44. Для прыжков на лыжах устраиваются трамплины, которые подразделяются на:
а) учебные - с расчетной длиной прыжка до 20 м;
б) спортивные:
малые - с расчетной длиной прыжка от 20 до 50 м;
средние - -"- 70 до 90 м;
для полетов на лыжах - с расчетной длиной прыжка свыше 90 м, но не более 120 м.
45. Склон горы, выбираемой для трамплина, должен быть защищенным от бокового ветра и снежных заносов и иметь ориентацию на С (оптимально), СВ или В. Сооружение трамплинов на склонах, обращенных на Ю, ЮЗ и З, не допускается.
46. Стартовые площадки средних и больших спортивных трамплинов должны иметь ветрозащитные устройства, а в отдельных случаях, в зависимости от климатических условий, навес.
47. В составе вспомогательных помещений лыжных баз для массового катания и учебно-тренировочных занятий и сооружений должны предусматриваться: обслуживающие помещения (вестибюль, вестибюль-грелка, гардероб верхней одежды, раздевальни мужские и женские, душевые, уборные, комната инструктора, кабинет врача, помещение для отдыха, бытовые помещения обслуживающего персонала, буфеты, лыжехранилище, помещение хранения, выдачи и сушки обуви и др.);
административные и хозяйственно-технические помещения.
48. Высота этажей лыжных баз должна быть равной 3,3 м (от пола до пола), спортивных залов - 5 м от низа выступающих конструкций.
Состав и площади вспомогательных помещений лыжных баз должны приниматься согласно табл. 1 - 3 Указаний по проектированию лыжных баз (трасс, трамплинов и зданий) ВСН 3-71.
49. Взаимное расположение помещений в здании лыжной базы должно обеспечивать поточность поступления занимающихся, исключая встречные потоки лыжников. При этом должна соблюдаться следующая последовательность: вестибюль (вестибюль-грелка) с гардеробной верхней одежды - раздевальни - помещения хранения, выдачи и сушки обуви - помещения для выдачи и приема лыж - выход с лыжами; при возвращении - в обратной последовательности.
50. Перед входом-выходом из помещения выдачи и приема лыж на улицу должен быть предусмотрен навес (веранда) для подготовки лыж.
Входы и выходы из здания лыжной базы должны иметь двойные тамбуры с тремя последовательно расположенными дверями.
51. Вестибюли-грелки должны быть оборудованы скамьями для сидения и кабинами для переодевания.
52. Раздевальные должны быть раздельными для мужчин и женщин и оборудованы скамьями.
Хранение домашней одежды должно быть организовано в шкафах, непосредственно в помещении раздевальной или в отдельном помещении гардеробной с обслуживанием, располагаемом смежно с мужской и женской раздевальными и сообщающимся с ними для приема и выдачи одежды через проемы.
53. Помещение для выдачи и приема лыж должно размещаться смежно с лыжехранилищем и сообщаться с ним через проемы. Помещения хранения, выдачи и сушки обуви должны располагаться смежно с вестибюлем-грелкой.
54. На спортивных сооружениях, предназначенных для соревнований республиканского масштаба и выше, должны быть оборудованы места для зрителей (трибуны для стояния).
Примечание: На трибунах для зрителей горнолыжных соревнований, проводимых в горных южных районах с мягким климатом, а также при трамплинах, имеющих искусственное покрытие и используемых для соревнований в летнее время, устраиваются места для сидения.
III. Закрытые спортивные сооружения
Плавательные бассейны
55 - 71. Утратили силу на территории Российской Федерации. - Гигиенические требования, утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31.10.1996 N 42.
Спортивные залы
72. Здания спортивных залов должны размещаться с отступом от красной линии застройки не менее 6 м. При расположении залов для спортивных игр и легкой атлетики на отдельных участках допускается предусматривать при них открытые плоскостные спортивные сооружения (площадки, поля и др.) для этих спортивных игр и легкой атлетики с соответствующими вспомогательными помещениями, обеспечивающими обслуживание занимающихся в залах и на площадках. При этом пропускная способность зала и площадок должна суммироваться.
73. Размеры и расчетная единовременная пропускная способность открытых плоскостных спортивных сооружений и спортивных залов, предназначаемых для отдельных видов спорта; строительные размеры и расчетная единовременная пропускная способность спортивных залов; состав и площади вспомогательных помещений; размещение и расчетные нормы количества санитарных приборов в помещениях спортивных сооружений; расчетные температуры и кратности воздухообмена в помещениях спортивных сооружений; расчетные температуры воды в ваннах бассейнов и нормы освещенности спортивных сооружений должны приниматься согласно таблицам: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 13 и 14 (см. Приложение).
Контроль за применением синтетических полимерных материалов при отделке и оборудовании помещений спортивных залов надлежит осуществлять в соответствии с "Методическими указаниями по санитарно-гигиенической оценке полимерных строительных материалов, предназначенных для применения в строительстве жилых и общественных зданий", утвержденными 03.11.1969.
IV. Санитарное содержание помещений спортивных сооружений
74. Все помещения физкультурно-спортивных учреждений подлежат тщательной уборке. В местах тренировочных занятий и во всех вспомогательных помещениях должны быть установлены плевательницы и урны.
75. Технический персонал, на который возложено осуществление работ по уборке спортсооружения, должен быть обеспечен необходимым набором уборочного инвентаря (швабры, тряпки, ветошь, пылесосы), моющих (мыло, сода и пр.) и дезинфицирующих средств.
76. Уборка помещений должна осуществляться по типу текущей и генеральной уборки.
77. Текущая уборка всех помещений физкультурно-спортивных сооружений производится в течение всего рабочего дня по утвержденному графику, а также по мере загрязнения в процессе проводимых занятий. Уборка должна проводиться влажным способом с применением горячей воды, мыла, соды, при обязательном проветривании помещений. Проветривание помещений проводится до занятий, в течение дня по мере загрязнения воздуха, в перерывах между занятиями и после занятий.
При уборке помещений желательно также использовать пылесосы. Заключительная уборка помещений должна проводиться в конце рабочего дня. Утром, перед занятиями (за 30 минут) помещение только проветривается.
77а. Унитазы, умывальные раковины, урны и плевательницы промываются горячей водой с применением моющих средств и дезинфицируются при ежедневной уборке помещения.
78. Генеральная уборка помещения, включающая мытье полов горячей водой, протирку оконных сеток, стекол, подоконников, дверей, панелей и пр., должна осуществляться не реже одного раза в неделю.
79. Администрация физкультурно-спортивных сооружений должна иметь график проведения ежемесячных "санитарных дней" и "генеральных уборок", утвержденный врачом сооружения (бассейна, базы и пр.). В эти дни проводится уборка всех помещений с ремонтом оборудования. При этом маты, покрывала, ковры выносятся из залов для полного обеспыливания, проветривания и сушки. Полы и стены на высоту панелей, подоконники и двери подлежат мытью горячей водой с мылом или содой. С окон снимаются защитные решетки, оконные рамы и стекла протираются от пыли.
Санитарные требования к оборудованию
80. В спортивных залах должно размещаться только оборудование, необходимое для проведения занятий. Никаких посторонних предметов и лишних снарядов не должно быть.
81. В зале для борьбы должен быть мягкий ковер, размещаемый с отступом от стен 2 м. При невозможности организации такого отступа стены должны быть обиты матами на высоту 1,5 м. Сверху ковер покрывается стеганым покрывалом (стеганное ватное одеяло, войлок и пр.), поверх которого туго натягивается и закрепляется по краям покрышка из прочной и мягкой материи (бумазея, байка, фланель) без грубых швов.
Покрышка должна стираться по мере ее загрязнения и дезинфицироваться не реже 3 - 4 раз в месяц. Ковер под ней должен ежемесячно обеспыливаться.
82. Тренировочные мешки и чучела и переносный спортивный инвентарь должны не менее 1 - 2 раз в день протираться влажной ветошью, а металлические части спортивного инвентаря сухой тряпкой.
83. Металлические растяжки в углах ринга, с помощью которых натягиваются канаты, должны покрываться мягкими подушками в съемных белых чехлах. В непосредственной близости от обоих углов ринга должны быть установлены бачок с чистой водой и плевательница.
Вблизи ринга должны размещаться плоские ящики с канифолью для натирания подошв обуви. Посыпать брезент канифолью запрещается во избежание образования пыли.
Мягкий настил ринга должен обеспыливаться два раза в месяц с помощью пылесоса или сниматься и выколачиваться. Брезентовую покрышку также необходимо обеспыливать, а при ее загрязнении мыть и ежедневно протирать влажной тряпкой.
84. Употребляемые при прыжках маты не должны быть слишком легкими во избежание скольжения по полу; их поверхность также не должна быть скользкой, набивка матов должна быть равномерной по плоскости и состоять из материалов, легко поддающихся очистке от пыли.
Маты должны храниться в зале в вертикально подвешенном положении и не реже одного раза в неделю обеспыливаться с помощью пылесосов или выколачиваться на открытом воздухе.
Маты, исключая кожаные, должны иметь съемные матерчатые чехлы, которые по мере их загрязнения должны подвергаться стирке, но не реже одного раза в неделю.
85. Магнезия, используемая спортсменами для рук, должна храниться только в ящиках с крышками.
86. Выдаваемая на прокат обувь с коньками должна быть сухой и чистой, а коньки наточенными.