6.2.34. Узлы трубогибочных станков и гидравлических прессов, работающие под давлением, должны подвергаться периодическим освидетельствованиям и испытаниям в соответствии с инструкциями по эксплуатации этого оборудования.
6.2.35. При выполнении рубочных работ ручным или пневматическим зубилом должны применяться защитные очки, а также средства защиты (щит, завеса), предохраняющие работающих рядом от отлетающих частиц металла.
6.2.36. Заточные и обдирочные станки, предназначенные для работы с трубами, должны иметь исправные круги, помещенные в защитные кожухи, а также подручники, прозрачные экраны и должны быть оборудованы пылеулавливающими устройствами. Устанавливаемый между камнем и подручником зазор не должен превышать 3 мм. Запрещается работа пневматическими наждачными машинами без защитных кожухов на круге и без защитных очков.
6.2.37. Станки для резки труб абразивными кругами должны иметь надежное ограждение и пылеотсос.
6.2.38. При резке труб ножовкой трубы должны жестко закрепляться.
6.2.39. При нарезке резьбы на трубе она должна надежно крепиться в специальных зажимах.
6.2.40. Трубы должны надежно крепиться в параллельных тисках, призмах или на столе сверлильного станка.
Запрещается сверлить трубу, придерживаемую руками, не закрепленную или слабо закрепленную на станке.
6.2.41. При сверлении трубы необходимо защищать глаза очками от стружки. Необходимо убирать стружку от вращающегося сверла и со станка щетками или крючками.
6.2.42. Запрещается работать на сверлильном станке, не имеющем защитных устройств и ограждений, обрабатываемые детали должны быть предварительно закреплены.
6.2.43. Для работы на сверлильных станках допускаются только рабочие, прошедшие специальное обучение и знающие требования инструкции по технике безопасности.
6.2.44. При работе с ручными пневматическими и электрическими сверлильными машинами должны строго соблюдаться требования инструкции по их обслуживанию и технике безопасности.
6.2.45. На ручных сверлильных машинах должны быть обеспечены надежность крепления сверл и исправность пусковых устройств. Категорически запрещается менять сверла на неотключенных машинах, а также переносить неотключенные машины. При переноске машины нельзя касаться сверла руками. Нельзя менять сверло, в рукавицах.
6.2.46. Гидравлические испытания труб и арматуры должны производиться на специально оборудованных рабочих местах.
6.2.47. Стенд для гидравлических испытаний деталей и изделий должен быть установлен на бетонном полу со скатом для стока воды и иметь деревянные решетки и контрольный манометр. На стенде должно быть указано наибольшее допустимое давление.
6.2.48. Гидравлические и пневматические испытания деталей и изделий под давлением от 0,07 до 40 МПа должны производиться в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.
Гидравлические испытания судовых труб, трубопроводов и арматуры должны производиться до нанесения изоляции в присутствии инспектора Регистра СССР и в соответствии с требованиями Правил классификации и постройки морских судов (Регистр СССР, 1985).
6.2.49. При гидравлическом испытании выпуск воздуха или воды должен производиться при помощи отводной трубки и через кран, поставленный на заглушку свободного конца изделия (трубы).
При испытании запрещается: применять деревянные пробки для заделки отверстий; находиться против заглушек, пробок, фланцевых соединений и швов; ударять чем-либо по трубопроводу; исправлять дефекты на трубопроводе и арматуре.
Устранять течи фланцевого соединения допускается только после полного снижения давления.
При испытании трубопроводов давление следует повышать постепенно во избежание гидравлических ударов и разрывов.
6.2.50. Испытания трубопроводов или емкостей должны производиться, как правило, водой. При этом разница температур окружающей среды и воды не должна превышать 5°С. В исключительных случаях допускается применение сжатого воздуха или инертного газа, в этих случаях следует разрабатывать технологическую карту, предусматривающую требования безопасности к организации процессов, к применяемым приспособлениям и стендам.
Трубопроводные работы на судне
6.2.51. Запрещается приступать к работе на судне без инструктажа по безопасности труда на новом рабочем месте, без задания руководителя работ (мастера, прораба), без подготовки рабочего места.
Если выполнение работ на судне, по мнению исполнителей, сопряжено с появлением опасных и вредных производственных факторов, то необходимо сообщить об этом руководителю работ для принятия мер защиты.
6.2.52. До начала работы в междудонных, балластных и топливных танках, топливных и масляных цистернах необходимо проверить, чтобы отсеки и емкости были очищены от остатков груза, особенно от нефтепродуктов; кроме того, администрация судна или мастер должны убедиться в том, что анализ воздуха в емкостях произведен и результаты его соответствуют требованиям ГОСТ 12.1.005-76 (анализ производит центральная заводская лаборатория, особое внимание должно быть обращено на содержание кислорода в помещениях (не менее 19% к объему). При наличии вредных веществ в воздухе выше ПДК и при температуре его выше 30°C работать категорически запрещается.
6.2.53. В помещениях, где могут образоваться газы или сильно нагревается воздух, необходимо устанавливать переносную вентиляцию, обеспечивающую уровень газов в допустимых пределах. Люки должны быть открыты, а их крышки надежно закреплены. В таких помещениях должны работать не менее двух человек: один из них находится у входного люка и выполняет роль наблюдающего до тех пор, пока другой из помещения не выйдет.
6.2.54. Запрещается пользоваться открытым огнем в топливных отсеках, цистернах и помещениях, где хранятся горючие вещества, до полной их очистки, пропарки и вентиляции с последующим лабораторным анализом воздушной среды (определение концентрации горючих газов, паров и взвесей в воздухе).
6.2.55. Запрещается оставлять на лесах и переборках инструмент и незакрепленные предметы, бросать детали и отходы вниз. Они должны опускаться способами, исключающими самопроизвольное падение.
6.2.56. Не допускается, как правило, работа на рештованиях одновременно в двух уровнях по одной вертикали. При крайней необходимости должны быть устроены прочные сплошные разделительные настилы, исключающие возможность травмирования людей, работающих внизу.
6.2.57. Нельзя ходить по трубам и крепить трубы случайными материалами (веревками, проволокой); для крепления труб и ответвлений узла необходимо применять скобы, хомуты и другие штатные средства крепления.
6.2.58. При укладке труб под палубой и подволокой работающие должны работать на исправных рештованиях, с применением защитных очков и предохранительных поясов.
6.2.59. Проворачивать трубы при сборке и сварке следует с помощью предназначенных для этого ключей или других поворотных устройств.
6.2.60. Применяемые для трубопроводных работ цепные, рычажные и другие ключи должны иметь острые зубцы, гарантирующие невозможность срыва ключа.
6.2.61. При необходимости произвести на судне, находящемся в ремонте, разъединение трубопроводов должен быть предварительно получен допуск к работе. Допуск должен быть подписан старшим механиком судна после подготовки системы к ремонту.
6.2.62. При ремонте паропровода, который находится под давлением, необходимо ту часть, на которой проводятся работы, отключить секущим клапаном, замкнуть его на замок и прикрепить табличку: "Не открывать! На магистрали производят работы".
6.2.63. Не разрешается устранять течь на трубопроводе, находящемся под давлением.
6.2.64. При демонтаже трубопроводов и арматуры на судне надо предварительно удостовериться, что трубопровод освобожден от рабочей среды, а в необходимых случаях - дегазирован. Вентили на концах ремонтируемых участков должны быть перекрыты, замкнуты на замок и на них вывешены предупредительные надписи: "Не открывать! На магистрали производят работы". В местах отсоединения труб должны быть поставлены металлические заглушки.
6.2.65. Для демонтажа и установки на судне трубопроводов, арматуры, воздухопроводов, расположенных на высоте более 1,5 м от настила днища, палубы, платформы, должны быть установлены удобные, прочные и устойчивые подмости.
6.2.66. Демонтаж отдельных труб и узлов надо производить так, чтобы оставшаяся часть трубопровода находилась в устойчивом положении.
6.2.67. На период монтажа или демонтажа трубы должны крепиться на подвесках. Демонтированные трубы запрещается устанавливать в вертикальном положении. Временное крепление труб должно осуществляться способом, обеспечивающим безопасность работ. Подвешивать или укладывать какие-либо предметы на трубопроводы запрещается.
6.2.68. Отогревание замерзших труб открытым огнем запрещается. Отогревать трубы следует горячей водой.
6.2.69. Открывать и закрывать клапаны с помощью дополнительных приспособлений, не предусмотренных конструкцией, запрещается.
6.2.70. Внутренняя и наружная поверхности труб перед подачей их на судно должны быть очищены от окалины, песка и грязи, а концы труб - заглушены.
6.2.71. При сборке трубопроводов на судне должны применяться трубы, прошедшие предварительные испытания и имеющие приемочное клеймо ОТК.
6.2.72. При ремонте паропроводов, арматуры на судне рабочие места должны иметь достаточное освещение. В помещениях с повышенной опасностью в отношении поражения людей электрическим током запрещается применять переносные электрические светильники напряжением выше 12 В переменного тока и 24 В постоянного тока, а в помещениях особо опасных в отношении поражения людей электрическим током, внутри закрытых отсеков, котлов и цистерн - выше 12 В. Переносной электрический светильник должен быть снабжен защитной сеткой и исправным шланговым проводом.
6.2.73. При внезапном выключении электрического света передвижение в темноте до включения света (рабочего или аварийного) не допускается. В случаях отсутствия или неисправности аварийного освещения работающие перед началом работ должны быть обеспечены батарейными или аккумуляторными фонарями.
6.2.74. При совместном перемещении труб несколькими рабочими необходимо поднимать и опускать их по команде; переносить трубы вдвоем следует на одноименных плечах.
6.2.75. Запрещается выравнивание перекоса фланцев путем неравномерного натяжения болтов (шпилек) и устранения зазоров между фланцами при помощи клиновых прокладок или шайб.
6.2.76. Затяжка болтов (шпилек) должна проводиться равномерно с поочередным завертыванием гаек, расположенных крест-накрест, при параллельном расположении фланцев.