производить работу грейдер-элеватором на первой и второй скоростях трактора;
вести работы на участках с уклоном (продольным и поперечным), не превышающим 12°.
3.3.30. Во время транспортирования грейдер-элеватора в пределах объекта следует:
заглушить двигатель грейдер-элеватора;
поднять до предела транспортер и плужную балку;
ограничить скорость трактора первой и второй передачами (включение третьей запрещается).
3.3.31. При перевозке грейдер-элеватора по дороге большими поперечными уклонами, а также при повороте в конце захватки во время работы необходимо принимать следующие меры против его опрокидывания:
установить минимальный вылет транспортера;
выдвинуть заднее колесо до отказа;
ограничить скорость трактора первой передачей;
уложить при необходимости (для большей устойчивости) на плужную балку дополнительный груз.
3.3.32. Уплотнение краев высокой насыпи необходимо осуществлять с подготовленного уплотненного участка (на расстоянии 2 м от бровки), а затем сместить проходы катка на 1/3 его ширины в сторону бровки до расстояния, равного 0,5 м (от бровки насыпи).
3.3.33. При изменении направления движения катков всех типов необходимо подавать предупредительный звуковой сигнал.
3.3.34. При уплотнении грунта трамбующими машинами (с падающими плитами) около бровок насыпи, а также рыхлого грунта нельзя допускать, чтобы нижний конец удлинителей штанг выходил за пределы улавливателей трамбующих плит.
3.3.35. Запрещается уплотнять грунт машинами с падающими плитами на участках с уклонами более 7° и сбрасывать плиты в углубления более 0,5 м от уровня стоянки трактора.
3.3.36. При уплотнении грунта трамбующими плитами, смонтированными на экскаваторах или тракторах, необходимо соблюдать следующие требования:
обеспечить отсутствие людей в радиусе 5 м от действующей трамбующей плиты;
переместить экскаватор (или трактор) с места прежней стоянки по уплотненному слою грунта.
3.3.37. Перемещение, установка и работа машин вблизи выемок с неукрепленными откосами разрешаются при соблюдении требований СНиП III-4-80.
3.4. Отделочные и укрепительные работы
3.4.1. Перед началом работ на оползневых склонах должны быть установлены реперные створы для наблюдения за величиной и скоростью оползневых деформаций. В случае обнаружения подвижек оползня все работы на оползневом склоне следует прекратить.
3.4.2. Необходимо вести постоянный контроль за состоянием бортов траншей, уступов и откосов земляного полотна. Работы на откосах с уклоном более 45° осуществляются под наблюдением специально проинструктированных лиц; рабочие должны иметь предохранительные пояса, закрепленные на надежных опорах.
3.4.3. Планировка откоса движущимся по нему бульдозером разрешается при крутизне откоса 1:2 и менее.
3.4.4. Для передвижения рабочих по поверхности откосов и конусов необходимо применять деревянные переносные трапы-подмости.
Запрещается приступать к укрепительным работам на мокрой или мерзлой поверхности откоса.
3.4.5. При отделочных работах, осуществляемых экскаватором-планировщиком, работающим запрещается находиться в зоне действия машины, ниже по откосу и у подошвы по фронту работ плюс по 15 м в обе стороны.
3.4.6. При укреплении откосов земляного полотна гидропосевом трав все рабочие должны быть удалены из зоны действия струи гидронамыва.
3.4.7. Сборные элементы следует выгружать с помощью автомобильного крана на обочину или у подошвы откоса, но не на его поверхность.
3.4.8. Неанкеруемые укрепления, состоящие из отдельных элементов, разрешается укладывать только в направлении от подошвы откоса к вершине. В таком же порядке следует производить укладку камня в бетонные ящики и плетневые клетки.
3.4.9. Монтаж плит и сборных решеток осуществляется автомобильными кранами, оборудованными специальными траверсами с разноплечими тросами, для обеспечения укладки элементов параллельно откосу.
3.4.10. При проведении монтажа сборных конструкций искусственных сооружений запрещается работа в нижней части откоса людей и механизмов по длине фронта плюс по 15 м в обе стороны.
Монтажные работы под эксплуатируемыми железнодорожными линиями во время прохождения поездов должны быть немедленно прекращены, а люди отведены в безопасное место.
4. Требования безопасности при строительстве автомобильных дорог на болотах
4.1. Общие положения
4.1.1. Работы на болотах следует производить только при наличии технологических карт на данную операцию, в которых устанавливается порядок выполнения операций, приводится потребность в приспособлениях, обеспечивающих безопасность работы, указываются места рабочих и необходимые средства защиты.
Технологическая последовательность операций должна быть такой, чтобы выполненная операция не являлась источникам производственной опасности при выполнении последующих.
4.1.2. Даты начала и конца прохода, проезда и производства строительных работ на болоте и на льду объявляются приказом.
4.1.3. Бесперебойная работа строительного отряда в указанных условиях достигается в том случае, если гарантирована проходимость строительной техники по слабой торфяной почве, исключающая аварийные ситуации для строительной техники и угрозу здоровью и жизни людей.
4.1.4. Для обеспечения гарантированной проходимости строительной техники по слабой торфяной толще по условиям техники безопасности работ до начала их производства необходимо:
определить несущую способность торфяной залежи;
назначить минимальную допустимую толщину промерзшего слоя, обеспечивающую безопасность прохода техники по торфяной залежи;
установить продолжительность промораживания торфяной залежи на требуемую глубину;
назначить допустимые удельные давления на грунт гусеничного трактора;
установить допустимое время стоянки землеройной техники на одном месте при отрицательных температурах воздуха в соответствии с величиной коэффициента запаса прочности промерзшего болотного грунта.
4.1.5. По условиям техники безопасности работа землеройно-транспортной техники допускается на болотистых грунтах с несущей способностью, приведенной в табл. 3.
Таблица 3
Тип болота | Общая характеристика грунта | Основные внешние признаки | Характер деформаций под нагрузкой | Влажность% | Коэффициент пористости | Степень разложения% | Примерная несущая способностькгс/см2 | Осадка при нагрузке 05 кгс/см2 % первоначальной мощности залежи |
I-A | Уплотненный торфобладающий структурной прочностью | Осушенный или уплотненный вышележащий минеральный слой | Сжатие при незначительном боковом расширении | <600 | <7 | <60 | >05 | <30 |
I-Б | Рыхлый торфобладающий структурной прочностью | Влажность близка к максимальной. Короткое время удерживает вертикальные откосы | Сжатие при незначительном боковом расширении | 600-1500 | <20 | <40 | >0,3 | 30-50 |
I-В | Аморфный грунт (торф) вязкопластичной консистенции | Торф высокой степени разложения или сапропельуплотненные вышележащими слоями | Преимущественно выдавливание из контура загружения | <400 | <5 | >60 | <0,3 | При отсутствии вышележащих более плотных слоев - до полного выдавливания |
II-Б | Аморфный грунт (торф) мягкопластичной консистенции | Торф высокой степени разложения или сапропель при влажностиблизкой к максимальной | Выдавливание из контура загружения | 400-1000 | 4-10 | >40 | 0X) | До полного выдавливания |
III | Аморфный грунт текучей консистенции | Жидкие слои сплавинных болот | Растекание | Не ограничены | - | 0 | Под нагрузкой растекается |
------------------------------------
<*> При отсутствии более прочного покровного слоя.
4.1.6. Нормированная толщина промерзшего слоя торфяной залежи, обеспечивающая проходимость строительной техники в зависимости от ее грузоподъемности, не должна быть меньше значений, приведенных в табл. 4. Данные таблицы следует использовать при разработке мероприятий по регулированию движения и усилению (в случае необходимости) несущей способности торфяной залежи, соответствующей массе тяжелых транспортных средств в процессе производства земляных работ.