3.3.2.2. В результате действия непреодолимой стихийной силы.
3.3.2.3. При работе судов в ледовых условиях.
3.3.2.4. Происшедшие при производстве экспериментальных и опытных рейсов и работ.
4. Виды и причины транспортных происшествий
4.1. Виды транспортных происшествий:
4.1.1. Столкновения.
4.1.2. Удар.
4.1.3. Затопление судов.
4.1.4. Посадка на мель.
4.1.5. Повреждение гидротехнических сооружений.
4.1.6. Прочие (все другие транспортные происшествия при движении судов, не подпадающие под определения п.п. 4.1.1 - 4.1.5).
4.2. Причины транспортных происшествий:
4.2.1. Невыполнение личным составом судов должностных обязанностей, предусмотренных нормативно-распорядительными документами.
4.2.2. Нарушение вахтенным начальником или членами экипажа судна трудовой дисциплины.
4.2.3. Недостаточная профессиональная пригодность, судоводительские ошибки.
4.2.4. Неудовлетворительное содержание пути, гидротехнических сооружений, навигационного оборудования судовых ходов.
4.2.5. Технические неисправности судовых устройств, механизмов, систем, конструктивные недостатки, превышение допустимого уровня изношенности корпуса судна.
4.2.6. Невыполнение береговыми работниками требований документов, регламентирующих безопасность судоходства.
4.2.7. Непреодолимые и непредвиденные обстоятельства.
4.2.8. Прочие.
5. Донесение о транспортном происшествии
5.1. О случае транспортного происшествия капитан (командир) или другие должностные лица судна и (или) гидротехнического сооружения независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, используя оперативную связь (радио, телефон, телеграф и др.), обязаны безотлагательно сообщить о нем в ближайший линейный отдел судоходной инспекции, а также диспетчерскому аппарату порта или района гидросооружения, владельцу судна сведения, указанные в Приложении 1.
Поступившие сведения указанных должностных лиц, а также выявленные сотрудниками судоходной инспекции транспортные происшествия регистрируются линейными отделами Государственной речной судоходной инспекции.
5.2. Диспетчер порта, другого транспортного предприятия, района гидросооружений, сотрудник линейного отдела Государственной речной судоходной инспекции, получивший информацию о транспортном происшествии, немедленно докладывает о случившемся руководителям организаций по подчиненности.
5.3. Руководители транспортных организаций, Государственных предприятий водных путей и гидротехнических сооружений, Государственной речной судоходной инспекции бассейна об авариях информируют соответственно Департамент речного транспорта, Государственную речную судоходную инспекцию Российской Федерации и органы транспортной прокуратуры по месту происшествия.
5.4. Капитан (командир) или другое должностное лицо в случае транспортного происшествия обязан:
5.4.1. Принять меры к ликвидации или уменьшению последствий транспортного происшествия.
5.4.2. При аварии поддерживать постоянную связь с судовладельцем, ближайшим транспортным предприятием и линейным отделом судоходной инспекции.
5.4.3. Покидать место происшествия только с разрешения судоходной инспекции.
5.4.4. В течение суток составить в трех экземплярах "Акт транспортного происшествия" по форме, указанной в Приложении 2.
5.4.5. Акты на транспортные происшествия с гидротехническими сооружениями и плотами оформляются с участием представителей их владельцев.
5.4.6. При двух и более участниках транспортного происшествия акт составляется ими совместно. При разногласиях участников транспортного происшествия о его причинах и последствиях акты составляются раздельно.
5.5. Владельцы судов и гидротехнических сооружений независимо от информации капитанов в случае транспортного происшествия обязаны:
5.5.1. Немедленно сообщить в линейный отдел судоходной инспекции, в водах которой оно совершено, а об аварии и транспортной прокуратуре.
5.5.2. В информации указать время и место, причины и обстоятельства транспортного происшествия, характер полученных повреждений и принятые меры по ликвидации его последствий.
5.5.3. Установить капитану (командиру) судна конкретное время предоставления последующей информации.
5.5.4. Выезжать при необходимости на место для руководства работами по ликвидации последствий транспортного происшествия.
6. Расследование транспортных происшествий
6.1. Подразделениями Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации подлежат расследованию:
6.1.1. Аварии.
6.1.2. Эксплуатационные происшествия с пассажирскими и нефтеналивными судами, с другими типами судов по решению начальника Государственной речной судоходной инспекции бассейна.
6.2. Владельцы судов и гидротехнических сооружений обязаны производить расследование эксплуатационных происшествий, не подпадающих под действие п. 6.1.2.
6.3. Департамент речного транспорта в необходимых случаях создает комиссии по руководству и координации действий по ликвидации последствий, оказанию помощи пострадавшим, восстановлению движения, расследованию и т.д.
6.4. Расследование транспортных происшествий проводится в следующие сроки:
6.4.1. С пассажирскими судами - до 5 суток.
6.4.2. С другими судами, составами (в том числе плотовыми) и гидротехническими сооружениями - до 10 суток.
6.4.3. При проведении экспертиз, выяснении сложных причин аварий указанные сроки по решению начальника Государственной речной судоходной инспекции бассейна могут быть увеличены до 10 суток.
Примечание. Время расследования исчисляется с момента регистрации транспортного происшествия до вынесения постановления начальником линейного отдела Государственной речной судоходной инспекции.
6.5. Расследование не должно задерживать ликвидацию последствий транспортного происшествия и работ по восстановлению движения на данном участке судоходного пути.
6.6. Работники инспекции, ведущие расследование транспортного происшествия, имеют право: