Ведомственные строительные нормы 2-89 "Реконструкция и застройка исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга" (утверждены решением Исполкома Ленгорсовета от 17 декабря 1990 г. N 1066) стр. 2

1.7. При преобразовании жилой застройки следует стремиться к минимизации потерь жилого фонда. Вытеснение жилой функции промышленной, складской и коммунальной функциями не допускается.
1.8. Центрообразующие функции должны концентрироваться на людных проспектах и улицах. Следует стремиться к формированию многофункциональных зон. Вынос центрообразующих учреждений из ИСРЦ не допускается.
1.9. На территории ИСРЦ могут сохраняться промышленные предприятия градообразующего значения, объекты внешнего транспорта, а также коммунально-складские, обеспечивающие жизнедеятельность ИСРЦ, при условии их экологической безвредности.
1.9.1. Из ИСРЦ должны быть выведены экологически вредные и непрофильные для этих районов промышленные предприятия и коммунально-складские объекты. Освобождающиеся при этом территории надлежит использовать для размещения жилья, объектов культуры, обслуживания и рекреационных функций.
1.9.2. Строительство новых промышленных предприятий в ИСРЦ запрещается. Реконструкция сохраняемых промышленных предприятий допускается без расширения границ их территории (путем повышения интенсивности использования участка и оборудования, совершенствования технологии и т.п.) и должна обеспечивать ликвидацию вредного воздействия этих предприятий на окружающую среду.
1.9.3. Жилые здания в зонах вредности следует использовать для временного, на срок не более 5-6 лет, проживания (общежития учебных заведений, маневренный фонд, гостиницы).
1.10. Система озеленения общего пользования должна развиваться интенсивными методами, не требующими сокращения жилой и общественных функций.
1.11. Системы инженерного обеспечения застройки ИСРЦ следует разрабатывать на основе Генерального плана развития города и генеральных схем развития инженерных отраслей городского хозяйства.
1.12. Проектирование объектов и систем инженерного оборудования должно быть направлено на повышение надежности и продолжительности их эксплуатации, а также на максимальную экономию занимаемой ими территории.
Размещение объектов инженерного оборудования и определение их габаритов следует производить с учетом действующих высотных и других ограничений, исходя из требований обеспечения полноценного визуального восприятия архитектурно-исторической среды с наиболее ответственных видовых точек.
При соответствующем обосновании объекты инженерного оборудования могут размещаться частично или полностью в подземном пространстве.
1.13. Проектирование объектов инженерного оборудования на территории ИСРЦ должно осуществляться, как правило, по индивидуальным проектам с учетом характера исторически сложившейся застройки.
1.14. При разработке проектов детальной планировки инженерные нагрузки жилых зданий следует принимать по укрупненным удельным показателям, учитывающим наличие сопутствующих объектов коммунально-бытового назначения.
Инженерные нагрузки общественных зданий следует принимать в соответствии с отраслевыми СНиПами и аналогами.
1.15. При разработке схем инженерного оборудования территорий ИСРЦ, а также в проектах реконструкции и капитального ремонта кварталов, отдельных зданий, сооружений и промышленных предприятий должны предусматриваться мероприятия по экономии инженерных ресурсов, их комплексному и рациональному использованию.
1.16. В целях сохранения архитектурно-пространственной и геологической среды ИСРЦ при проектировании реконструктивно-строительных работ необходимо предусматривать минимальную продолжительность строительства, непрерывность выполнения технологических строительных процессов, экологически чистые способы и методы строительства, минимизировать размер строительной площадки.
1.17. При проектировании реконструкции и застройки ИСРЦ следует учитывать требования ГО, изложенные в ВСН 38-83.
1.18. В случаях обоснованных отступлений от нормативных требований к объекту реконструкции и застройки в составе реконструктивных работ необходимо предусматривать мероприятия, компенсирующие эти отступления. Достаточность и приемлемость компенсирующих мероприятий определяются соответствующими органами надзора.
* О специфике объекта проектирования и нормирования см. в справочном прилож. 2.

2. Историко-культурное наследие

2.1. В проектах преобразования застройки следует сохранять и совершенствовать:
основные качества ядра* как зоны максимальной концентрации центрообразующих объектов (культурно-исторические, общественно-политические, административные, обслуживающие, научно-исследовательские, проектные, учебные) при максимальном сохранении жилой функции;
доминирующее значение и контрастный взаимодополняющий характер зоны Невского проспекта как главного средоточия общегородской жизнедеятельности и зоны р. Нева как главного символического центра города.
2.2. Не допускается ухудшение сложившейся системы обслуживания постоянного и временного населения, обеднение традиционного функционального разнообразия и снижение плотности обслуживающих учреждений по уличному фронту магистралей и улиц, образующих каркас ядра (см. обязательное прилож. 1).
2.3. В пределах ядра необходимо предусматривать организацию пешеходных зон, улиц и площадей многофункционального назначения, используя для взаимной изоляции функций многоуровневые объемно-пространственные решения и технические средства, обеспечивающие безопасность и комфорт пребывания людей.
2.4. Недвижимые памятники истории и культуры в ИСРЦ, являясь важнейшим элементом историко-культурного наследия общества, существенно определяют культурный потенциал Санкт-Петербургского региона и подлежат безусловной и всесторонней охране на всех этапах инвестиционного процесса (планирование, финансирование, проектирование, строительство) и в ходе эксплуатации.
2.5. Территория ИСРЦ и ее ближайшее окружение состоят из трех поясных зон с различными режимами охраны исторического наследия:
объединенная охранная зона охраны памятников истории и культуры (ООЗ);
объединенная зона регулирования застройки первой категории (ОЗРЗ-1);
объединенная зона регулирования застройки второй категории (ОЗРЗ-2).
2.6. В ООЗ должны сохраняться пространственно-планировочная структура, исторически ценная застройка и сложившийся городской ландшафт, обеспечиваться или резервироваться возможности восстановления его ранее утраченных элементов и параметров.
Не допускаются снос, перемещение и изменение недвижимых памятников истории и культуры, а также строительство новых зданий и сооружений, за исключением возводимых в порядке реставрации или регенерации архитектурного ансамбля.
Запрещается снос градостроительно ценных зданий фоновой застройки, образующих ткань городского ландшафта.
Из рассматриваемой зоны необходимо выводить объекты, которые наносят физический и эстетический ущерб памятникам, вызывая чрезмерные грузовые потоки, загрязняя почву, атмосферу и водоемы.
В ООЗ должны быть обеспечены необходимая для сохранности памятников гидрогеологическая и инженерно-геологическая обстановка, а также защита от динамических воздействий и пожарная безопасность.
2.7. В пределах ООЗ выделяются семь ансамблей с завершенной средой, которым придается статус историко-культурных заповедников: Петропавловская крепость, Александро-Невская Лавра, Смольный монастырь, Инженерный замок, Летний сад, Елагин остров, Некрополь Смоленских кладбищ (границы заповедников приведены в обязательном прилож. 3).
В заповедниках следует проводить реставрацию, комплексное воссоздание историко-архитектурной среды и музеефикацию; должны быть исключены случайное использование памятников и транзитный характер пешеходных потоков, пересекающих их территорию.
2.8. В границах ООЗ выделяются участки с незавершенной средой и незастроенные участки - лакуны, подлежащие активному градостроительному вмешательству (новому строительству, реконструкции).
В лакунах вводится режим зоны регулирования застройки первой категории с ограничениями, изложенными в п.2.9 (перечень лакун приведен в обязательном прилож.4).
2.9. Периферия ИСРЦ за пределами ООЗ включает участки с исторически ценной планировкой, отдельные здания-памятники и другие локальные объекты охраны, а также фоновую застройку. Все это образует своеобразный городской ландшафт, вмешательство в который подлежит регулированию.
Периферия центральных районов (за вычетом охранных зон локальных памятников) и визуально связанные с нею участки вдоль правого берега Невы, выходы вдоль магистралей к Финскому заливу, западная часть Васильевского острова и территории вдоль берегов Обводного канала образуют объединенную зону регулирования застройки первой категории (ОЗРЗ-1); границы ОЗРЗ-1 приведены в обязательном прилож.5.
2.10. В ОЗРЗ-1 разрешается новое строительство на пустующих участках и активная реконструкция на участках с незавершенной средой при соблюдении характерных для ИСРЦ высот и силуэта зданий, модуля застройки, тектоники фасадов, материала, фактуры и цвета стен, традиционных приемов застройки, методов строительства, обеспечивающих сохранность соседних зданий.
2.11. Территория Санкт-Петербурга, заключенная между внешней границей ОЗРЗ-1 и центральной дуговой магистралью, содержит локальные памятники с зонами их охраны, а также участки с нейтральной в историко-культурном отношении планировкой и застройкой и является зоной совершенствования планировочной структуры, активной реконструкции и нового строительства. Эта территория образует объединенную зону регулирования застройки второй категории (ОЗРЗ-2), регулирование преобразований в которой определяется задачами сохранения целостности образа Санкт-Петербурга, единства старого и нового города, значения сложившейся системы доминант в городских панорамах и ландшафте.
2.12. В ОЗРЗ-2 разрешается новое строительство и активная реконструкция, не вносящие диссонанса в сложившийся исторический силуэт города.
* Границы ядра приведены в обязательном прилож. 1.

3. Планировка и застройка

3.1. В границах действия данных норм территорию ИСРЦ составляют селитебные и средовые районы, в которые входят кварталы.

Селитебные районы

3.2. Селитебный район - это законченная градостроительная структура со своими композиционными и функциональными центрами, с полным комплексом учреждений и предприятий обслуживания районного значения, находящихся в пределах 20-минутной транспортно-пешеходной доступности от жилья. Селитебный район является расчетной территориальной единицей при определении емкости и характера размещения учреждений обслуживания. Он состоит из группы средовых районов и обладает целостностью функциональной организации.
3.3. Система обслуживания в селитебных районах нормируется показателями разд.4 данных норм.