Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (утв. Минтрансстроем, Минтрансом РФ 27.12.1991, ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства РФ) стр. 9

Во избежание обрушения грунта расстояние между краем гусениц экскаватора и краем траншеи должно быть не менее 1,5 м.
4.3.7. На болотах I типа при разработке траншеи выторфовывания должна использоваться схема "две траншеи" при одновременной работе двух экскаваторов.
На болотах II типа работу экскаватора следует организовывать по схеме поперечных траншей. Рабочая зона ограничивается торцевым участком возводимой насыпи.
4.3.8. Для обеспечения безопасной работы бульдозера допускается разрабатывать слабый грунт слоями толщиной не более 0,2 - 0,3 м с обязательным перемещением его в отвал и последующим разравниванием до смерзания торфа.
При разработке траншеи выторфовывания экскаватором удаление слабого грунта следует проводить "на себя".
4.3.9. При разработке бульдозером траншея должна иметь крутизну откоса не более 1:3,5.
Вынутый грунт следует размещать на расстоянии не менее 1 - 1,5 м от бровки траншеи.
4.3.10. Во время загрузки автомобиля-самосвала экскаватором водитель автомобиля должен покинуть кабину и следить за погрузкой, находясь на безопасном расстоянии.
При вынужденной остановке машины водителю запрещается отдыхать или спать в кабине.
4.3.11. В зоне действия рабочих органов землеройных машин проведение других работ и нахождение людей запрещается.
4.3.12. Не допускается скопление дорожно-строительной техники в рабочей зоне.
4.3.13. Не разрешается длительная работа машин на одной стоянке.
4.3.14. Разработку траншей выторфовывания на болотах II типа в зимнее время следует производить при температуре воздуха не выше минус 10 °C; при мощности сильнообводненных торфов более 2 м необходимо устраивать дополнительные боковые траншеи шириной 0,5 - 1 м на расстоянии 1,5 - 2 м от основной траншеи выторфовывания для обеспечения промерзания торфа по стенкам траншеи на всю глубину и прекращения доступа воды в основную траншею.
Для ускорения промерзания стенок из дополнительных боковых траншей необходимо откачивать воду насосами.
В комплекс подготовительных организационно-технических мероприятий должны быть включены подбор количества насосов и выбор их производительности для непрерывного понижения уровня воды, поступающей в открытую траншею.
4.3.15. При производстве работ на болотах II типа во избежание аварийной ситуации во время работы экскаватора с мощным слоем жидкого шлама, образующегося в результате оплывания откосов траншей, при любом способе разработки они должны немедленно после отрытия заполняться минеральным грунтом.
4.3.16. Вывоз разработанного торфа автомобилями-самосвалами и завоз минерального грунта для нижней части насыпи допускаются только после промерзания дна подготовленной траншеи на глубину 10 - 15 см.
4.3.17. Вывезенный торф складируется в кавальер.
Для обеспечения безопасной работы экскаватора расстояние от него до кавальера должно быть равно максимальному радиусу выгрузки экскаватора.
Расстояние от края траншеи до кавальера должно превышать глубину болота.
4.3.18. Торф в кавальере следует разравнивать слоем толщиной не более 0,5 м. Разравнивание бульдозером на уширенных гусеницах допускается только на болотах типа I-А.
4.3.19. Во избежание самовозгорания торфа кавальеры необходимо прикрывать слоем минерального грунта толщиной 10 - 20 см.
4.3.20. Минеральный грунт в карьерах следует разрабатывать двумя способами:
бульдозерами послойно по мере естественного оттаивания с перемещением в бурты и последующей погрузкой в транспортные средства экскаваторами;
прямой экскавацией и погрузкой в транспортные средства.
Первым способом следует разрабатывать сухо- и твердомерзлые грунты, вторым - сыпучемерзлые.
Экскавацию грунта из буртов осуществляют в летнее время, а также зимой после просушивания.
При зимней разработке карьеров и буртов заготовленного летом грунта необходимо удалять снег с поверхности в расчете на одну смену работы экскаваторов, а в сильные морозы - половину смены.
4.3.21. При рыхлении грунтов в карьерах взрывами радиус опасной зоны для людей составляет не менее 200 м, для техники - не менее 100 м.
В целях исключения обрушения вышележащей толщи мерзлых грунтов запрещается предварительно делать врубы в забое карьера.
При рыхлении мерзлого грунта экскаватором не разрешается находиться людям в радиусе 50 м. Расстояние между работающими экскаваторами должно быть не менее 50 м.
4.3.22. Погрузку грунта на автомобили-самосвалы экскаваторами необходимо производить со стороны заднего борта автомобиля.
4.3.23. При выполнении отделочных и укрепительных работ должны соблюдаться требования, предусмотренные в п. 3.4.

5. Требования безопасности при строительстве дорожных одежд

5.1. Общие положения

5.1.1. Проект организации работ по укреплению грунтов неорганическими и органическими вяжущими должен предусматривать максимальную механизацию и автоматизацию технологических процессов и меры, ограничивающие и предупреждающие непосредственный контакт людей с ядовитыми и вредными веществами.
5.1.2. Рабочие, обслуживающие грунтосмесительные машины и установки, цементовозы, распределители, дорожные фрезы при перемешивании, разгрузке и распределении цемента, извести и золы уноса, должны пользоваться спецодеждой, предусмотренной отраслевыми типовыми нормами, и другими средствами индивидуальной защиты (респираторы, очки, рукавицы).
5.1.3. До начала работ по строительству асфальтобетонных и черных покрытий необходимо оградить место работы; расставить дорожные знаки в соответствии с ВСН 37-84 и со схемой, согласованной с ГАИ и утвержденной руководителем дорожной организации; направить движение транспортных средств в объезд; наметить безопасную зону для рабочих, занятых на укладке, схему заезда и выезда из зоны работ автомобилей-самосвалов, подвозящих асфальтобетонную смесь.
Дорожные знаки и ограждения устанавливают организации, выполняющие дорожные работы.

5.2. Строительство оснований из грунтов и каменных материалов, укрепленных вяжущими

5.2.1. При выполнении работ на укрепляемой полосе дорожные рабочие и другие лица должны находиться с наветренной стороны от работающих машин (автобитумовозов, автогудронаторов, грунтосмесительных машин, дорожных фрез).
5.2.2. При работе профилировщика-распределителя и грунтосмесительной машины запрещается:
подтягивать болты на включенных вибраторах;
удалять какие-либо ограждения и настилы и работать без них;
выполнять любые электроработы при работающем генераторе;
отключать вибратор, если вибробрус не лежит на основании;
вставать на кожух ротора, вибробрус или транспортные ленты, а также находиться в зоне действия рабочих органов или в непосредственной близости от работающей машины;
регулировать натяжение ремней вибратора или поправлять их при работающем вибробрусе;
заправлять грунтосмесительную машину водой из автоцистерны на ходу;
прочищать форсунки распределительной системы во время ее работы.