Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (утв. Минтрансстроем, Минтрансом РФ 27.12.1991, ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства РФ) стр. 7

Таблица 4
Тип машины
Наименьшая толщина промерзшего верхнего слоя болотасм с растительностью
торфяной
моховой
Автомобиль с нагрузкой на ось до 7 тс гусеничные машины или тракторы массой до 12 т
12-15
15-20
Автомобиль с нагрузкой на ось до 12 тс гусеничные тягачи и тракторы массой до 25 т
15-20
25-30
Автомобиль с нагрузкой на ось свыше 12 тс груженые автомобили с прицепом
25-30
35-48
Примечание. Минимальная толщина промерзания для торфяного грунта и тундрового мерзлого грунта, перемешанного с моховыми покрытиями, должна быть на 15 - 20% больше приведенных.
4.1.7. Продолжительность промораживания торфяной залежи на требуемую глубину, время намораживания торфяных слоев и дата окончания работ по устройству промороженного основания могут быть определены расчетом в зависимости от температуры воздуха.
4.1.8. Для обеспечения беспрепятственного проезда машин следует учитывать допустимые давления для того или иного вида грунта с максимальным их превышением на 25 - 30% (табл. 5).
Таблица 5
Характеристика торфа
Влажность по к массе сухого торфа%
Допустимое давление МПа (кгс/см2)
Очень плотный слабо увлажненный
200-400
0,060 (0,60)
Плотный среднеувлажненный
400-600
0,042 (0,42)
Рыхлый увлажненный
600-1000
0,033 (0,33)
Очень рыхлый сильно увлажненныйсапропель
1000-1500
0,015 (0,15)
Жидкий сапропель
>1500
<0,007 (0,07)
4.1.9. Значения средних давлений для отдельных типов гусеничных машин не должны превышать норм, приведенных в табл. 6.
Таблица 6
Марка машины
Масса снаряженной машины кг
Ширина звена гусеницы мм
Опорная длина гусеницы мм
Площадь опирания см2
Среднее удельное давлениеМПа (кгс/см2)
ДТ-54
5400
390
1795
14000
0,039(0,39)
Т-100
11400
500
2375
23750
0,048(0,48)
Т-140
15100
700
2570
36000
0,042(0,42)
ГАЗ-47
3750+1000Х)
390
3630
28314
0,017(0,17)
АТЛ
6300+2000Х)
314
3058
18910
0,034-0,047 (0,34-0,47)
ГТТ
8200+2000Х)
540
4047
43686
0,020-0,024 (0,20-0,24)
------------------------------------
<*> Масса машины в снаряженном состоянии + масса груза.
4.1.10. Практически можно считать, что тракторы и экскаваторы болотной модификации с давлением на грунт 0,025 МПа (0,25 кгс/кв. см) могут работать с предусмотренной технологическими параметрами нагрузкой на осушенной болотной залежи; если залежь не осушена, то допустим лишь один проход.
Тракторы и экскаваторы общего назначения, имеющие давление на грунт около 0,05 МПа (0,5 кгс/кв. см), для работы на поверхности слабого грунта непригодны.
4.1.11. Допустимое время стоянки на промороженном грунте не должно превышать значений, приведенных в табл. 7.
Таблица 7
Коэффициент запаса
прочности Х)
Допустимое время стоянки ч при температуре воздуха С
-5 и выше
от -5 до -10
от -10 до -15
ниже -15
1,1
0,0
0,0
0,0
0,0
1,2
0,0
0,1
0,2
0,5
1,3
0,1
0,5
2,0
4,0
1,4
0,3
2,4
8,0
20,0
1,5
1,0
7,0
24,0
24,0
1,6
2,0
18,0
-
-
1,7
5,0
24,0
-
-
2,0
24,0
-
-
-
------------------------------------
<*> Отношение расчетной нагрузки на ледяной покров к фактической.
4.1.12. Рекомендуемые конструкции земляного полотна в зависимости от типа болота, категории дороги и глубины залегания торфяной толщи предоставлены в табл. 8.
Таблица 8
Тип болота
Глубина болотам
Рекомендуемая конструкция земляного полотна по категории дороги
I-A
<2
Полное выторфовываниеПолное выторфовывание торф в нижней части насыпиМассивная насыпьотсыпаемая на поверхность залежи
 
2-4
Полное выторфовываниеПолное выторфовывание или дренажные прорези (для плотных торфов) торф в нижней части насыпиМассивная насыпьотсыпаемая на поверхность залежи
I-Б
3
Полное выторфовываниеПолное выторфовывание торф в нижней части насыпиМассивная насыпьотсыпаемая на поверхность залежи
 
4
Вертикальные дрены
Массивная насыпьотсыпаемая на поверхность залежи
II-A
<2
Полное выторфовываниеПолное выторфовывание торф в нижней части насыпиОблегченная плавающая насыпь
 
2-6
Посадка на минеральное дно болотаОблегченная плавающая насыпь
II-Б
<6
-
Вертикальные дрены (для плотных торфов) торф в нижней части насыпиЗемляное полотно на промороженном основании
 
6
Свайная эстакадаВертикальные дрены (для плотных торфов)Облегченная плавающая насыпь
III-A
<6
Посадка на минеральное дно болота Х)Плавающие жесткие конструкции усиленные насыпи
III-Б
6
Свайная эстакадаПрокладка трассы по болоту экономически нецелесообразна
------------------------------------
<*> Для дорог I и III категорий.
4.1.13. Организация и технологические приемы строительства земляного полотна на болотах должны быть приведены в соответствующих технологических картах.

4.2. Подготовительные работы

4.2.1. В проекте организации работ должен быть предусмотрен комплекс организационно-технических мероприятий по безопасным методам работ в зимнее время, включающий:
подготовку условий работы в зимнее время для личного состава механизированного отряда;
выбор типа и марки машин;
подготовку карьеров и резервов;
подготовительные работы на полосе отвода;
обустройство рабочей зоны;
организацию движения по временным дорогам.
4.2.2. Подготовка условий работы в зимнее время для личного состава механизированного отряда заключается в обеспечении людей передвижными теплыми помещениями для отдыха, приготовления и приема пищи, средствами связи (рация), передвижения и освещения, а также санными прицепами с необходимым количеством горючих и смазочных материалов, запасными частями и оборудованием для ремонта машин и механизмов.
4.2.3. Машины следует выбирать с учетом природно-климатических и мерзлотно-грунтовых условий, влияющих на их эксплуатационные показатели и безопасность выполнения работ.
На земляных работах, кроме машин обычных модификаций, применяют машины в северном исполнении и повышенной проходимости.
4.2.4. Немеханизированные подготовительные работы (разбивка местности, определение опасных зон, изучение общей обстановки и т.д.) следует выполнять под непосредственным руководством и наблюдением мастера.
В летнее время работы на топких болотах должны производиться группой рабочих не менее чем из трех человек, оснащенных шестом диаметром 5 - 6 см и длиной не менее 5 м. К поясу каждого рабочего карабином прикрепляется прочная пеньковая веревка (без узлов), выдерживающая нагрузку 180 кгс.
Эти веревки должны храниться в сухом месте и перед применением должны быть осмотрены мастером.
Встречающиеся в болотистой местности "окна" (они выделяются своей яркой сочной зеленью) следует обходить.
Спасательный шест должен быть изготовлен из сухой ели, сосны или дюралюминиевой трубы, заваренной по концам.
При переходе опасных топких мест необходимо делать настилы (гати) из жердей и веток. В случае провала в "окно" следует не делать резких движений, а продолжать держаться за шест, положенный горизонтально поперек "окна". Помощь надо оказывать с прочного места с помощью веревки или длинного шеста.
Передвижение по топям и марям должно производиться "след в след" с интервалами между идущими не менее 2 - 3 м с обязательным применением "медвежьих лап" или плетеных лыж, охранных веревок, шестов и других средств. Крепления "медвежьих лап" и плетеных лыж к обуви должны быть легкосъемными, а тесемки следует завязывать узлом, освобождаемым натягиванием одного из концов тесемки. Передвижение "след в след" по торфяным болотам, образовавшимся на месте бывших озер, по болотам с малой прочностью верхнего слоя запрещается. Через зыбкие торфяные болота следует переходить при взаимной страховке веревкой (связкой) с интервалом 8 - 10 м.
На лесных болотах следует остерегаться заклинивания ног между корнями деревьев. Кочковатые болота следует переходить по кочкам и обязательно с шестом.
4.2.5. Микрорельеф болота дает представление о его проходимости, строительном типе залежи. Верховые болота относятся к I типу; о степени уплотнения залежи можно косвенно судить по наличию открытой воды на поверхности, характеру микрорельефа.
Наличие деревьев хвойных пород указывает на достаточную плотность торфа (тип I-А). Торфяные залежи, образовавшиеся вследствие зарастания водоемов, как правило, подстилаются слоями ила и сапропеля. В низинных торфяниках степень разложения обычно возрастает по глубине, и при высокой влажности их следует относить ко II типу. Наличие перекрытых сплавиной жидких образований III типа можно распознать по упругой подвижности верхнего слоя, угнетенности или отсутствию древесного яруса.
Особое внимание следует уделить наличию топей, в которых торф имеет крайне высокую влажность, иногда разжижен. Топи представляют собой как бы "болота во второй степени" и наблюдаются либо в местах повышенной интенсивности внутреннего стока, либо при застое воды. Крупные застойные топи образуются на водоразделах или краях верховых болот, проточные топи - в местах концентрации стока: между выпуклостями, в устьях или истоках ручьев и т.д. Топи зачастую не имеют открытых водных поверхностей, поэтому представляют особую опасность. При трассировании дороги крупные топи целесообразно обходить.
В болотах, образовавшихся вследствие заторфовывания озер и других водоемов с застойной водой, пласты торфа подстилаются более или менее мощными отложениями органического ила - сапропеля.
Органический ил имеет разнообразную структуру и плотность в зависимости от состава и условий залегания. Консистенция его может определяться обычными для грунтов терминами - твердый, пластичный, текучий. В залежи (болота типа II-А) наиболее плотный ил имеет вид пластичной глины, а в озерных болотах (типы II-Б и III) с незавершенным развитием может быть текучим. Также разнообразной может быть и структура сапропелей - от аморфной, близкой к обычным типам грунтов, до чешуйчатой, тонкослоистой или зернистой.
4.2.6. В зимнее время меры безопасности при обследовании состояния льда изложены в "Правилах по охране труда при сооружении мостов" (утверждены Минтрансстроем, 1990 г.).