Методические указания по типовой защите от вибрации и субколебаний проводов и грозозащитных тросов воздушных линий электропередачи напряжением 35-750 кВ РД 34.20.182-90 стр. 6

1416 × 603 пикс.     Открыть в новом окне
Результаты измерения вибрации, выполненные в ходе полевых испытаний, в сочетании с использованием формулы (П1.12) позволяют определить накопление усталости, т.е. сумму циклов колебаний, сопровождающихся появлением в местах подвески провода циклических напряжений определенного уровня. Обобщение результатов полевых испытаний позволяет построить кривую накопленных напряжений (рис. П1.2), отражающих сумму циклов колебаний с циклическими напряжениями определенного уровня [7]. Накопление циклических напряжений, превышающих безопасные уровни, приводит с течением времени к появлению усталостных повреждений провода.
1.7. Способность провода выдерживать колебания, приводящие к действию циклических напряжений определенного уровня, выявляется путем лабораторных испытаний на усталость. Результатом серии усталостных испытаний является кривая Веллера, которая представляет собой зависимость числа циклов колебаний до появления усталостных повреждений трех проволок провода до уровня циклических напряжений в месте выхода провода из зажима.
В результате обобщения многочисленных данных усталостных испытаний, проводившихся разными исследователями с проводами из алюминия, алюминиевого сплава и сталеалюминиевыми, разработаны рекомендации [7] по применению пограничной кривой безопасных напряжений (см. рис. П1.2). Кривая описывается уравнением
, (П1.13)
где: В = 450, Z = -0,2 для ;
В = 263, Z = -0,17 для ;
- число циклов колебаний провода.
1806 × 919 пикс.     Открыть в новом окне
Смысл пограничной кривой состоит в том, что риск усталостных повреждений провода отсутствует, если за время его эксплуатации число циклов колебаний с изгибным напряжением не превышает значения , определяемого уравнением (П1.13). Таким образом, срок службы провода определяется не только амплитудами его колебаний или уровнями циклических изгибных напряжений, но также и накопленным числом циклов таких колебаний, т.е. продолжительностью и частотой вибрации определенного уровня.

2. Влияние условий прохождения трассы, тяжения проводов и конструкции линии на подверженность и опасность вибрации

2.1. Причиной возникновения вибрации проводов является ветер, поэтому проявление вибрации прежде всего зависит от характера ветра: его скорости, равномерности (турбулентности) и направления относительно ВЛ.
Вибрация проводов возникает при скорости ветра от 0,6 до 0,8 м/с, при которой становится возможным регулярное образование за проводом завихрений и энергии аэродинамических импульсов оказывается достаточно, чтобы привести провод в колебательное движение.
При увеличении скорости ветра свыше 4-5 м/с, с увеличением частоты и числа полуволн в пролете, существенно возрастает рассеивание энергии колебаний в проводе (самодемпфирование); при скорости ветра свыше 6-8 м/с амплитуды вибрации становятся малыми и опасности разрушения провода не создают.
Устойчивая вибрация обычно наблюдается при ветрах скоростью 1-5 м/с, направленных под углом от 90 до 45° к оси пролета ВЛ; при направлении ветра под углом 45-30° вибрация носит менее устойчивый характер, а при угле менее 20° - обычно не наблюдается.
2.2. Подверженность проводов линии вибрации характеризуется числом колебаний в год либо числом часов вибрации в год. Если известно число часов вибрации в год ( ), то относительная продолжительность определяется, как
(П1.14)
Число циклов колебаний проводов ВЛ в среднем составляет около 30 млн. в год. На ровной открытой местности при регулярном действии поперечных ветров число циклов колебаний провода может достигать 250 млн. в год. За срок службы провода (30 лет) это число составит в обычной местности циклов, на открытой ровной местности циклов.
Подверженность проводов вибрации зависит от:
расположения линии относительно преобладающего направления ветров;
топографических особенностей трассы ВЛ;
тяжения проводов;
конструктивных особенностей линии (высоты расположения проводов, длин пролетов, способа крепления проводов на опорах).
2.3. Расположение линии или ее участков на местности относительно преобладающего направления ветров имеет существенное значение в случае преобладания регулярных ветров известных направлений, как, например, ветры в горных долинах, вдоль русла и в поймах рек, морские и береговые бризы вблизи морского побережья и т.п. В этих случаях наиболее подвержены вибрации участки линии, расположенные перпендикулярно или под углом не менее 45° к преобладающему направлению ветра.
2.4. Топографические условия прохождения трассы (рельеф местности, растительный покров и всякого рода сооружения вблизи линии) оказывают существенное влияние на характер воздушных потоков в приземных слоях. Наибольшее количество энергии передается проводу при действии поперечного равномерного (ламинарного) воздушного потока. В естественных условиях воздушный поток всегда имеет нарушения ламинарного течения, возникающие при обтекании различных преград. Неравномерность воздушного потока характеризуется интенсивностью турбулентности.
Ровная, открытая для ветра, местность благоприятствует равномерному течению воздушного потока и создает условия, способствующие интенсивной вибрации проводов. Сильно пересеченный рельеф местности (горные районы), наличие под линией или в непосредственной близости от нее глубоких оврагов, насыпей, всякого рода сооружений и древесной растительности в той или иной степени нарушают равномерность воздушного потока, повышают интенсивность турбулентности и создают на таких участках менее благоприятные условия для проявления вибрации. На участках линий, проходящих по редкому или низкорослому лесу, садам и паркам, по застроенной местности, и при наличии близ линии лесных массивов вибрация менее устойчива и ее относительная продолжительность меньше.
При прохождении трассы линии по лесному массиву с высотой деревьев, превышающей высоту подвеса проводов, проходящая по просеке линия оказывается защищенной от возбуждающих вибрацию поперечных ветров, что существенно снижает, а в некоторых случаях может устранить опасность повреждения проводов вибрацией.
Количественно интенсивность турбулентности может быть выражена формулой [2]
, (П1.15)
где k - коэффициент трения в приземном слое;
м;
Z - средняя высота подвески проводов, м;
- постоянная.
Различают пять основных разновидностей топографических особенностей или категорий местности (табл. П1.1), для которых определены значения коэффициента k и постоянной , входящих в формулу (П1.15).
На рис. П1.3 дан пример влияния интенсивности турбулентности воздушного потока на угол вибрации провода.
Таблица П1.1
Категория местности
Характерные особенности топографии
k
1
Ровная, открытая местность без преград со снежным покровом более 5 мес. в году, водная поверхность значительных размеров
0,11
0,001
2
Ровная, открытая местность без снежного покрова или со снежным покровом менее 5 мес. в году
0,15
0,004
3
Слабохолмистая местность, отдельные деревья и строения
0,20
0,006
4
Пересеченная местность, редкий или низкорослый лес, невысокая застройка
0,28
0,015
5
Горные районы, территория города с высокой застройкой, лесной массив
0,35
0,035
2.5. Фактором, оказывающим значительное влияние на развитие интенсивной вибрации и ее опасность, является тяжение провода. При небольших тяжениях, когда в процессе вибрации при периодических изгибах провода возможно смещение проволок друг относительно друга, потери на трение между проволоками существенно ограничивают развитие вибрации. При больших тяжениях силы сжатия препятствуют относительному смещению проволок, потери на трение (самодемпфирование) резко уменьшаются, что приводит к заметному увеличению амплитуд вибрации провода. Зависимости амплитуд колебаний и углов вибрации провода от частоты для различных значений растягивающих напряжений, построенные по результатам измерений вибрации в ламинарном воздушном потоке [2], приведены на рис. П1.4, П1.5.
2.6. Условия работы проводов при вибрации в основном характеризуются их тяжением при средних эксплуатационных условиях, т.е. при отсутствии гололеда, слабых ветрах и при среднегодовых температурах. Максимальные расчетные тяжения, соответствующие условиям работы при наибольших внешних нагрузках (гололед, ветер) или минимальных температурах, относительно кратковременны, поэтому обычно не характеризуют условий работы провода при вибрации. Об опасности совместного действия вибрации и растягивающего статического напряжения, обусловленного тяжением провода, обычно судят по значению среднеэксплуатационных напряжений.
1212 × 721 пикс.     Открыть в новом окне
1422 × 872 пикс.     Открыть в новом окне
1572 × 744 пикс.     Открыть в новом окне
Исключения должны быть сделаны при оценке вибрации проводов ВЛ, сооружаемых и эксплуатируемых в северных районах и особенно в районах Крайнего Севера, где длительное действие низких температур сочетается с частыми и продолжительными ветрами. Применительно к этим районам опасность повреждения проводов вибрацией должна оцениваться при напряжениях, обусловленных тяжением провода, соответствующим среднемесячным температурам самого холодного месяца года.
Опасность повреждения вибрацией проводов из разных материалов возникает при среднеэксплуатационных напряжениях (среднемесячных напряжениях самого холодного месяца года для северных районов), превышающих значения, приведенные в табл. 3.3.
2.7. Интенсивность вибрации возрастает с увеличением длины пролетов. Например, провода сечением 70-95 в пролетах до 80 м, а также провода сечением 120-240 в пролетах до 100-120 м слабо подвержены вибрации, которая обычно не представляет опасности.
В больших пролетах, длиной свыше 500-600 м, сооружаемых в местах пересечения больших рек и водоемов, наблюдается особо интенсивная вибрация с относительной продолжительностью до 35-50%.
Рост интенсивности вибрации наблюдается также с увеличением высоты расположения проводов над землей, что обусловлено снижением турбулентности воздушного потока.
Влияние условий прохождения трассы, длин пролетов и интенсивности турбулентности воздушного потока на уровни и относительную продолжительность вибрации в качестве примера может быть охарактеризовано опытными данными, приведенными в табл. П1.2.
Таблица П1.2
Категория местности по табл. П1.1
Длина пролетов, м
Интенсивность турбулентности ( ), %
Максимальные углы вибрации , угл. мин.
Относительная продолжительность вибрации ( ) при ( ), %
1
800-1500
2-5
40-50
35-50
2
200-500
6-10
35-40
30-35
3
200-400
10-15
25-35
20-35
4
150-300
16-25
15-20
10-15
5
150-300
30-45
5-10
2-5