обеспечении бесперебойных поставок нефти и газа из недр округа для народного хозяйства страны и на экспорт. Вместе с тем существование "избыточного" населения в округе ложится тяжелым финансовым бременем на местные и окружной бюджеты, вызывая социальную напряженность в регионе.
Значительно снизился жизненный уровень жителей округа, особенно работников в отраслях, не связанных с добычей нефти и газа. Уровень доходов уже не может компенсировать последствий экстремальных природно-климатических условий. Возрастает нагрузка на социальную инфраструктуру, которая характеризуется низким уровнем обеспеченности жителей округа жилой площадью, высокой степенью ее износа и аварийностью коммунальных сетей. Анализ показателей состояния жилого фонда свидетельствует, что износ существующего жилья в Ямальском районе составляет 40 процентов, в Тазовском - 52 процента, в Приуральском и Шурышкарском - 48, в городах Салехард и Лабытнанги - 45 процентов. Процент временного жилья, нормативный срок службы которого составляет 5 - 8 лет, в Тазовском районе достигает 48 процентов, в г.Лабытнанги и Шурышкарском районе - до 20 и 23 процентов соответственно. Недостаточен уровень развития сферы быта, культуры, образования и торговли.
Строительство более дешевого жилья за пределами округа позволит высвободить часть жилья в округе и поможет решить жилищную проблему относительно быстрее и дешевле.
Программа разработана в соответствии с рекомендациями Министерства Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике по разработке региональной программы переселения граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в рамках федеральной целевой программы "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Состояние занятости в производственно-экономической сфере Ямало-Ненецкого автономного округа. Перспективы его развития
Численность населения округа в I квартале 1995 г. составила 482,3 тысячи человек, из них 399,7 тысячи - городское и 82,6 тысячи - сельское население.
Переход к рынку, а также структурная перестройка народного хозяйства вызвали рост безработицы. По состоянию на 1 апреля 1995 года службами занятости населения округа поставлено на учет 7541 человек, не занятых трудовой деятельностью, из них 6583 получили статус безработного. В их числе 5107 (77,6 процента) - женщины, 1476 (22,4 процента) - мужчины.
Численность граждан, зарегистрированных службами занятости, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросла в 1,2 раза, а численность безработных увеличилась на 3383 человека (в два раза). Уровень безработицы по округу составляет 2 процента. В структуре безработных 45 процентов составляют граждане рабочих профессий, 30 процентов - служащие, 25 процентов - другие категории. За I квартал текущего года выплачено пособий по безработице в сумме более 2,5 млрд. рублей.
В среднем по округу на одно высвобождающееся рабочее место приходится соответственно незанятых граждан и безработных от 5 до 4 человек.
Серьезной проблемой на рынке труда в округе является рост безработицы из числа уволившихся с предприятий и организаций по собственному желанию. Хронические задержки с выплатой заработной платы привели к тому, что сегодня в составе безработных 41 процент (2650 человек) - уволенные по собственному желанию.
По прогнозной оценке, численность безработных к концу 1995 года может достигнуть 18 тысяч человек.
Изменение численности работающих и прогноз изменения до 2000 года в разрезе городов и районов округа, а также по отраслям материального производства приведены в таблицах 1 и 2.
Снижение численности работающих затронет все отрасли промышленности, за исключением предприятий, непосредственно связанных с добычей газа, газоконденсата и нефти. Наибольший отток трудовых ресурсов наблюдается в строительстве, на транспорте и в геологоразведке. Данная тенденция сохранится и в прогнозируемом периоде.
Численность безработных, уволенных в связи с высвобождением с предприятий и организаций на 1 октября 1994 г., составила 1863 человека, что составляет 25,4 процента от общей численности лиц, зарегистрированных службой занятости, не занятых трудовой деятельностью. Наибольшее количество таких безработных приходится на г.Ноябрьск - 893 человека (47,9 процента) от общего количества, г.Муравленко - 573 человека (30,7 процента). Всего на 1 октября 1994 г. было уволено в связи с сокращением 13087 работников, из них в г.Ноябрьске - 6004 человека (45,9 процента), в г.Муравленко - 4053 человека (31 процент), в Пуровском районе - 1207 человек (9,2 процента). Обобщенные данные изменения численности не занятых трудовой деятельностью приведены в таблице 3.
К числу серьезных социальных проблем относится и скрытая безработица (неполный рабочий день, оплата по минимальным ставкам). Расширяется практика предоставления отпусков по инициативе администрации предприятий без сохранения заработной платы. За 9 месяцев 1994 г. в целом по округу пользовались отпусками по инициативе администрации предприятий без сохранения заработной платы 7,5 тыс. человек. Число дней отпуска на одного работника, который им пользовался, составило 36 дней, из них в промышленности - 49, в транспорте - 24, в строительстве - 34, в геологии - 119, в бытовом обслуживании - 20 дней. Использование рабочего времени работников округа приведено в таблице 4.
Согласно данным, приведенным в таблице 5, только 11 процентов из числа потерявших работу имеют возможность без дополнительных временных и финансовых затрат устроиться на новую работу.
Количество и социальный состав граждан, переселяемых в соответствии с региональной программой. Обеспечение социальной сбалансированности процесса переселения
Региональная программа переселения граждан Ямало-Ненецкого автономного округа рассчитывалась для категорий лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 1122 имеют право на получение государственной финансовой поддержки при строительстве для них жилья на территории Российской Федерации.
Характеристика переселяемых в 1995 - 1996 годах по региональной программе граждан приведена в таблице 6, из которой видно, что наибольший удельный вес составляют пенсионеры (33 процента), лица, переселяемые по состоянию здоровья (11 процентов), и лица, отработавшие более 20 лет (17 процентов).
Изменение численности населения региона с прогнозом до 2000 года, приведенное в таблице 7, свидетельствует о "старении" населения. Численность людей в возрасте 55 лет и старше увеличится по прогнозу с 17,4 тысячи человек в 1994 году до 30 тысяч к 2000 году.
В течение 1992 - 1994 годов из округа выехало около 80 тысяч человек, причем государственную поддержку из бюджета округа и местных бюджетов в виде компенсаций (оплата проезда и провоза багажа, предоставление жилья за пределами округа) получили 45 процентов выезжающих. Право на получение такой льготы имели 75 процентов выезжающих с территории округа. Распределение выезжающих в разрезе городов и районов округа показано в таблице 8.
Распределение по экономическим районам вселения на территории Российской Федерации лиц, выезжающих из округа, в разрезе городской и сельской местностей показано в таблицах 9, 10 и 11. Приведенные данные свидетельствуют, что 27,7 процента желают выехать в Западно-Сибирский экономический район. Далее следуют Уральский, Центральный и Северо-Кавказский экономические районы.