подтекание рабочих жидкостей (газов);
снижение производительности или КПД;
увеличение расхода энергии, топлива, смазочных материалов и т.д.;
срабатывание сигнальных и защитных устройств и т.д.
При описании внешнего проявления отказа следует указывать не только вид, но и степень его проявления (в необходимых случаях).
Классификация внешних проявлений отказов деталей и узлов изделий в зависимости от видов процессов разрушения приведена в приложении 2 (табл. 5).
2.5. Механизмы возникновения отказов (ПС) в зависимости от вида основного деградационного процесса, приводящего изделие к отказу (ПС) подразделяют на:
физический;
химический;
комбинированный.
Классификация механизмов отказов для электрорадиоизделий (ЭРИ) приведена в приложении 2 (табл. 6).
2.6. Причины отказов (достижения ПС) делят на причины, связанные с несовершенством или нарушением установленных правил и (или) норм проектирования, изготовления и эксплуатации (конструктивные, производственные и эксплуатационные), и причины, связанные с естественными процессами старения, изнашивания, коррозии и усталости при соблюдении всех установленных правил и (или) норм проектирования, изготовления и эксплуатации.
2.7. Классификация видов отказов, применяемая при решении различных задач надежности (оценке, анализе отказов, прогнозировании и т.д.) приведена в табл. 1, классификация, общая для видов отказов и ПС - в табл. 2.
Таблица 1
Классификация видов отказов
Вид отказа | Классификационный признак |
ВнезапныйПостепенный | Характер изменения параметров во времени до отказа |
СбойПеремежающийсяУстойчивый | Характер существования отказа во времени |
ЯвныйСкрытый | Возможность обнаружения |
РесурсныйНересурсный | Наличие предельного состояния после отказа |
Таблица 2
Классификация видов отказов и ПС
Вид отказа (ПС) | Классификационный признак |
ЗависимыйНезависимый | Обусловленность другими отказами |
ОдиночныйПовторяющийся | Повторяемость однотипных отказов (ПС) |
НеустранимыйУстранимый на месте эксплуатацииУстранимый на специализированном ремонтном предприятии | Возможность восстановления работоспособности изделия после отказа (достижения ПС) |
2.8. В зависимости от целей оценки надежности изделий отказы могут быть подразделены на учитываемые и неучитываемые.
2.9. Способы восстановления изделия после отказа (ПС) в зависимости от вида возможных работ, проводимых при восстановлении изделия могут подразделяться на:
замена составной части;
замена сборочной единицы;
ремонт сборочной единицы заменой детали (ЭРИ);
ремонт сборочной единицы восстановлением детали;
регулировка и т.д.
2.10. Для формирования полного множества классифицируемых отказов (по выбранному признаку) при необходимости включают классификационные группировки типа "прочие", "неустановленные" и т.д.
3. Общие требования к системе классификации отказов (ПС)
3.1. При классификации отказов (ПС) следует соблюдать следующие общие правила классификации:
каждый этап классификации должен производиться по одному и тому же классификационному признаку;
элементы классифицируемого множества должны быть ближайшими видами классификационной группировки;
элементы классифицируемого множества должны взаимно исключать друг друга;
объем всех элементов классифицируемого множества должен равняться объему классифицируемого множества.
3.2. Система классификации отказов (ПС) должна:
обеспечивать решение всего комплекса задач обработки классифицируемой информации;
обладать определенной гибкостью и избыточностью для возможного расширения и внесения необходимых изменений без нарушения структуры классификации;
быть сопрягаемой с взаимно-связанными системами классификации;
быть согласованной с алгоритмами обработки информации и обеспечивать наиболее эффективное использование средств вычислительной техники;
обеспечивать простоту и возможность автоматизации процесса ведения классификаторов.
3.3. Для создания системы классификации данных об отказах (ПС) следует использовать существующие классификации, установленные в ряде действующих государственных стандартов, приведенных в приложении 2, а также общесоюзные классификаторы промышленной продукции (ОКП) и предприятий и организаций (ОКПО). Для остальных компонентов информации об отказавшем изделии в отраслях должны быть разработаны соответствующие принципы классификации и связанные с ними методы кодирования.
3.4. При построении системы классификации отказов (ПС) могут быть применены иерархический и фасетный методы классификации.
3.5. Классифицируемая информация в случае использования иерархического метода разбивается по некоторому признаку на группировки (классы, подклассы, группы, подгруппы и т.д.), постепенно ее конкретизирующие.
Иерархический метод классификации используют в основном для классификации номенклатур (например, в ОКП).
3.6. Фасетный метод классификации обеспечивает образование соответствующих классификационных группировок путем комбинации значений, взятых из определенных фасетов. Набор фасетов при этом представляет собой группу признаков, по которым многократно и независимо делится классифицируемая информация.
Фасетный метод используют для классификации полной информации об отказах (ПС), а в качестве фасетов рассматривается набор характерных признаков (общих данных об изделии, условиях эксплуатации и т.д.). Последовательность расположения фасетов описывается фасетной формулой, фасеты в классификаторе занимают строго фиксированные места, значения фасетов могут быть расположены либо в классификационном порядке, либо в виде перечисления.
3.7. Фасетный метод может быть рекомендован в качестве основного метода классификации информации об отказах (ПС), обладает большой гибкостью, позволяя образовывать новые классификационные группировки, включать новые и исключать старые фасеты, хорошо приспособлен к машинной обработке.
Приложение 1
Рекомендуемое
Таблица 3