а) установить гаситель с вынутым предохранителем на горизонтальном отрезке провода (или стержне) соответствующего диаметра, слегка (рукой) затянув болт, стягивающий щеки гасителя.
При этом отверстия для предохранителя в щеках и распорной втулке должны совпадать и предохранитель из медной проволоки диаметром 2-2,5 мм должен свободно проходить в отверстие;
в) установив гаситель, как указано выше (без предохранителя), толкая рукой в торец груза, проверить, как сходят нижние выступы щек с распорной втулки, свободно ли поворачиваются щеки на болте, освобождая провод, и как сбрасывается гаситель с провода.
5.5. При применении сбрасывающихся гасителей заготовить с необходимым запасом предохранители из медной мягкой (отожженной) проволоки диаметром 2,0-2,5 мм; длина предохранителя - 90-100 мм.
5.6. Проверить наличие и правильность установки отбойных щитов на роликовых поддерживающих устройствах промежуточных переходных опор согласно монтажным чертежам. Обратить внимание на крепление щитов и правильное расположение прорези щита относительно провода.
Ширина прорези в доске щита должна быть для проводов диаметром:
до 13 мм - 30 мм;
14-30 мм - 40 мм;
31-40 мм - 50 мм.
5.7. Установка гасителей на проводах и тросах переходных пролетов производится на расстояниях, указанных в монтажных чертежах.
5.8. В местах подвеса проводов двух гасителей сначала устанавливается второй, а затем первый от опоры гаситель. При этом необходимо обеспечить такое расположение гасителей, при котором они будут располагаться строго под проводом и будут надежно закреплены.
5.9. Установка гасителей вибрации сбрасывающегося типа производится в следующей последовательности:
а) вынуть предохранитель, провернуть тросик с грузами на болте, так, чтобы нижние концы щек сошли с распорки. Удерживая гаситель в таком положении, раздвинуть губки зажима и ввести между ними провод, после чего, поворачивая тросик с грузами на болте, ввести распорку между нижними концами щек.
Придерживая гаситель рукой, завернуть от руки гайку и вставить предохранитель в сквозное отверстие щек и распорки;
б) установить гаситель точно на указанном в монтажном чертеже расстоянии (от точки схода провода с ролика либо от края защитной муфты до середины зажима гасителя).
Проверив правильность расположения гасителя на проводе, загнуть выступающие концы предохранителя и затянуть ключом до отказа гайку болта, так чтобы гаситель надежно был закреплен на проводе; при применении пластинчатых замков (стопорных шайб) отогнуть их на грани головки болта и гайки.
Приложение 2
Типовые методы защиты проводов от колебаний в подпролетах
1. Колебания проводов в подпролетах. Причины возникновения и виды колебаний, вызываемых аэродинамическим следом
1.1. Колебаниями проводов в подпролетах или субколебаниями (от английского термина Subspan Oscillation) называются вызываемые ветром периодические колебания горизонтально расположенной (или занимающей положение, близкое к горизонтальному) пары проводов расщепленной фазы (расщепленных грозозащитных тросов), происходящие с одной или несколькими полуволнами на участках (называемых подпролетами) между соседними внутрифазовыми дистанционными распорками с узловыми точками в местах установки распорок либо вблизи зажимов распорок (рис. П2.1).
1.2. Колебания проводов в подпролетах являются наиболее часто встречающейся разновидностью колебаний проводов, вызываемых аэродинамическим следом. Колебания проводов, вызываемые аэродинамическим следом, возникают, когда подветренный провод горизонтальной пары проводов ВЛ попадает в турбулентный аэродинамический поток за наветренным проводом. Наветренным называется первый по направлению воздушного потока провод, подветренным - второй по направлению ветра провод горизонтальной пары.
1.3. Колебания проводов, вызываемые аэродинамическим следом, возникают при действии равномерных ветров в диапазоне скоростей от 7 до 18 м/с. Чаще всего такие колебания возникают при отсутствии отложений на проводах (в виде гололеда, мокрого снега, изморози) в сухую погоду. Однако наблюдаются случаи возникновения колебаний во время дождя, а также при наличии отложений на проводах.
Характерные разновидности колебаний проводов, вызываемых воздействием аэродинамического следа, показаны на рис. П2.2.
Из всех видов колебаний проводов, вызываемых аэродинамическим следом, субколебания встречаются наиболее часто и наиболее опасны (рис. П2.1, П2.2а).
1837 × 741 пикс.   Открыть в новом окне |
1693 × 672 пикс.   Открыть в новом окне |
1754 × 660 пикс.   Открыть в новом окне |
Составляющие горизонтальной пары проводов пучка движутся в противофазе по эллиптическим траекториям с главной осью эллипса, слегка наклонной к горизонтали. Наиболее типичными являются движения с одной полуволной в подпролете. Колебания с более чем двумя полуволнами в подпролете встречаются редко.
Виды движений проводов, показанные на рис. П2.2, б - П2.2, г, характеризуются незначительными изменениями формы поперечного сечения пучка (или расстояния между проводами в пучке). В этих случаях пучок напоминает колеблющуюся ленту. При этих видах колебаний наблюдаются комбинированные движения пучков: в случаях П2.2, б и П2.2, в движение по вертикали и горизонтали сопровождается слабыми крутильными колебаниями, в случае П2.2, г крутильные колебания сопровождаются перемещениями в вертикальной плоскости. Для форм П2.2, б и П2.2, в наиболее характерны колебания с одной, а чаще - с двумя полуволнами в пролете, для формы П2.2, г - многополуволновые колебания с числом полуволн до 8. При возникновении колебаний с двумя или более полуволнами местоположение узлов колебаний не совпадает с местами установки дистанционных распорок.
1.4. Исследования явления колебаний проводов в подпролетах (субколебаний) показали, что это колебания типа флаттера [3]. При воздействии ветрового потока на два параллельных провода, находящихся в плоскости, близкой к горизонтальной, подветренный провод попадает в аэродинамический след наветренного провода. При этом на подветренный провод действует аэродинамическая подъемная сила и сила лобового сопротивления, которые изменяются по значению и направлению с изменением положения подветренного провода в аэродинамическом следе наветренного (рис. П2.3).
Подъемная сила всегда направлена к центральной линий следа. Подъемная сила увеличивается от 0 у границ следа до максимума между границей и центральной линией следа и уменьшается до 0 у центральной линии следа. Значение максимума подъемной силы зависит от расстояния между проводами и уменьшается с увеличением расстояния.
Лобовое сопротивление имеет минимум на центральной линии аэродинамического следа, где скорость ветрового потока минимальна, и симметрично возрастает до максимума у границ следа. Значение максимума лобового сопротивления является функцией значительного числа параметров, таких, как число Рейнольдса, неровности поверхности проводов, конструкция витого провода, турбулентность ветрового потока, влажность воздуха и т.д.
1.5. Основными величинами, характеризующими колебания проводов в подпролетах, являются частота, длина полуволны и амплитуда колебаний.
Частотой называется число циклов колебаний провода в подпролете в течение 1 с.
Длиной полуволны колебаний называется расстояние между двумя соседними узловыми точками колебаний; две соседние полуволны образуют полную волну колебаний.
Амплитудой колебаний проводов в подпролетах называется значение наибольшего отклонения провода в пучности полуволны от нейтрального положения провода; полный размах колебаний в пучности полуволны равен двойной амплитуде колебаний.
1.6. Частота колебаний провода в подпролете зависит от длины полуволны и может быть определена по формуле
, (П2.1)
где n - число полуволн в подпролете (чаще всего n = 1);
l - длина подпролета между соседними распорками, м;
T - тяжение в проводе, Н;
m - масса провода, кг/м.
Наиболее часто колебания в подпролетах происходят с частотами от 0,7 до 5 Гц.
1.7. Двойные амплитуды колебаний 2А в подпролетах длиной 30-40 м обычно не превышают 0,1 м. В подпролетах длиной 60-80 м субколебания могут достигать большого размаха: 2A = 0,3-0,5 м. Такие колебания способны вызвать соударения проводов в средней части подпролета.
1.8. Измерение амплитуды отклонения провода от нейтрального положения может осуществляться механическими устройствами, позволяющими фиксировать максимальные за период наблюдения размахи колебаний проводов в диапазоне от 50 до 400 мм (2А 50, 100, ..., 400 мм). Регистраторы колебаний устанавливаются в пучности полуволны колебаний - в середине подпролета между распорками.
2. Влияние условий прохождения трассы, конструкции ВЛ и применяемой линейной арматуры на подверженность проводов ВЛ колебаниям в подпролетах
2.1. Причиной возникновения субколебаний так же, как и эоловой вибрации проводов, является ветер. Наиболее устойчивые и интенсивные колебания проводов в подпролетах наблюдаются при ветрах скоростью 9-15 м/с, направленных под углом от 90 до 45° к оси линии. При этом с увеличением числа проводов в пучке наблюдается тенденция развития интенсивных колебаний при более высоких скоростях ветра. Так, например, интенсивные субколебания проводов пучка из восьми составляющих наблюдаются при скоростях ветра 12-20 м/с. Это объясняется тем, что при средних скоростях ветра в аэродинамический след наветренного провода попадает подветренный провод, который при отсутствии ветра находится с наветренным на одной горизонтали. При высоких скоростях ветра под действием напора ветра провода отклоняются и подветренный провод выходит из аэродинамического следа наветренного, что приводит к прекращению субколебаний. С увеличением числа составляющих пучка (восьми и более) отклонение проводов под действием скоростного напора ветра приводит к тому, что в аэродинамический след попадают провода, не находившиеся в нем при отсутствии ветра и при средних скоростях ветра.
2.2. Топографические условия прохождения трассы ВЛ (рельеф местности, растительный покров и разного рода сооружения вблизи линии) оказывают существенное влияние на характер аэродинамического потока. Характерные особенности топографии, влияющие на интенсивность турбулентности ветра, приведены в табл. 3.1. Турбулентность аэродинамического потока приводит к ослаблению связей между результирующими аэродинамическими силами, что уменьшает подверженность проводов субколебаниям и их интенсивность [3, 10]. Наиболее опасными с точки зрения возможности возникновения субколебаний и их интенсивности считаются участки ВЛ, проходящие по местности категорий 1, 2 (см. табл. 3.1), а также поперек горных долин и глубоких оврагов.
2.3. Решающее влияние на возможность возникновения колебаний проводов в подпролете оказывает конструкция расщепленной фазы (или грозотроса). Колебаниям в подпролете подвержены горизонтальные или близкие к горизонтальным пары проводов пучка, в которых подветренный провод находится в аэродинамическом следе наветренного провода. Интенсивность воздействия на подветренный провод аэродинамического следа, создаваемого наветренным, в значительной степени зависит от расстояния между проводами пары.
Относительное расстояние между проводами (рис. П2.4) выражается в виде отношения a/D, где а - расстояние между проводами; D - диаметр проводов. Увеличение отношения a/D способствует повышению устойчивости горизонтальной пары проводов к колебаниям, вызываемым воздействие аэродинамического следа [3.10]