Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (утв. Минтрансстроем, Минтрансом РФ 27.12.1991, ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства РФ) стр. 12

отрывать плиту, примерзшую к земле или присыпанную грунтом;
подтаскивать плиту косым натяжением каната или поворотом стрелы;
находиться в зоне перемещения плиты кранами и в стесненных местах между перемещаемой плитой и другими объектами;
перемещать плиту над кабиной автомобиля, перевозящего плиты, а водителю во время погрузочно-разгрузочных операций находиться в кабине;
направлять движение перемещаемой краном плиты вручную; для этого следует применять такелажные багры длиной 1,5 - 1,8 м или стропы-оттяжки;
использовать стропы, не соответствующие весу поднимаемого груза;
при подъеме плиты придерживать руками крюки и тросовые петли.
5.5.11. С целью повысить безопасность укладки плит необходимо:
поднимать плиты сначала на высоту 20 - 30 см, а затем, убедившись в надежности зачалки и устойчивости крана, производить дальнейший подъем и перемещение плит;
осуществлять точную наводку плит на место их укладки при высоте подъема над основанием не более 20 см;
применять стропы размером, соответствующим размеру укладываемых плит; угол между ветвями строп не должен превышать 90°.

5.6. Герметизация швов

5.6.1. При выполнении работ по герметизации швов с применением расплавленных, огнеопасных материалов, веществ, выделяющих вредные испарения, которые могут вызвать термические или химические ожоги, необходимо применять соответствующие СИЗ.
5.6.2. При приготовлении или разогреве мастики следует соблюдать следующие требования техники безопасности:
котел заполняется мистикой не более чем на 3/4 его вместимости;
во избежание вспышки температура нагрева мастики не должна превышать значений, указанных в ТУ на эту мастику;
для измерения температуры мастики следует использовать термометр со шкалой не менее 250 °C;
для ликвидации возможной вспышки мастики на месте работ должен быть ящик с песком;
загружать котел следует со стороны, противоположной топке;
не разрешается загружать в котел с горячим битумом влажные материалы, используемые для приготовления мастики, во избежание сильного вспенивания смеси, перелива ее через край котла и воспламенения;
брать пробу мастики для определения ее готовности следует только специальными черпаками;
при приготовлении грунтовочного материала смешение горячей мастики с керосином необходимо производить на расстоянии не менее 50 м от места разогрева мастики;
разогретую мастику следует вливать в керосин при непрерывном перемешивании; температура мастики в момент введения ее в керосин не должна превышать 70 °C.
5.6.3. При вспышке мастики котел необходимо плотно закрыть крышкой (кашмой). Тушить горящую мастику следует только сухим песком или пенными огнетушителями. Заливать водой горящую мастику запрещается.
5.6.4. Места хранения растворителей, подгрунтовочных растворов, мастики, битума должны быть оснащены щитами, оборудованными лопатой, ломом, топором, ведрами, баграми, огнетушителями. Рядом со щитом должны находиться ящики с сухим чистым песком. Расстояние от резервуаров с растворителями до зданий и различных сооружений должно быть не менее 50 м, а между резервуарами - не менее 10 м.
5.6.5. Места хранения растворителей следует оградить и снабдить знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026-76.
5.6.6. Рабочие, занятые продувкой швов сжатым воздухом от компрессора и приготовлением пескоцементного раствора, должны иметь средства индивидуальной защиты: защитные очки и респираторы.

6. Требования безопасности при строительстве дорог в горной местности

6.1. Общие положения

6.1.1. Работающие на строительстве дорог в горной местности должны проходить обучение безопасному ведению работ по специальной программе, разработанной руководством дорожной организации.
6.1.2. К работе по очистке обвальных склонов и откосов от неустойчивых глыб допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и специальное обучение под руководством мастера-инструктора по альпинизму.
6.1.3. Все работающие по очистке обвалоопасных склонов и откосов должны быть обеспечены приспособлениями для безопасного ведения работ и скалолазным снаряжением.

6.2. Организация работ при строительстве автомобильных дорог в горной местности

6.2.1. Строительство автомобильных дорог в горной местности осуществляется на основе разработанных проектов производства работ.
6.2.2. До начала работ, а также в процессе разработки горных склонов должна быть организована специальная служба постоянного наблюдения за устойчивостью скальных обломков и всего склона, а также лавино-, селеопасных участков.
6.2.3. В оползневой или обвальной зоне следует обеспечить постоянный авторский надзор проектной организации за соответствием фактических инженерно-геологических и гидрогеологических условий данным, принятым в проекте.
6.2.4. До начала основных работ по строительству дороги необходимо провести весь комплекс защитных мероприятий.
6.2.5. Перед строительством противообвальных сооружений с верхней части горных склонов и откосов должны быть удалены камни и неустойчивые глыбы скальных грунтов.
6.2.6. При циклическом характере оползневых и обвальных процессов на склоне строительство защитных сооружений следует осуществлять в период относительной стабильности склона.
6.2.7. В случае обнаружения неустойчивости склонов и отдельных скальных обломков люди и работающие механизмы должны быть немедленно удалены за пределы опасной зоны.
6.2.8. Устройство временных отвалов в активной части оползневой зоны запрещается.
6.2.9. Котлованы, траншеи и выемки в оползневой и обвальной зонах следует разрабатывать отдельными захватками, оставляя между ними грунт в природном состоянии.
6.2.10. Вскрытие очередной захватки допускается только после окончания всех работ по предыдущей захватке, в том числе обратной засыпки грунта и его уплотнения, согласно требованиям ППР.
6.2.11. Запрещается оставлять вскрытые котлованы и траншеи, а также незакрепленные откосы выемок на период выпадения осадков и снеготаяния.
6.2.12. При искусственном водопонижении и водоотливе следует осуществлять организованный отвод воды из котлованов, траншей и выемок в постоянные или временные водостоки, исключающие обводнение оползневой и обвальной зон.
6.2.13. Допускается размещать в оползневой и обвальной зонах береговые и подводные карьеры для добычи местных строительных материалов, если их разработка не приведет к нарушению устойчивости склона.
6.2.14. При ведении работ на склонах нагорные канавы и ограждающие валы для отвода поверхностных вод должны быть устроены до начала работ по возведению насыпей и разработке выемок.
6.2.15. Для предотвращения обрушения грунта с откоса и обеспечения устойчивости насыпи на горном склоне нарезка уступов должна производиться с верхнего уступа с перемещением грунта вниз по склону.
6.2.16. Взрывные работы следует проводить в соответствии с "Едиными правилами безопасности при взрывных работах".
6.2.17. Для защиты населенных пунктов и инженерных сооружений, расположенных ниже по склону, при производстве взрывных работ должны быть установлены амортизирующие и задерживающие ограждения согласно проекту производства работ.