Дата введения 31 января 1994 г.
Вводятся впервые
Система нормативных документов Государственной противопожарной службы МВД России* включает в себя стандарты, нормы и правила. Нормативные документы Государственной противопожарной службы относятся к федеральным нормативным документам, устанавливают требования в области организации работы органов государственного пожарного надзора и пожарной безопасности, являются обязательными для юридических и физических лиц независимо от ведомственной принадлежности, вида собственности объектов и источников финансирования. Система нормативных документов Государственной противопожарной службы действует наряду с аналогичными государственными и ведомственными системами. При разработке нормативных документов Государственной противопожарной службы необходимо руководствоваться действующими законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Настоящие нормы устанавливают: порядок разработки, согласования, утверждения, регистрации, пересмотра и изменений нормативных документов; ответственность за несоблюдение требований нормативных документов; организацию контроля за соблюдением нормативных документов. В дополнение к нормативным документам могут выпускаться вспомогательные материалы - свод правил. При разработке свода правил необходимо руководствоваться СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения".
1. Порядок разработки нормативных документов
1.1. Основаниями для разработки нормативных документов Государственной противопожарной службы являются:
акты и поручения высших органов государственной власти и управления;
решение руководства министерства;
утвержденный в установленном порядке план работы МВД России или Главного управления Государственной противопожарной службы** МВД России, план-график правоподготовительных работ;
инициатива других министерств и ведомств;
инициатива подразделений министерства.
1.2. Устанавливаются следующие этапы разработки нормативных документов Государственной противопожарной службы:
1.2.1. Организация разработки, составление, согласование и утверждение технического задания (при разработке документа организациями по заявке или заданию ГУГПС МВД России);
1.2.2. Разработка проекта документа и рассылка его на отзыв в заинтересованные организации;
1.2.3. Рассмотрение отзывов, разработка окончательной (второй и последующей) редакции проекта документа;
1.2.4. Подготовка, согласование и внесение проекта документа на рассмотрение экспертным советом органа Государственной противопожарной службы;
1.2.5. Рассмотрение проекта документа экспертным советом, его утверждение и регистрация;
1.2.6. Издание нормативного документа.
1.3. Для разработки нормативного документа органом Государственной противопожарной службы назначается ведущая организация-разработчик.
1.4. По решению высшего органа Государственной противопожарной службы к разработке нормативного документа могут привлекаться в установленном порядке территориальные органы Государственной противопожарной службы, ВНИИПО, ВИПТШ МВД России, а также организации.
1.5. Перечень нормативных документов, разрабатываемых территориальными органами Государственной противопожарной службы (республиканских, региональных и др.), подлежит предварительному согласованию с Главным управлением Государственной противопожарной службы. Нормативные документы территориальных органов Государственной противопожарной службы не должны дублировать нормативные документы Главного управления Государственной противопожарной службы, а также противоречить им.
Нормативные документы, разработанные территориальными органами Государственной противопожарной службы с отступлениями от установленного в настоящих нормах порядка, подлежат отмене уполномоченным на то должностным лицом органов внутренних дел Российской Федерации.
2. Правила изложения и оформления нормативных документов
2.1. Наименование нормативного документа должно быть кратким.
2.2. На второй странице обложки указываются организации, разработавшие нормативные документы, их ведомственная принадлежность, подразделение, подготовившее нормативный документ к утверждению, и исполнители, наименование и шифр нормативных документов, утрачивающих силу с введением в действие данного. На второй странице обложки, на титульном листе или на первой странице должна быть запись о согласовании с заинтересованными организациями и органами надзора (например, "Согласовано с МПС России 20 мая 1992 года N АБ-1234").
2.3. Нормативный документ должен иметь вводную часть, в которой указывают область его применения, сферы действия документа.
2.4. Изложение требований должно быть кратким (без повторений, пояснений и обоснований) и четким, исключающим возможность различного толкования.
2.5. При изложении обязательных требований в тексте нормативного документа должны применяться слова "должен", "следует", "необходимо", "обязаны" и производные от них. Как исключение допускается ограничивать обязательность требований словами "как правило", которые означают, что данное требование является преобладающим, а отступление от него должно быть обосновано организацией, применяющей документ.
2.6. В зависимости от содержания текст документа должен быть разделен на разделы. Разделы и пункты в нормативном документе нумеруются арабскими цифрами по аналогии с настоящими нормами. Разделы могут делиться на подразделы, имеющие заголовки, при этом подразделы не нумеруются и сохраняется сквозная нумерация пунктов в пределах всего раздела. Подпункты следует начинать с абзаца, они не нумеруются и знаком "тире" не отделяются. При необходимости подпункты обозначаются строчными буквами русского алфавита со скобкой или тремя цифрами: 3.6.1., 3.6.2. и т.д.
2.7. Отдельный текст нормативных документов может быть дан в виде обязательных, рекомендуемых и справочных приложений.
2.8. При ссылках на стандарты или строительные нормы и правила указывают только обозначение или шифр документа без наименования. При ссылках на другие документы указывают названия документа и наименование утвердившей организации. Ссылаться следует на документ в целом или на его разделы и приложения (обязательные и рекомендуемые); ссылки на подразделы, пункты, таблицы и иллюстрации не допускаются.
2.9. Все приложения должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Приложения должны иметь общую с текстом нумерацию страниц. В приложениях разделы, пункты, таблицы, формулы, графические материалы нумеруются в пределах каждого приложения. Степень обязательности приложения указывается на его первой странице. На обязательные и рекомендуемые приложения должны быть ссылки в тексте документа с указанием степени обязательности приложения.
2.10. В примечаниях к пунктам или таблицам допускаются только поясняющие или справочные данные.
2.11. В тексте нормативного документа не допускается:
а) применять для одного и того же понятия различные термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;
б) применять обороты разговорной речи;
в) применять произвольные словообразования (например, госпожнадзор, вентоборудование);
г) применять сокращение слов, кроме установленных правилами русской орфографии;
д) применять условные сокращения стандартов (ГОСТ, ОСТ, РСТ, СТП) без регистрационного номера.
2.12. Цифровой материал в нормативном документе следует оформлять в виде таблицы. Таблицы помещают без заголовков со ссылкой на них в тексте нормативного документа. Нумерация таблиц должна быть сквозной в пределах основного текста нормативного документа. Помещаемые в конце нормативного документа приложения в виде таблиц должны иметь заголовки.
2.13. При оформлении проектов нормативных документов следует руководствоваться также требованиями, предъявляемыми к рукописям технической литературы.
2.14. В нормативном документе не допускается повторять содержание других нормативных документов. Требования, приводимые в документе, должны быть полностью увязаны с требованиями, установленными в других нормативных документах.
3. Техническое задание и первая редакция проекта нормативного документа
3.1. Техническое задание составляется ведущей организацией-разработчиком в порядке, установленном СНиП "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", по форме, изложенной в обязательном приложении 1.
При разработке проекта нормативного документа непосредственно Главным управлением Государственной противопожарной службы (без привлечения территориальных органов Государственной противопожарной службы, ВНИИПО, ВИПТШ МВД России, а также других организаций) техническое задание может не составляться.
3.2. Ответственность за соблюдение сроков разработки проекта нормативного документа и его качество несет ведущая организация-разработчик.
3.3. К проекту нормативного документа составляется пояснительная записка, в которой указываются:
основание для разработки документа;
цели и задачи разработки;
обоснование принятых в проекте документа требований, данные из отчетов о научно-исследовательских работах или ссылки на имеющиеся отчеты;