Московский железнодорожный узел является крупнейшим в сети железных дорог Российской Федерации, выполняя 37% пригородных и 25% дальних пассажирских перевозок. Учитывая их значение в транспортной обслуживании населения г. Москвы и Московского региона, Московской и Октябрьской железными дорогами постоянно осуществлялись меры по усилению материально-технической базы и совершенствования технологии работы столичного железнодорожного узла.
За прошедшие годы существенное увеличение мощностей получили пассажирские станции Москва-Курская, Москва-Казанская, Москва-Ярославская, Москва-Октябрьская. Вошли в строй полностью реконструированные Павелецкий, Ленинградский, Рижский и Савеловский вокзалы. Продолжаются работы по достройке крупнейшего в России Казанского вокзала, сооружению навесов на Ленинградском, реконструкции Ярославского вокзала, моторовагонных депо Перерва, Железнодорожная, Нахабино, Пушкино, строительству нового моторовагонного депо Крюково, осуществляющих пригородные перевозки в Московском железнодорожном узле.
Ежегодно вкладываются значительные средства на содержание и ремонт вокзалов, платформ, навесов, павильонов и других устройств. Только в 1994 году в развитие Московского железнодорожного узла вложено 190 млрд. рублей.
Вместе с тем пригородные железнодорожные перевозки осуществляются с большим напряжением. Их развитие сдерживается высокой убыточностью и отсутствием подвижного состава. Существующий парк электропоездов морально и физически устарел и требует замены.
Программа подготовки Московского железнодорожного узла к празднованию 850-летия основания Москвы требует 1,6 трлн. рублей, в том числе на приобретение электропоездов, завершение строительства здания Казанского и реконструкцию навесов Ленинградского вокзалов - 900 млрд. рублей.
В целях улучшения транспортного обслуживания москвичей и жителей Подмосковья, своевременной подготовки Московского железнодорожного узла к празднованию 850-летия основания Москвы Правительство Москвы и Коллегия Министерства путей сообщения Российской Федерации постановили:
1. Московской и Октябрьской железным дорогам:
1.1. Осуществить в необходимых объемах ремонт вокзалов, служебно-технических зданий, пассажирских платформ и других сооружений, а также благоустройство территорий и въездов в г. Москву.
1.2. Совместно с префектурами административных округов рассмотреть вопрос рационального использования территорий грузовых дворов.
1.3. Представить в Правительство Москвы обоснование расходов, связанных с реконструкцией Казанского вокзала, навесов Ленинградского вокзала и приобретением электропоездов.
2. АО "Мосгипротранс" обеспечить в соответствии с графиком работ выдачу проектно-сметной документации на строительство Казанского вокзала.
3. Московской железной дороге:
3.1. Совместно с корпорацией "Трансстрой" и при участии треста "Мосэлектротягстрой" завершить в первом полугодии 1997 года реконструкцию Казанского вокзала.
3.2. Выполнить силами и за счет средств Московской железной дороги капитальный ремонт существующего здания Казанского вокзала: левого крыла - в 1996 году и правого - в первом полугодии 1997 года.
3.3. Завершить во втором квартале 1995 года реконструкцию Ярославского вокзала.
3.4. Осуществить реконструкцию и расширение моторовагонных депо: в 1995 году - Перерва и Железнодорожная, в 1996 году - Пушкино, в 1997 году - Нахабино.
3.5. Реконструировать в 1996 году депо Орехово-Зуево для ремонта пассажирских вагонов.
4. Октябрьской железной дороге совместно с корпорацией "Трансстрой" и при участии треста "Мосэлектротягстрой":
4.1. Выполнить в 1995-1996 гг. строительство навесов над платформами Ленинградского вокзала.
4.2. Завершить в первом полугодии 1997 года строительство моторовагонного депо Крюково.
5. Министерству путей сообщения Российской Федерации:
5.1. Выделить из централизуемых средств МПС 50% необходимого объема финансирования на достройку Казанского вокзала: в 1995 году - 22 млрд. рублей, в 1996 году - 27 млрд. рублей, в 1997 году - 17 млрд. рублей (в ценах декабря 1994 года).
5.2. Осуществить меры по улучшению подготовки пассажирских составов, следующих в г. Москву из регионов России и стран СНГ.
6. Правительству Москвы создать Городской штаб по координации работ по подготовке железнодорожных вокзалов, прилегающих к ним территорий и въездов в г. Москву к празднованию 850-летия основания Москвы. Утвердить состав городского штаба в соответствии с приложением N 1 к настоящему постановлению.
7. Префектам административных округов:
7.1. Привести в надлежащее состояние прилегающие к железнодорожным въездам территории, здания, сооружения, заборы. Ликвидировать свалки мусора с территорий, прилегающих к полосе отвода железной дороги.
7.2. Обеспечить выполнение мер по упорядочению торговли вблизи вокзалов и остановочных пунктов.
8. Одобрить предварительные предложения Москомархитектуры по развитию и реконструкции площади Курского вокзала и приведению территорий и зданий, прилегающих к московским вокзалам, в соответствие с их общим архитектурным обликом.
9. Москомархитектуре подготовить с привлечением отраслевых проектных институтов и Московской железной дороги предложения по реконструкции Курского вокзала, имея в виду создание единого ансамбля на привокзальной площади с включением в него строящейся станции метро "Чкаловская", автостоянки, железнодорожных касс и камеры хранения ручной клади в границах от существующего здания вокзала до Садового кольца, а также разработку концепции восточной части привокзальной площади Курского вокзала.
10. Департаменту строительства:
10.1. Решить вопросы поставки местных строительных материалов, железобетонных и алюминиевых конструкций, изделий из естественного камня с заводов АО "Моспромстройматериалы" и АО "Мосмонтажспецстрой" по согласованной с ними технической документации.
10.2. Выполнить силами АО "Мосинжстрой" прокладку внеплощадочных сетей теплоснабжения по субподрядному договору и согласованным проектам на объектах Казанского вокзала и депо Крюково.
11. Просить АО "Мосэнерго" выполнить прокладку внеплощадочных кабельных линий для электроснабжения Казанского вокзала по прямому генеральному договору в сроки, обеспечивающие ввод вокзала в первом полугодии 1997 года.
12. Департаментам строительства, транспорта и связи и Москомархитектуре предусмотреть с окончанием строительства Казанского вокзала выполнение работ по архитектурному оформлению привокзальной площади на ул. Новорязанской с соответствующей организацией движения городского транспорта.
13. Разрешить тресту "Мосэлектротягстрой" привлечение на объекты Казанского вокзала и депо Крюково квалифицированной рабочей силы из стран СНГ вахтовым методом в количестве до 200 человек ежегодно в течение 1995-1997 гг. с освобождением от оплаты за выдачу разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.
14. Миграционной службе г. Москвы выдать тресту "Мосэлектротягстрой" подтверждение на право трудовой деятельности в г. Москве рабочих-специалистов из стран СНГ в соответствии с п. 13.
15. Паспортному управлению ГУВД г. Москвы осуществлять регистрацию рабочих, прибывающих из стран СНГ для работы в тресте "Мосэлектротягстрой", без взимания ежесуточной платы за пребывание в г. Москве.
16. Департаменту муниципального жилья рассмотреть возможность передачи в 1996 году тресту "Мосэлектротягстрой", Московской и Октябрьской железным дорогам по себестоимости 2000 кв.м и по 1000 кв. м жилой площади соответственно для улучшения жилищных условий кадровых работников - очередников предприятий.
17. Департаменту финансов:
17.1. Предусмотреть в бюджете на 1995 год отдельной строкой в доходах сумму налоговых платежей, причитающихся бюджету Москвы за 1994 год с Московской и Октябрьской железных дорог, и в расходах - финансирование затрат по строительству Казанского вокзала в пределах этой суммы.
17.2. Произвести зачет суммы доходов и расходов, предусмотренных в п. 17.1, в соответствии с письмом Госналогслужбы и Минфина России от 1 декабря 1994 года N ВЗ-6-13/465, 157 путем оформления Московской и Октябрьской железным дорогам казначейских налоговых освобождений.
18. Департаменту транспорта и связи совместно с Московской и Октябрьской железными дорогами по согласованию с департаментами экономической политики и финансов, Государственной налоговой инспекцией по г. Москве рассмотреть вопрос о предоставлении по платежам в бюджет Москвы дополнительных налоговых льгот, направленных на укрепление материально-технической базы железнодорожных узлов, расположенных на территории города.
19. Обеспечить изменение тарифа на проезд в электропоездах в пределах г. Москвы на уровне стоимости проезда на метрополитене - одновременно с изменением Администрацией Московской области тарифа на проезд в пригородном железнодорожном транспорте.
20. ГУВД г. Москвы и Московскому УВД на железнодорожном транспорте принять дополнительные меры по борьбе с правонарушениями на железнодорожном транспорте и территориях, прилегающих к вокзальным комплексам и остановочным пунктам.
21. Просить Администрацию Московской области:
21.1. Внести на рассмотрение Московской областной Думы проект Закона "О предоставлении налоговых льгот железным дорогам" для покрытия убытков от пригородных перевозок.
21.2. Рассмотреть вопрос об увеличении с апреля 1995 года тарифов в пригородном железнодорожном сообщении с коэффициентом в 6,6 раза к действующим с последующей индексацией одновременно с г. Москвой.
21.3. Освободить Московскую и Октябрьскую железные дороги от уплаты средств на содержание инспекции госархстройнадзора, противопожарного обслуживания Московской области в размере 0,5% от сметной стоимости строительства (реконструкции) объекта, а также освободить от взносов по долевому участию на развитие инженерной инфраструктуры области.