Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (утв. Минтрансстроем, Минтрансом РФ 27.12.1991, ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства РФ) стр. 8

4.2.7. Механизированные подготовительные работы во всех районах II дорожно-климатической зоны следует проводить, как правило, в зимнее время.
Перед началом работы техники на болоте все непромерзшие участки должны быть обозначены хорошо видимыми вешками, указателями и знаками.
Производить работы на непромороженном, необследованном болоте, а также в темное время суток запрещается.
На болотах с низкой несущей способностью следует проводить искусственное промораживание поверхности на глубину не менее 40 см способами, предусмотренными проектом производства работ (очистка от снега, проминка, намораживание, армирование хворостом и т.п.).
Обязательными мероприятиями, обеспечивающими безопасное движение техники по заболоченной местности, являются:
предварительное обследование мест предполагаемого передвижения техники по торфяникам и определение вероятности опасных выделений и скоплений болотного газа, газолина и других нефтепродуктов;
снабжение машин на гусеничном ходу люками в крыше кабины (или открытые двери в кабине). Курить в кабинах машин при преодолении заболоченных участков, в частности торфяных болот, категорически запрещается.
Транспортные средства должны быть снабжены шанцевым инструментом (топор, пила, лопата) и буксировочным тросом длиной не менее 10 м, один конец которого должен быть зацеплен за фаркоп транспортного средства, а другой закреплен на кабине мягкой проволокой.
Расстояние между машинами должно быть не менее 10 м.
Производство работ на болотах с мочажинами или вблизи озер одиночными машинами не разрешается.
Заболоченные участки и болота на гусеничных машинах следует преодолевать, предварительно убедившись в проходимости участка, кратчайшим путем и в направлении, требующем минимального количества поворотов. До подхода к заболоченному участку необходимо выбрать оптимальную передачу, до минимума снизив необходимость переключения скорости. Во время движения нельзя резко менять частоту вращения двигателя во избежание пробуксовывания гусеничных цепей.
Запрещается передвижение гусеничных машин с людьми по горелому лесу или лесу с большим количеством сухостойных деревьев. В этих случаях люди должны идти за машиной на расстоянии не менее 100 м, надев защитные каски.
4.2.8. В состав отряда для разбивки пионерной траншеи и полосы отвода обязательно надо включать группу обследования, которая определяет толщину промерзшего слоя грунта бурением через каждые 100 м на болотах I типа и через каждые 50 м - на болотах II типа в трех точках трассы дороги (по оси, влево и вправо на 10 м от оси); оценивает несущую способность толщи; выявляет полыньи, пропарины, возможность опасных выделений и скоплений болотного газа, газолина и других нефтепродуктов.
Отряд должен быть укомплектован универсальным тракторным агрегатом с лебедкой, бульдозером, корчевателями-собирателями, двухотвальным снегоочистителем и бензомоторными пилами.
4.2.9. Землеройная и транспортная техника, занятая на пробивке пионерной траншеи и подготовительных работах, должна иметь комплект необходимых спасательных средств для людей (пояса, жилеты, веревки, шесты, при необходимости лодка).
4.2.10. За механизированной колонной должна идти бригада рабочих, которая ставит указательные знаки, обставляет полосу отвода вехами, устраивает на отдельных участках выравнивающий слой из грунта в ямах, образовавшихся после удаления деревьев и пней.
4.2.11. Расчистку полосы отвода от леса, кустарника и корчевку пней надлежит выполнять только в дневное время.
Запрещается производить расчистку и перемещаться за границами полосы отвода.
4.2.12. Валку, трелевку и раскряжевку леса следует проводить в соответствии с "Правилами техники безопасности и производственной санитарии на лесозаготовках, лесосплаве и в лесном хозяйстве" и "Правилами по охране труда при изысканиях и проектировании автомобильных дорог".
4.2.13. На болотах типа I-А допускается применение кусторезов Д-174В и Д-514 в виде навесного оборудования к трактору Т-100 с удельным давлением на грунт около 0,06 МПа (0,6 кгс/кв. см), а также кусторезов с граблями КБ-2,8 на тракторе ДТ-55 и КБ-4 на тракторе Т-100Б.
На болотах типа I-Б используется сменное оборудование к экскаватору МТП-71.
4.2.14. Категорически запрещается курить в кабинах транспортных средств, где возможна концентрация болотного газа, вытесненного днищем машины, а также бросать горящие спички и разводить костры.
4.2.15. При появлении признаков пожара (запах болотного газа, дыма, гарь, массовый перелет птиц в одном направлении и т.п.) необходимо принять срочные меры для выведения людей в безопасное место.
При возникновении пожара следует приступить к тушению с помощью имеющихся средств, сообщив об этом руководству строительством и местным органам власти.
4.2.16. Одним из основных мероприятий в период подготовительных работ является обустройство рабочей зоны для обеспечения проходимости землеройных, транспортных и других машин и оборудования: устройство рабочей платформы для землеройно-транспортных машин и путей для безопасного перемещения грунта. Перечень мероприятий записывается в проекте производства работ и должен отражать специфику конкретных инженерно-геологических условий строительства.
4.2.17. Для безопасного передвижения экскаватора при выторфовывании следует применять переносные бревенчатые щиты и деревянные настилы (слани). Щиты собирают из трех-четырех бревен диаметром 18 - 24 см, скрепленных болтами. Щиты перекладывают с помощью экскаватора, зачаливая их к его ковшу, по направлению движения гусениц. Заменяют щиты после двух-трех смен работы экскаватора. Расход леса составляет до 1 куб. м на 1000 куб. м грунта.
4.2.18. Для обеспечения безопасности движения транспорта до начала дорожных работ должны быть сооружены подъездные пути к карьерам торфа, грунта и участкам работ. Эти пути в зимнее время следует систематически очищать от снега, а на кривых и участках с уклонами посыпать песком или грунтом.
4.2.19. При сооружении временных дорог через болота следует:
проводить выравнивание поверхности будущей дороги путем подсыпки грунта либо укладки древесных остатков, но не срезкой неровностей;
при отсутствии на полосе будущей дороги целостной моховой дернины усиливать основание дорожного полотна укладкой хворостяной выстилки;
прижимать к земле (а не срезать) мелкий лес и кустарник на полосе под дорогу продольными проходами бульдозера.
4.2.20. Для организации безопасного движения на временных дорогах необходимо предусматривать:
установку предупреждающих дорожных знаков и вех, ограничивающих ширину полотна дороги, а при снегопадах и метелях - установку вех с двух сторон подъездных путей через каждые 20 м;
обеспечение строительных подразделений средствами связи;
обеспечение дежурными тягачами буксировки машин;
наличие проводников для сопровождения автомобильных колонн на опасных участках;
контроль за скоростью движения и интервалами между машинами, за состоянием проезжей части;
устранение дефектов на проезжей части.

4.3. Устройство различных конструкций земляного полотна

4.3.1. В зимний период допускается устройство сухих траншей выторфовывания и заполнение их минеральным грунтом до отметки на 0,5 м выше поверхности болота.
Эти работы (помимо общих организационно-технических) имеют свои особенности:
в проведении подготовительных работ в полосе отвода и на основании;
в механизированной разработке траншеи выторфовывания;
в послойной отсыпке и уплотнении минерального грунта нижней части насыпи.
4.3.2. На осушенных болотах I и II типов с плотным минеральным дном выторфовывание торфяной залежи следует выполнять бульдозером или экскаватором-драглайном болотной модификации и повышенной проходимости сразу на полную глубину залегания слабого грунта.
4.3.3. На болотах I типа при устройстве траншеи полного профиля под насыпь необходимо использовать экскаваторы с уширенно-удлиненной гусеницей.
4.3.4. Разработку траншей в летнее время на болотах I типа рекомендуется осуществлять одноковшовыми экскаваторами на уширенных гусеницах либо (при их отсутствии) одноковшовыми экскаваторами, передвигающимися на сланях, и болотными.
4.3.5. На болотах II и III типов траншеи рекомендуется разрабатывать болотными экскаваторами либо (при их отсутствии) обычными экскаваторами, установленными на понтоны.
4.3.6. Работы разрешается производить на торфах с несущей способностью, обеспечивающей проходимость землеройной техники.
Уровень грунтовых вод должен быть не выше 0,5 м от дна болота.