Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (утв. Минтрансстроем, Минтрансом РФ 27.12.1991, ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства РФ) стр. 3

2.2.31. В случае обнаружения в грунте кабеля, труб или других подземных коммуникаций и неизвестных предметов необходимо немедленно прекратить работу и сообщить руководителю работ.
При обнаружении в разрабатываемом грунте крупных камней и других предметов, мешающих движению или работе землеройной машины, необходимо ее остановить и удалить препятствие. Если крупные камни находятся на откосах выемок и забоев, то землеройную машину следует отвести на безопасное расстояние, а затем уже устранить их.
2.2.32. Разработка грунта в выемках, карьерах и сооружение насыпей производятся механизированными комплексами в строгом соответствии с проектом производства работ.
2.2.33. При погрузке грунта экскаватором необходимо:
ожидающие погрузки транспортные средства размещать за пределами радиуса стрелы экскаватора плюс 5 м;
подъезд автотранспорта под погрузку осуществлять только после сигнала машиниста экскаватора;
загружать транспортные средства только со стороны их заднего или бокового борта;
груженый транспорт отводить только после сигнала машиниста экскаватора.
2.2.34. При работе драглайна следует:
не допускать значительных отклонений ковша от направления проекции оси стрелы, что возможно при забрасывании ковша на повороте;
обходить встречающиеся на пути ковша при его заполнении препятствия или принимать меры к их устранению; запрещается преодолевать препятствия резким рывком ковша.
2.2.35. Кабина самосвала должна иметь защитный "козырек". При его отсутствии водитель автомобиля-самосвала во время погрузки грунта обязан покинуть кабину.
2.2.36. Односторонняя загрузка, а также загрузка объема грунта, превышающего установленную грузоподъемность автомобиля-самосвала, запрещается.
2.2.37. Путь, по которому продвигается экскаватор в пределах объекта производства работ, должен быть заранее выровнен и спланирован, а на слабых грунтах усилен щитами и настилом.
Во время движения одноковшового экскаватора его стрелу необходимо устанавливать по направлению хода, а ковш приподнимать над землей на 0,5 - 0,7 м. Запрещается передвижение экскаватора с груженым ковшом.
2.2.38. Во время перерывов в работе (независимо от продолжительности), а также при очистке ковша стрелу экскаватора следует отвести в сторону от забоя, а ковш опустить на грунт.
В случае временного прекращения работ или при ремонте экскаватора последний должен быть перемещен от края открытой выемки или траншеи на расстояние не менее 2 м. С обеих сторон гусениц или колес следует подложить специальные подкладки.
Трапы и лестницы, предназначенные для обслуживания экскаватора, должны всегда быть в исправном состоянии.

3. Требования безопасности при строительстве земляного полотна автомобильных дорог

3.1. Валка, трелевка, раскряжевка леса

3.1.1. Вырубку леса и кустарника на полосе отвода земли для строительства автомобильной дороги следует выполнять в пределах, определяемых проектами производства работ и СНиП 3.06.03-85.
Проект организации строительства (ПОС) и проект производства работ (ППР) должны содержать технические решения безопасного производства работ в любое время года, санитарно-гигиенического обслуживания работающих, освещенности мест производства работ, пожарной безопасности в соответствии со СНиП 3.01.01-85.
3.1.2. Валка, трелевка и раскряжевка леса должны проводиться в соответствии с "Правилами техники безопасности и производственной санитарии на лесозаготовках, лесосплаве и в лесном хозяйстве" (М., 1986) и "Правилами по охране труда при изысканиях и проектировании автомобильных дорог" (М., 1987).
3.1.3. При применении взрывного способа корчевания пней, кустарников, а также при дроблении крупных валунов следует руководствоваться "Едиными правилами безопасности при взрывных работах" (утверждены Госгортехнадзором, 1967 г.).
3.1.4. В зоне валки деревьев на расстоянии 50 м от нее во всех направлениях должны быть установлены специальные переносные предупреждающие знаки единого образца "Проход и проезд запрещен! Валка леса".
Ответственность за правильную установку предупреждающих знаков, их своевременное перемещение и расстановку сторожевых постов возлагается на руководителя работ (прораба, мастера).
3.1.5. К валке леса не допускаются рабочие моложе 18 лет.
3.1.6. На лесосеке, где производится рубка деревьев, не должны находиться посторонние лица. Присутствие руководителя работ обязательно.
3.1.7. Рабочие, занятые на валке леса, уборке снега у деревьев и подготовке лесосек к рубке, должны быть снабжены защитными касками.
3.1.8. До начала валки дерева вальщики должны подготовить инструмент и приспособления (клинья, вилки, багры, веревки, блоки), обеспечивающие безопасность работ.
При валке леса в зимнее время необходимо предварительно уплотнить снег вокруг сваливаемого дерева и протоптать дорожки под углом 45° (от дерева) длиной 4 - 5 м для обеспечения быстрого отхода от дерева в момент его падения.
3.1.9. Валку деревьев диаметром более 30 см необходимо производить только путем подпиливания или подруба с последующим спиливанием.
Подпиливание или подруб нужно делать только с той стороны, в которую намечена валка дерева, но не с двух или нескольких сторон. Глубина подпиливания или подруба прямостоящих деревьев должна составлять не менее 1/4 толщины комля. Их нижняя плоскость должна быть перпендикулярна оси дерева, а верхняя сторона подруба - образовывать угол с нижней плоскостью 35 - 40°.
При подпиливании двумя параллельными резами расстояние между ними должно составлять не менее 3/4 глубины подпила.
3.1.10. Плоскость спиливания всегда должна быть выше нижней плоскости подруба и находиться на уровне верхней кромки подруба. Запрещается спиливать дерево на уровне нижнего края подруба во избежание удара комлем падающего дерева. Подпиливание должно быть горизонтальным во избежание преждевременного соскальзывания комля в сторону скоса.
3.1.11. Деревья, имеющие наклон, валят в сторону их наклона. Подруб следует делать глубиной не менее 1/3 толщины комля во избежание скола при падении дерева.
3.1.12. Перед валкой гнилых и сухостойных деревьев необходимо проверить шестом их прочность. Такие деревья следует валить подпилом, а не подрубом.
3.1.13. До выхода на подруб недопиливание здоровых деревьев не должно быть более 2 - 3 см, сухостойных, гнилых и дуплистых деревьев - 4 - 5 см.
Запрещается пропиливать дерево насквозь.
3.1.14. В начальный момент падения дерева вальщик и его помощник должны отойти на расстояние 4 - 5 м по заранее подготовленным дорожкам.
3.1.15. Запрещается групповая (батарейная) валка деревьев путем сбивания одного или нескольких подпиленных деревьев другим деревом.
3.1.16. Запрещается валка дерева на соседние деревья, за исключением работ по подготовке лесосек, выборочных и постепенных рубок.
3.1.17. Запрещается валка леса одним вальщиком без помощника:
при разработке буреломных лесосек и горельников;
при выборочных рубках;
при встречном ветре силой более 3 баллов;
зимой при глубине снежного покрова 0,5 м и более;
на склонах крутизной более 15°;
при валке крупных (диаметром на высоте груди 30 см и более) деревьев без специальных механических приспособлений;
при валке гнилых, сухостойных и других "опасных" деревьев.