Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (утв. Минтрансстроем, Минтрансом РФ 27.12.1991, ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства РФ) стр. 10

5.2.3. Очистку ротора и смену лопаток следует проводить после установки ротора на прочные инвентарные подкладки и отключения двигателя машины.
5.2.4. При распределении вяжущих материалов (битумов, битумных эмульсий, дегтей и т.п.) по укрепленному грунту или уложенному цементогрунтовому слою автогудронаторами необходимо соблюдать следующие требования:
перед началом работы проверить работу системы битумопроводов, кранов и распределителей, прочистить их, удостовериться в наличии и исправности огнетушителей, электроосвещения и звуковой сигнализации;
до наполнения цистерны установить автогудронатор на горизонтальной площадке и застопорить, проверить наборный шланг и надежность присоединения его к всасывающему патрубку, а также чистоту фильтра в приемной трубке;
наполнять цистерну только через фильтр при малых и средних оборотах насоса. Запрещается наливать в цистерну горячий (свыше 50 °C) вяжущий материал до полного удаления из нее воды, битумной эмульсии или растворителя и т.п., разжижать вяжущий материал в цистерне, находиться под наполненной цистерной;
до выезда с базы проверить надежность крепления распределительных труб и ручного распределителя;
перед зажиганием форсунки проконтролировать надежность присоединения топливопровода, исправность подачи топлива и давление в топливном бачке, убедиться в отсутствии капель и подтеков битума в топке;
зажигать форсунку только с помощью факела (запальника) с ручкой длиной 1,5 - 2 м, находясь сбоку; топливо подавать слабой струей, постепенно увеличивая его подачу до нормальной;
перед розливом вяжущего погасить форсунки и закрыть вентили трубопровода подачи топлива;
не оставлять без присмотра работающую систему подогрева.
5.2.5. Подтягивать и отсоединять наборный рукав при перекачивании вяжущих, имеющих высокую температуру, следует только в рукавицах.
5.2.6. При подогреве вяжущего материала в цистерне автогудронатора запрещается:
разжигать горелки и производить подогрев, если слой вяжущего на жаровых трубах тоньше 20 см, а также если цистерна залита полностью и нет свободного объема для расширения вяжущих материалов при нагреве;
нагревать в цистерне обводненное вяжущее;
заправлять топливный бак форсунок бензином (или лигроином) вместо керосина.
5.2.7. При разжигании переносной форсунки машинист гудронатора должен находиться сбоку от нее.
5.2.8. Запрещается поднимать распределительные трубы после розлива вяжущего до переключения на циркуляцию.
5.2.9. При розливе битума запрещается находиться от распределительных труб автогудронатора на расстоянии менее 10 м.
5.2.10. При размещении грунтосмесительных установок главный транспортер следует располагать по направлению преобладающих ветров.
5.2.11. Для предотвращения выдувания вяжущих материалов на транспортере следует предусмотреть ограждения.
5.2.12. Во время работы лопастной мешалки смесителей (например, ДС-50А, ДС-50Б) запрещается снимать верхние защитные крышки.
5.2.13. Зачалку узлов установки ДС-50А (ДС-50Б) следует производить в местах, обозначенных специальным знаком.
5.2.14. При поднятии узлов установок, перемещении и опускании их на место следует пользоваться растяжками-канатами.
5.2.15. Сборку, разборку и ремонт отдельных деталей грунтосмесительной машины можно проводить после поднятия и установки их на опорные козлы.
5.2.16. Работа передвижного склада цемента запрещается при температуре воздуха ниже минус 30 °C.
5.2.17. Открывать верхний люк склада разрешается только при отсутствии давления в емкости.
5.2.18. Запрещается осуществлять разъединение шлангов и воздуховодов, находящихся под давлением, работать при неисправном моновакуумметре. Проверку и опломбирование моновакуумметра следует проводить не реже 1 раза в год, а также после каждого ремонта прибора.

5.3. Строительство асфальтобетонных и черных покрытий и оснований

5.3.1. В темное время суток место укладки асфальтобетонной смеси должно быть освещено согласно ГОСТ 12.1.046-85.
Для освещения следует использовать передвижные, переносные и установленные на дорожно-строительных машинах осветительные приборы.
5.3.2. Движение автомобилей-самосвалов в зоне укладки асфальтобетонной смеси разрешается только по сигналу приемщика смеси; перед началом движения водитель обязан подать звуковой сигнал.
5.3.3. Открывать задний борт автомобиля-самосвала при выгрузке асфальтобетонной смеси в бункер асфальтоукладчика необходимо специальным металлическим крючком.
5.3.4. Запрещается производить очистку от смеси крыльев приемного бункера во время движения асфальтоукладчика.
5.3.5. Выгрузку асфальтобетонной смеси из автомобиля-самосвала в приемный бункер асфальтоукладчика следует выполнять лишь после его остановки, предупредительного сигнала машиниста асфальтоукладчика и удаления рабочих на расстояние 1 м от боковых стенок бункера.
5.3.6. Кузов автомобиля-самосвала от остатков асфальтобетонной смеси необходимо очищать стоя на земле специальными скребками и лопатой с ручкой длиной не менее 2 м.
5.3.7. В процессе работы расстояние между катками и другими самоходными машинами должно быть не менее 5 м. При меньшей дистанции проход между катками и другими движущимися машинами запрещается.
5.3.8. При работе асфальтоукладчиков и катков запрещается:
находиться посторонним лицам в зоне действия рабочих органов;
входить на площадку управления до полной остановки машины;
регулировать работу уплотняющих органов;
оставлять без присмотра машины с работающими двигателями;
ремонтировать шнеки, питатели и другие механизмы.
5.3.9. При длительных перерывах в работе (6 ч и более) асфальтоукладчики и катки необходимо очистить, установить в один ряд и затормозить.
С обеих сторон колонны машин следует ставить ограждения с красными сигналами: днем - флажки, ночью - фонари.
5.3.10. При ручной укладке и исправлении дефектных участков покрытия расстояние переноса асфальтобетонной смеси лопатами не должно превышать 8 м. При большем расстоянии следует пользоваться носилками с бортами с трех сторон или легкими тачками с опрокидыванием вперед.
5.3.11. При работе с асфальтобетонными смесями, содержащими поверхностно-активные вещества (ПАВ) и активаторы, необходимо соблюдать правила охраны труда, изложенные в ВСН 59-68. Рабочие должны регулярно проходить медосмотр (согласно Приказу МЗ СССР N 555 от 29.09.89). Страдающие глазными и кожными заболеваниями, беременные женщины и кормящие матери не допускаются к работе с ПАВ.
5.3.12. При использовании полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) в асфальтобетонных смесях следует руководствоваться ГОСТ 12.1.044-84.
5.3.13. Расстояние от емкостей с растворителями, растворами дивинилстирольного термоэластопласта (ДСТ) и других полимеров до сооружений, строений, битумных котлов должно быть не менее 50 м.
Места хранения растворителей и растворов полимеров должны быть обозначены предупредительными надписями: "Огнеопасно", "Курить запрещено", "Сварка запрещена". При смешении растворов полимеров или резины с битумом запрещается подогревать битумный котел. Растворы полимеров разрешается вводить в битум только через шланг, опустив его конец в битум.
Приготавливать полимерно-битумное вяжущее или резинобитумную композицию разрешается только в дневное время под руководством ответственного лица.